О чём пишут научно-популярные журналы мира
Архив крови
На окраине леса, в 15 минутах езды от немецкого города Мюнстер из земли выступает неприметное здание вроде гаража — бункер времён Второй мировой войны, склад лекарств для армии. С 1981 года он превращён в хранилище проб крови и мочи, регулярно берущихся у 500 граждан ФРГ с целью проследить за накоплением в организме опасных загрязнений из окружающей среды. Это, например, ртуть, мышьяк, кадмий, хром, разные органические соединения. Кровь в объёме по 180 мл берут у студентов-добровольцев в возрасте от 20 до 29 лет, вызвавшихся помочь науке. Взятый объём делят на 16 порций крови и 24 пробы плазмы. Их отправляют на хранение при низкой температуре. Пройдут десятилетия — и будущие поколения учёных посредством ещё не изобретённых методов смогут ответить по этим материалам на вопросы, которые сегодня даже не возникают.
«Мы исходим из того, — говорят руководители проекта, — что многие вещества накапливаются в организме постоянно, не распадаясь и не выводясь. Если уже у молодых людей накопление вредных веществ становится заметным, то это означает, что пора привлечь внимание общественности и власти, дав чёткие рекомендации». Участники программы заполняют подробные анкеты с вопросами об образе жизни, привычках в еде, приёме медикаментов, применяемой косметике, перенесённых заболеваниях, даже о проблемах с зубами.
Бункер у Мюнстера — только часть системы слежения. Другие образцы природных материалов, постоянно собираемые в городах, лесах, на полях, в морях, — птичьи яйца, растения, рыбы, моллюски, дождевые черви, пробы почвы хранятся в здании Института молекулярной биологии и прикладной экологии в городе Шмалленберг. Общий объём хранилищ с глубокой заморозкой здесь составляет 49 кубометров.
В бункере поддерживается температура не выше 12°С, так что сотрудники довольно тепло одеты. Но в хранилищах, криотанках — 45-и цилиндрах из хромированной стали высотой в половину человеческого роста — царит температура –160°С, которую обеспечивает жидкий азот на дне каждого цилиндра. Аналогичное, самое первое в мире, хранилище в Стокгольме претерпело катастрофу в конце 2023 года, когда на Рождество неожиданно отключилось энергоснабжение и это заметили только через пять дней. Не сработала система аварийных предупреждений по SMS. Пропали результаты многолетних исследований, экономический урон составил около 45 млн евро. Но в Мюнстере такая ситуация сложиться не может. Во-первых, криотанки, устроенные по принципу термоса, могут сохранять свою температуру от 10 до 14 суток. Во-вторых, налажена многоуровневая система аварийного предупреждения: в случае аварии сработает не только SMS, но и электронная почта, и придёт голосовое сообщение на телефон каждому сотруднику.
Архив обладает передвижной лабораторией в специально оборудованном автофургоне, обошедшемся в несколько миллионов евро. Он снабжён небольшим криотанком, рабочими местами для взятия проб крови и всей необходимой аналитической техникой. Фургон выезжает в другие города, где остаётся по три дня, чтобы взять биоматериалы у 120—130 человек и доставить их в научный центр под Мюнстером.
Анализы хранящихся образцов показали, что за 1995—2018 годы содержание ртути в крови и моче, по данным от 3850 молодых людей, снизилось соответственно на 57 и 86%, а свинца за 1981—2019 год стало меньше на 87%. Ртуть сократилась после исчезновения из обихода ртутных термометров и ртутных амальгам в стоматологии. Соединения свинца теперь реже добавляют в горючее для автомобилей. И всё же разнообразие соединений, применяемых на практике в самых разных областях, постоянно растёт. В 2024 году всевозможных химикатов в употреблении стало вдвое больше, чем было в 2020-м. В апреле 2022 года Европейская комиссия сообщила, что намерена запретить применение до 12 000 соединений, особенно таких, которые могут веками сохраняться, не распадаясь в окружающей среде. В основном это полифторалкильные соединения, сокращённо PFAS, материалы, с 1940-х годов активно использующиеся в промышленности за их уникальные способности отталкивать воду и жир, не изменяя свою структуру даже при нагреве и с течением времени. Пищевая упаковка и бумажные стаканчики, пена для огнетушителей и лакокрасочные материалы, водоотталкивающие ткани и антипригарное покрытие сковородок, ковры, косметика, игрушки, удобрения — всё это может содержать PFAS. Объём проблемы прослеживается на материалах Мюнстерского хранилища.