Подводные штормы в Карских воротах и предсказание активности Солнца

Наука и жизньНаука

Вести из экспедиций и лабораторий

Подводные штормы в Карских воротах

Волны в морской среде могут возникать не только на поверхности, но и внутри толщи воды. История знает немало случаев, когда гребное судно, несмотря на усилия команды, вдруг перестаёт двигаться вперёд. Известно и несколько трагических примеров — странная гибель подводных лодок, фрагменты которых были найдены на больших глубинах. Виною подобных событий считают внутренние волны, возникающие под водой. При этом на морской поверхности может быть полный штиль.

Внутренние волны образуются на границе между менее плотными (тёплыми и менее солёными) и более плотными (холодными и более солёными) водами. Чаще всего они появляются, когда морские течения (в том числе приливные) встречают на своём пути неровное морское дно. Это выводит частицы воды из равновесия, а возникающие колебания могут распространяться в стороны от источника на большие расстояния — десятки и даже сотни километров. Обычно интенсивные внутренние волны имеют высоту более 10 м и порою достигают 150 м. Такие волны оказывают сильное воздействие на перенос тепла, питательных веществ, живых организмов и загрязнений как по вертикали, так и по горизонтали. Они могут влиять на передачу акустических сигналов под водой, повреждать подводные конструкции, взламывать морской лёд и приводить к образованию полыней.

Поверхностные сигнатуры шлейфов внутренних волн на спутниковом снимке центральной области пролива Карские Ворота, полученном 8 августа 2021 года. Начальная и конечная точки работы океанографических станций показаны красными и зелёными кружками соответственно.

Группа океанологов из Морского гидрофизического института РАН, Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Московского физико-технического института и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова впервые обнаружила аномально высокие внутренние волны в российском секторе Арктики. Исследователи проводили измерения в проливе Карские Ворота в рамках одной из первых молодёжных экспедиций программы «Плавучий университет». Экспедиция проходила летом 2021 года на борту научно-исследовательского судна «Академик Иоффе».

Пролив Карские Ворота длиной 30 км и шириной 56 км соединяет Баренцево и Карское моря и известен очень сложным рельефом дна со множеством подводных хребтов и каналов. Взаимодействие сильных приливных течений с волнистым рельефом приводит здесь к возникновению интенсивных внутренних приливов, что создаёт волны во внутренних слоях океана. О регулярно формирующихся здесь внутренних волнах свидетельствуют многочисленные спутниковые и радарные снимки. Целью экспедиции было выявление районов генерации интенсивных внутренних волн в Арктике, причин их образования, оценка размеров и скорости распространения.

А — Батиметрическая карта Карских Ворот. Расположение станций показано красными (место начала работы) и зелёными (место окончания работы) точками. Б — Топография дна вдоль пролива Карские Ворота, по данным корабельного эхолота (синяя линия) и навигационного программного обеспечения OpenCPN версии 5.0.0 (зелёная линия). На вставке на панели (А) показано расположение района исследований (красный прямоугольник между Баренцевым и Карским морями).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Каждая личинка — индивидуальность Каждая личинка — индивидуальность

Эти небольшие червячки красного цвета — объект пристального внимания биологов

Наука и жизнь
Откуда к нам прилетела межзвездная комета? Астрономы впервые отследили ее путь Откуда к нам прилетела межзвездная комета? Астрономы впервые отследили ее путь

Астрономам впервые удалось точно установить, откуда прибыл межзвездный гость

Inc.
Универсальный фри Универсальный фри

Кто придумал жарить картофель и почему его любят почти во всех странах мира?

Наука и жизнь
Правила жизни Тома Хэнкса Правила жизни Тома Хэнкса

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Правила жизни
Мастера маскировки Мастера маскировки

Козодои, вертишейки и гага: обычные птицы, которых так сложно найти в лесу

Наука и жизнь
8 вещей, которые нельзя хранить под кроватью 8 вещей, которые нельзя хранить под кроватью

Есть вещи, которые лучше держать подальше от подкроватья

VOICE
Резерфорд и рождение экспериментальной ядерной физики Резерфорд и рождение экспериментальной ядерной физики

Первое искусственное превращение химических элементов

Наука и жизнь
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений

Эффективный комплекс упражнений для укрепления мышц, которые можно делать дома

РБК
Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных

Лучшие читалки для компьютера из бесплатных программ

CHIP
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках

Как российская компания может добавить значимых отличий своему ассортименту

Forbes
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

Forbes
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Неандертальцы наследили на португальских пляжах Неандертальцы наследили на португальских пляжах

Археологи обнаружили на португальском побережье отпечатки ног неандертальцев

N+1
Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины

Как мошенники маскируются под персонал СТО

РБК
Долгая совместная жизнь: сколько в России платят за преданность супругам Долгая совместная жизнь: сколько в России платят за преданность супругам

Платят за брак: как регионы поощряют семейные пары

Ведомости
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Несчастные случаи, нарушение техники безопасности и халатность: 7 самых страшных промышленных катастроф в мире Несчастные случаи, нарушение техники безопасности и халатность: 7 самых страшных промышленных катастроф в мире

Когда на фабриках и заводах случались серьезные катастрофы

ТехИнсайдер
Снижение конденсационных следов от самолетов назвали важной климатической мерой Снижение конденсационных следов от самолетов назвали важной климатической мерой

Чтобы снизить влияние авиации на климат, лучше сосредоточиться на следах

N+1
Здоровье как актив: зачем частным клиникам превентивная медицина Здоровье как актив: зачем частным клиникам превентивная медицина

Почему в частных клиниках развивается персонализированный подход

Forbes
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
Открыть в приложении