Способность прощать: как привить ее детям?
Как простить другого, если внутри все кипит от гнева? Как перестать ненавидеть тех, кто причинил нам боль? Мы часто видим в прощении проявление слабости, но не лучше ли сбросить груз обиды самим и научить этому детей? О том, как это сделать, рассказывает детский психолог Марьям Абдулла.
На прошлых выходных друзья не захотели играть с моим сыном во фрисби. Они ушли, несмотря на долгие уговоры, да еще и прихватили его футбольный мяч. Само собой, мой ребенок кипел от негодования. Правда, недолго.
В этом смысле дети почти не отличаются от взрослых: они тоже злятся, когда их обижают. Иногда доходит до крайностей: гнев перерастает в ярость и желание отомстить и нередко принимает форму физической агрессии, которая ужасает родителей. Так можно ли научить их прощать?
Психолог Роберт Энрайт и психиатр Ричард Фитцгиббонс считают, что прощение — это сознательный выбор перестать злиться на обидчика. И это вовсе не признак слабости: прощение требует силы и мужества. Прощать не значит забывать, оправдывать или молча сносить оскорбления. Можно простить и по-прежнему добиваться справедливости. Прощение и примирение — не одно и то же, готовые прощать не ждут извинений.
Многие думают, что ребенку такое не по силам, ведь он еще не владеет эмоциями и не умеет справляться с гневом. Однако есть специальные программы, которые помогают детям успокоиться, восстановить нормальные отношения с окружающими и даже повысить успеваемость. По словам Энрайта, о них полезно знать всем родителям, которые хотят, чтобы их дети выросли уравновешенными и незлопамятными.
Зачем ребенку умение прощать?
Программа прощения — это серия еженедельных групповых сессий для семей или отдельных участников. Детей вовлекают в игровые ситуации, чтобы постепенно подвести к размышлениям над реальными конфликтами. Они рассматривают разные способы преодоления боли, возникающей в результате столкновений, в том числе — прощение. Когда дети начинают понимать, в чем смысл этого действия, их обучают умению прощать. Сначала проигрывается сценарий с вымышленным персонажем, затем ребенок решает, как поступить с теми, кто на самом деле его обидел.
Некоторые участники таких проектов продолжают обучаться прощению до 21 года. Многие из них присоединяются к волонтерским миссиям: в Белфасте (Северная Ирландия), где до сих пор продолжается этнополитический конфликт, Милуоки (штат Висконсин), где часто вспыхивают расовые беспорядки, и самых криминальных районах Турции. Кроме того, на Среднем Западе США волонтеры работают с подростками, пережившими глубокую психологическую травму (издевательства, потерю родителей), а в Южной Корее — с молодыми женщинами, пострадавшими от насилия в