Помпеи — сундук с сокровищами, который никогда не перестанет удивлять
В начале апреля научный мир потрясло поистине сенсационное открытие помпейских археологов. В Инсуле 10 IX региона Помпей в северной части Via di Nola, самой длинной помпейской улицы, был обнаружен триклиний, украшенный невероятной красоты фресками, которые, даже по предварительным оценкам археологов и искусствоведов, можно считать едва ли не лучшими из когда-либо найденных в Помпеях.
По горячим следам в помпейском археологическом вестнике был опубликован подробный отчет, авторами которого стали участники раскопок: Габриэль Цухтригель, Людовика Алессе, Доменико Эспозито, Дженнаро Иовино, Аннамария Перротта, Алессандро Руссо, Клаудио Скарпати, Аузилия Трапани.
В одной темной-темной комнате
Огромный пиршественный зал, 15х6 м, сразу же получивший название «Темная комната» из-за цвета стен, украшен двумя фресками тончайшей работы. Одна изображает Париса и Елену. Тут у ученых нет никаких сомнений. На это ясно указывает надпись прямо в середине композиции: ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΣ ΕΛΕΝΗ. Александр — второе имя Париса. Он одет в роскошный восточный костюм с узнаваемым фригийским колпаком и штанами, которые в античные времена носили только варвары. Лежащая у его ног огромная пастушеская собака и посох указывают на то, что в юности царевич, который, согласно пророчеству, должен был погубить Трою, был изгнан из родного города и пас овец. Рыжеволосая красавица Елена, закутанная в дорогое полупрозрачное покрывало, явно благосклонно выслушивает предложение Париса о побеге, а стоящая рядом с ней служанка с изумлением смотрит на госпожу.
На второй фреске подписей нет, но лира, на которую опирается юноша, и лавровый венок у него на голове позволяют предположить, что это Аполлон, а тема Троянской войны, заданная первой фреской, дает исследователям основания считать, что сидящая напротив него девушка, также увенчанная лавром,— это Кассандра, троянская царевна, которую влюбленный в нее Аполлон наделил даром прорицания. Когда же Кассандра отвергла его любовь, Аполлон в наказание сделал так, чтобы ее пророчествам никто не верил.
В первый момент археологи выдвинули гипотезу, что черный цвет был выбран, чтобы скрыть пятна копоти от масляных ламп, но вряд ли это стало бы главным мотивом для богатого и влиятельного владельца шикарной помпейской виллы. Скорее можно предположить, что он рассчитывал, что выполненные в нежно-золотистых и голубых тонах фрески будут эффектно смотреться на черном фоне. «В мерцающем свете (светильников) картины, вероятно, казались почти ожившими»,— восторгается директор помпейского археологического парка Габриэль Цухтригель.
Головоломные потолки и узорные полы
В здании сохранился великолепный расписной потолок. Правда, во время гибели города он обрушился на пол, и теперь археологи собирают его по крошечным кусочкам, как пазл. Но оно того стоит. Мельчайшие обломки складываются в роскошную живописную картину, написанную яркими смелыми мазками. Пожалуй, ни в одном из помпейских домов не сохранилось похожей живописи, напоминающей дворцовые росписи эпохи барокко и классицизма. Доктор Алессандро Руссо в интервью BBC подчеркнул, что эта фреска редчайшего качества говорит о высоком статусе хозяина виллы. Впрочем, это ясно и простому смертному. В Темной комнате сохранились в практически безупречном состоянии и мозаичные полы. Напольные мозаики встречаются почти во всех римских виллах и публичных зданиях, но эта поражает даже опытных помпейских археологов изяществом линий, насыщенностью красок и богатством декора.