Об искусствах, красоте и музыке
Итак, «Размышления хирурга» С. С. Юдин начал писать в тюрьме, дописывал в Новосибирске, но так и не сумел закончить. Это, по-видимому, послужило одной из причин того, что свет рукопись увидела только в 1968 году, спустя 14 лет после смерти автора. Небольшая книга была снабжена прекрасной суперобложкой художника А. Г. Альперовича. При взгляде на её серо-коричневый фон с расплывшимся рукописным текстом у читателя вряд ли возникали какие-либо ассоциации, и только те, кто видел рукопись Сергея Сергеевича, понимали, что художник воспроизвёл на суперобложке ту её часть, которая была написана на серых разноформатных листках... туалетной бумаги. Какую же надо было иметь силу духа и любовь к жизни, чтобы в столь «нетворческих» условиях писать такое глубокое и полное оптимизма эссе о психологии творчества! Познакомьтесь с одной из глав этого удивительного человеческого документа.
Таланты образуются в покое,
Характеры — среди житейских бурь.
И. Гёте
Музыка — царица изящных искусств. Знатоки-искусствоведы и тонкие, рафинированные эстеты в один ранг с музыкой ставят архитектуру, отводя последней тоже место королевы. Но оба эти благороднейшие вида искусства не стоят на противоположных полюсах. Музыка доступна, понятна и необходима в любых слоях населения, на всех ступенях социальной лестницы, то есть она абсолютно демократична. Архитектура же является, пожалуй, наиболее аристократичной формой художественного творчества: собор Петра в Риме, Стефана в Вене, Миланский, Кёльнский, Страсбургский соборы строили веками. Лишь Барма и Постник чудо московской архитектуры — «Василия Блаженного» — выстроили за время одного царствования Иоанна Грозного. Шедевров в мировой архитектуре немного. К тому же строгий готический стиль большинства католических соборов почти немыслим без сплошной причудливой ажурной отделки мраморными кружевами всех шпилей, башен, карнизов, порталов, арок, наличников и целых стен. Создание их и постоянная реставрация поглощают колоссальное количество труда. В этом отношении поистине поражает, что несравненное благородство и восхитительная гармония наших лучших православных храмов достигнуты одной лишь безукоризненной архитектурной формой, без всяких лепных украшений: Покрова-на-Нерли, Спас-Нередица на Клязьме, шатровая башня в Коломенском и соборы в Новгороде. Сколько ни глядишь на них — нельзя наглядеться!
Если гениальность — врождённое свойство, не управляемое и не поддающееся культивации, то таланты можно развивать трудом, упражнением и изучением высших образцов. Но для успешного изучения образцов нужен умелый отбор их, то есть вкус, который тоже есть своего рода дар. Вкус поддаётся культуре, воспитанию. Арабы говорят: «Если ты не чувствуешь красоты цветов, если ты не ценишь дружбы и если тебя не радуют песни — ты болен, тебя лечить надо».
Важнейшее требование — воспитывать вкус не на посредственном, а на самом совершенном материале. Вкус развивают так, чтобы усвоить, почувствовать и понять до глубины самые совершенные образцы, кои будут служить мерилом и для всей последующей жизни. А вкус, выработанный, например, к живописи, легко адаптируется на оценку музыки, архитектуры, балета и науки.