Эффект Delivery club: зачем бизнесу повышать статус курьеров в обществе
Скандальная рекламная кампания сервиса доставки еды Delivery club неожиданно вскрыла социальную язву неуважительного отношения пользователей к обслуживающему персоналу. Но это не первая попытка бизнеса повысить статус курьеров в обществе. Как и зачем «Перекресток», «Яндекс.Еда» и другие компании, для которых доставка — неотъемлемая часть сервиса, пытаются привить уважение к «синим воротничкам».
На этой неделе сервис по доставке готовой еды Delivery club запустил в Москве масштабную рекламную кампанию, посвященную работе курьера. Создатели хотели, чтобы за функцией доставки потребители увидели реальных людей с их «увлечениями и талантами». Если верить рекламе, то заказ из Delivery может привести учитель литературы, заслуженный артист, полиглот, бывший репортер или альпинистка. Эти люди любят свою работу и не считают профессию курьера зазорной. Выбранные образы рассчитаны на эмоциональную реакцию клиентов: люди с такими опытом и талантами вызывают больше доверия у потребителей.
Правда, российская аудитория рекламную кампанию восприняла неоднозначно. Вместо посыла о том, что к курьерам нужно относиться уважительно (ведь они умеют не только молча доставлять пиццу), клиенты разглядели негативный социальный подтекст. Отзывы можно разделить на несколько основных категорий:
— Сотрудники на постерах не могут реализовать потенциал в своих профессиях в силу разных причин, поэтому вынуждены идти в курьеры для подработки;
— Кроме этих шести избранных, остальные тысячи курьеров могут не обладать такими талантами;
— Такая социальная реклама важна — она подчеркивает уважение к каждой профессии и любому труду. Людям может действительно нравиться работать курьером — это их осознанный выбор.
Судя по комментариям в соцсетях, первая группа оказалось более многочисленной. Оказалось, что в России работу курьеров воспринимают как плохо оплачиваемую и низкоквалифицированную: работать доставщиком нестыдно разве что студентам. Переход учителей или заслуженных артистов в ранг доставщика считается понижением социального статуса и предательством идеалов.
Негативное отношение к курьерам в обществе — факт, с которым мало кто готов спорить. Одна из причин такого восприятия людей этой профессии в том, что они буквально заполняют собой общественные пространства и могут раздражать окружающих. Например, этой зимой избили курьера из-за его большой сумки, которая мешала пассажирам в лифте в элитного комплекса.