Апрель 1945 года. Готхард Хайнрици, командующий группой армий «Висла», оборона которой трещит под натиском советского наступления, прибывает в Берлин, чтобы сказать фюреру горькую правду о положении на Восточном фронте. Увидев обожженные руины Имперской канцелярии, он полушепотом говорит сопровождающему его полковнику Айсману: «Подумать только, три года назад Гитлер властвовал над всей Европой от Волги до Атлантики, а сейчас сидит в норе под землей».
«Нора» — весьма точное определение помещения, где провел последние недели жизни и встретил смерть лидер Третьего рейха. Эмоционально точное. Но если говорить о технической стороне вопроса, то «фюрербункер» в подвале Имперской канцелярии был довольно сложным с инженерной точки зрения сооружением. О нем и пойдет рассказ.
Совсем не прихоть
Сохранение жизней действующих руководителей государств имеет важное значение лишь потому, что всегда должно сохраняться непрерывное управление государством и армией.
Всегда должен существовать некий центр, куда со всех сторон стекается самая разнообразная информация о положении дел во всех концах страны и во всех областях деятельности. Центр, где происходит обработка информации, анализ обстановки и откуда исходят главнейшие распоряжения, которые обеспечивают согласованные по времени, месту и целям мероприятия всех сфер военной и государственной деятельности. Без этого государство и армия уподобляются улью, потерявшему матку. Вопрос гибели в обоих случаях — это лишь вопрос времени.
Естественно, что противник всеми силами своей разведки стремится выявить эти узловые пункты управления, а обнаружив — уничтожить.
Конструкция логова. Форбункер был зарыт в землю не особенно глубоко. Его плита перекрытия толщиной в 2 метра находилась практически сразу под залом заседаний Имперской Канцелярии. Когда Гитлеру придется покинуть в феврале 1945 Вольфшанце и вернуться в Берлин, четыре комнаты (1,2,3,4) форбункера будут отведены для Геббельса и его семьи (они переберутся в это подземное жилище 22 апреля), в двух (5,6) будет размещен обслуживающий персонал, в двух (7,8) продуктовая кладовая и кухня, в двух (9,10) внешняя охрана и часть оборудования бункера. И еще две комнаты (12,13) занимала экономка и хозяйственное имущество. Коридор форбункера (11) переоборудуют под общую столовую, где будут питаться все обитатели бункера, исключая лишь самого фюрера. Основная часть последнего жилища Гитлера, собственно фюрербункер, строительство которого началось летом 1943 в саду имперской канцелярии, была пристроена к старому бомбоубежищу (форбункеру). Предварительно отрыли котлован глубиной около 17 метров и эта вторая часть бункера оказалась на пол-этажа ниже форбункера. Обычно говорят, что фюрербункер был двухэтажный. Однако, как видим, это не так. Имелось два бункера, один из которых был опущен ниже другого и находился дальше от здания Имперской канцелярии. Эти два бункера соприкасались друг с другом, и из одного в другой можно было попасть по лестнице (12). Фюрербункер (так будем называть новую часть сооружения в отличие от старой, которую будем называть форбункером) имел собственный вход из сада Имперской Канцелярии (13). По бокам от входа стояли две вентиляционные башни с конусообразными крышами (одна из них к маю 1945 так и оставалась недостроенной). Вдоль всего фюрербункера от лестничной клетки входа до лестничной клетки перехода в форбункер проходит неширокий коридор (14). Вся правая сторона бункера отведена под комнату для совещаний (15), приемную (16), кабинет (17), спальню Гитлера (18), и спальню Евы Браун (18). Здесь же расположены туалет и ванная комната (19,20). И все же бункер тесен. Помещение для вентиляционного оборудования и емкости для питьевой воды пришлось разместить через стенку от спальни фюрера, что явно не добавляло комфорта. По другую сторону коридора находились кабинеты Геббельса и личного врача Гитлера (21,22), помещение для секретариата (23) (стенографистки, машинистки, делопроизводство), узел связи (24) (телефонный коммутатор), машинный зал (25) (дизель-генератор, электромоторы системы вентиляции), электрощитовая (27), где находился распределительный щит и воздушные фильтры. Для личного состава охраны Гитлера комнат уже не нашлось, и под караульное помещение была отведена часть коридора (26), куда выходила лестница из форбункера.
И столь же естественно, что каждая сторона стремится обеспечить сохранность своих правительственных пунктов управления и тех лиц, которые в данное время держат в руках бразды правления.
Однако полагаться на то, что противник не знает местонахождение высших руководителей, опрометчиво. Тем более что до момента нанесения им ударов невозможно быть уверенным в степени его информированности.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.