Июнь!
Лето в расцвете молодости. Листья уже развернулись во всю ширь, но ещё свежи — не подёрнуты пылью и налётом прожитых дней. Сад заполняется массивами зелени, теряет прозрачность и приобретает вид, задуманный дизайнером.
Июнь — самый красочный месяц, когда распускается масса новых цветов. Весенние участники садового ансамбля постепенно сходят со сцены, и мы прощаемся с большинством примул (кроме канделябровых), луками анзурами, медуницами и купальницами, за исключением китайской, которая только зацветает. Постепенно стираются яркие краски с ковриков флокса шиловидного, обриеты, арабиса, камнеломки Арендса, потухают алые огни гравилата и мака восточного. В июне мы прощаемся с видовыми лилейниками: жёлтым, малым и Миддендорфа.
Но если композиции составлены с учётом времени цветения компаньонов, они не теряют декоративность. Их постоянно заливают волны новых красок, которые будут радовать гораздо дольше, нередко до конца лета. В июне начинают распускаться первые представители родов-корифеев, составляющих основу садового дизайна. В их числе хосты, астильбы, очитки и высокие флоксы.
В целом же июнь можно назвать месяцем расцвета «полевых» цветов. Даже мощный клан лилий — растений в массе своей утончённых и благородных — заявляет о себе не самым эффектным образом. Его глашатаи в первой декаде — лилии пенсильванская и мартагон выглядят золушками по сравнению с сортовыми аристократами, которые начинают присоединяться к ним только в конце июня, и, прежде всего, это будут Азиатские гибриды с их помпезной роскошью.
Во всём своём разнообразии появляются гвоздики, многие из которых отличаются продолжительным волнообразным цветением, и они не расстанутся с нами до конца лета, если регулярно срезать отцветшие стебли. Среди них травянка, Альвуда, перистая, пышная, турецкая.
Июнь — пик цветения гераней. Многие начинают распускаться уже с начала месяца: гималайская, красно-бурая, крупнокорневищная, кембриджская, лесная, луговая и долгоиграющие гибридные сорта, например, Elke, Ann Folkard, Orion, Rosannе, Patricia. Остальные подтягиваются постепенно, и во второй половине июня уже можно любоваться такими геранями, как великолепная, Ренарда, грузинская, плосколепестная, Ендраса, кровяно-красная.
Полевой облик июньских цветников подчёркивают колокольчики. В числе первых — карпатский, сборный, рапунцель. С середины месяца можно наблюдать ложечницелистный, широколистный, персиколистный, круглолистный. Самым последним зацветает колокольчик молочноцветковый, раскидывая широкие соцветия с венчиками цвета снятого молока. Его сорта могут иметь розовую или голубую окраску.
Вспоминая вольных обитателей лугов и полян, любой назовёт васильки и ромашки. И конечно, их тоже можно увидеть в цветниках. Но культурные васильки (подбеленный, Фишера, горный) — мимолётные компаньоны этого месяца. Зато всё больше становится разноцветных «ромашек». Это гадальный нивяник обыкновенный, пиретрумы (красный и девичий), жёлтые кореопсисы (мутовчатый, ланцетный, крупноцветковый), малолетние рудбекии (волосистая и двуцветная) — предвестницы осени, сезона торжества сложноцветных. И как подтверждение неизбежности её прихода являет взору свечки соцветий бузульник Пржевальского — первый звоночек конца садового спектакля.
Из типичных цветов июня, которые стабильно радуют весь месяц, не отличаются сложной агротехникой и доступны практически любому садоводу, классика нашего сада: сорта аквилегии обыкновенной, арункус двудомный, дельфиниумы (высокий и гибридный), лихнис (зорька) кожистый, люпин, шток-розы (морщинистая, мускусная), маргаритки, наперстянка, энотера четырёхгранная.
Всё же самые характерные цветы месяца, которые непременно обитают в каждом саду, — это пионы и ирисы. Отдельные представители этих родов уже заявили о себе в мае, некоторых можно будет наблюдать в июле, но настоящий разгул сортового и видового разнообразия приходится именно на июнь.
С видовыми травянистыми пионами, которые начинают цвести первыми, мы познакомились в прошлом, майском номере журнала, а в июне центром внимания становятся сортовые формы, самые поздние из которых продолжают украшать цветники до начала июля.
Среди сортов преобладают прямые потомки дальневосточного пиона молочноцветкового. В своём традиционном обличье они имеют огромные пышные цветки — помпоны, которые так и остались характерной чертой классических пионов. Согласно классификации, их называют «розовидные» или «бомбовидные». Но нынче в тренде природная красота и большой популярностью пользуются простые и полумахровые цветки с неизмененными тычинками, а также анемоновидные и японские, у которых тычинки более или менее напоминают мелкие лепестки.
Сорта, полученные при межвидовой гибридизации с участием пионов лекарственного, иноземного, Млокосевича и некоторых других видов, отличаются яркими или необычными окрасками. Селекцией этой современной группы занимаются в основном в США, так что входящие в неё сорта могут называть «американскими». Особенно характерны для «американцев» светящийся неоновый, или коралловый, цвет, а также непривычно тёмные окраски: вишнёвая и красно-коричневая. Форма цветка у них, как правило, японская или анемоновидная.
Ито-гибриды, названные в честь японского селекционера Тоичи Ито, который первым получил такие гибриды, представляют собой потомство сортов полукустарникового пиона жёлтого и молочноцветкового. Они появились в середине прошлого века и сейчас продолжают оставаться одними из наиболее дорогих. Это травянистые растения, отмирающие на зиму до основания. Их вывели в стремлении получить жёлтый пион, но современные расцветки довольно разнообразны, хотя желтоватый оттенок проглядывает почти в любом из них. Обычно это смесь жёлтого с бордовым или пурпурным цветом, лишь изредка лепестки полностью розовые. Цветки всегда махровые, а фасон листьев Ито-гибриды получили в наследство от жёлтого родителя, и он остаётся неизменным. Листья могут иметь красивую пурпуровую весеннюю и осеннюю окраску.
Первые ирисы — карликовый (Iris pumila), злаковидный (I. graminea), безлистный (I. aphylla) и карликовые сорта из группы Бородатые встречают цветовода уже в мае, а в июне оканчивают цветение в первой декаде. Почти до конца месяца можно любоваться ирисом жёлтым. Этот вид широко распространён в природе средней полосы и во время цветения легко обнаруживается в стоячих водоёмах.
Основная масса ирисов, украшающих июньские цветники, — это ирисы сибирский, гладкий и спурия, их гибридные сорта и сорта из группы Бородатые. Ирис сибирский (Iris sibirica) и его сорта составляют очень популярную садовую группу — Сибирские ирисы. Её фиолетово-синий основоположник породил довольно много гибридов не только классической окраски, но жёлтых, белых, двуцветных. Современные формы с широкими плоскими лепестками могут напоминать Японские ирисы. Они красивы, но довольно капризны и подвержены грибным болезням. Сорта попроще, близкие к виду, исключительно устойчивы и неприхотливы.
Ирисы группы Спурия происходят от одноимённого вида (I. spuria), проживающего в российских степях. Длинные цветоносы с ярусным расположением изящных цветков — их самая запоминающаяся черта. К сожалению, далеко не все сорта могут стабильно зимовать в средней полосе.
Все потенциальные возможности сочетаний красящих пигментов выявлены селекционерами при выведении сортов Бородатых ирисов, или, согласно научной классификации, ириса гибридного (I. × hybrida). Все они имеют бородку волосков при основании отогнутых лепестков, что обусловило название группы. В её истоках европейские виды. Ирисы бледный (I. pallida), флорентийский (I. florentina), германский (I. germanica) и пёстрый (I. variegata) породили среднерослые и высокие сорта. Более современная группа карликов происходит от ирисов карликового и желтоватого (I. lutescens).
Выведены десятки тысяч сортов ирисов, многие из них уже потеряны, но каждый год их ряды получают пополнение. Каждому времени — свои ирисы. Сейчас в моде навороченные цветки: многоцветные, рисунчатые, с обильными воланами и кружевами. Но если нужны ирисы для дизайна, то стоит предпочесть сорта «ретро» — те, что цветут в деревенских садах среди сорняков и без всякого ухода. Они обычно одноцветны и без вычурных украшений, но, пройдя испытания временем, приобрели стойкость к условиям и стабильность цветения, которые ставят их вне конкуренции.
С середины или конца июня к ним присоединяются ирис мечевидный, или Кемпфера (I. ensata), и его потомки, составляющие садовую группу Японских ирисов с характерными «расплющенными» околоцветниками. Они могут быть простыми, с шестью раскинутыми лепестками, или махровыми, в которых разные части цветка приобрели лепестковидную форму и окраску. Это самые поздние ирисы, они переходят в июльский ассортимент. Многие имеют низкую зимостойкость.
Каждую садовую группу отличают свои агротехнические особенности, и не стоит пытаться собрать все в одном цветнике. Особенно различно их отношение к поливу. Карликовые степные виды, ирис спурия и его родственники не выносят сырость и одобряют полив только в засуху, если она приходится на период активного роста и цветения. Бородатые сорта и представители группы Спурия засуху переносят гораздо хуже, а ирисы жёлтый, мечевидный, гладкий, Японские и большинство Сибирских сортов хорошо растут только при регулярном поливе. Причём сибирский, жёлтый и гладкий выносят переувлажнение, их можно даже поместить на мелководье в садовом пруду.