Кто только не борется за вывоз, сортировку и утилизацию отходов россиян

ForbesБизнес

Большая свалка

Кто только не борется за вывоз, сортировку и утилизацию отходов россиян.

Текст: Сергей Титов

В январе 2019 года Россия буквально утонула в мусоре. «Мусоропроводы забиты до верхних этажей», «горы мусора выше детской горки» — негодовали пользователи соцсетей по всей стране и выкладывали фотографии переполненных помоек. Коллапс стал следствием «мусорной реформы». С нового года большинство регионов передало управление отходами региональным операторам. Новые правила ущемили локальных игроков, нередко аффилированных с криминалом или местными властями. Они и пошли на саботаж, перестав вывозить мусор. В «мусорных войнах» участвует и население, недовольное двукратным ростом тарифа за утилизацию. Пережить кризис неплатежей и справиться с конкурентами по силам только крупным игрокам. Forbes изучил основных претендентов на куш почти в 200 млрд рублей ежегодно.

Корпорация «Мусортех»

«Раз он такой экологически чистый, вот и заберите его к себе на свои угодья!» — возмущается женщина, активно жестикулируя. Она и еще несколько десятков жителей подмосковного Свистягино обступили гендиректора «РТ-Инвест» Андрея Шипелова и увещевают его не строить поблизости мусоросжигательный завод. На дворе август 2018 года, но, несмотря на жару и накаленную обстановку, Шипелов спокоен. И дело не только в двух телохранителях неподалеку. Он давно в деле и привык к нападкам: «Нет никакого страха. С населением общаться приятно, полезно и необходимо».

Население встретило протестами и «мусорную реформу». Из-за нее тариф вырос со среднемесячных 50 рублей на человека до 100–120 рублей. Многие жители частных домов вообще впервые увидели новый платеж, раньше за вывоз отходов платили муниципалитеты. Вдобавок возникла неразбериха с расчетом тарифа. Где-то он взимается пропорционально количеству жильцов, где-то — размеру жилплощади.

До начала реформы «мусорный бизнес» был монополизирован городскими властями. Муниципалитеты устанавливали тарифы, а подведомственные им МУПы или аффилированные компании вывозили мусор и заведовали свалками. Маржа составляла десятки процентов, и нередко это привлекало криминал, который стремился «крышевать» свалки. Днем они принимали отходы по талонам, а ночью за наличные.

Для Шипелова мусор — семейный бизнес. Его тесть, нижегородский депутат Вадим Агафонов занимается отходами с начала 2000-х. Шипелов утверждает, что решение о том, чтобы заняться мусором, принял самостоятельно: «Мы никогда не смешиваем семью и бизнес».

Первый серьезный капитал Шипелов сколотил на торговле нефтепродуктами. В 28 лет стал директором по развитию Российской венчурной компании (РВК), а через два года, в 2009-м, перебрался в Волгоградскую область на должность советника губернатора по экономике. Там он познакомился с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым (у госкорпорации было несколько проблемных активов в регионе) и убедил его создать инвесткомпанию «РТ-Инвест». «Ростех» получил блокпакет, остальное — Шипелов с тестем. Предполагалось, что «РТ-Инвест» будет развивать новые технологии, в том числе в отходах. Идею Шипелов вынашивал еще в РВК, но в госкомпании она «несильно сработала».

Крупный бизнес заинтересовался отходами в начале 2010-х, когда правительство только начало обсуждать «мусорную реформу». Из-за переполненных свалок регионы стали тонуть в мусоре. Запахло социальным взрывом, и губернаторы попросили федеральный центр помочь. Правительство решило «поднять» уровень принятия решений с муниципального на региональный. По новым правилам губернатор и областное правительство должны утверждать тариф и отбирать региональных операторов, которые будут контролировать утилизацию всего мусора и станут единственными получателями платежа по «мусорному» тарифу.

Крупный бизнес привлекла не столько тарифная маржа 5%, сколько «прокачиваемый через себя» оборот, поясняет один из игроков. Кроме того, региональный оператор имеет все шансы монополизировать не только коммунальные отходы, но и более маржинальный строительный и промышленный мусор.

Компания «РТ-Инвест» начала готовиться к реформе заранее. В 2013-м купила казанского мусорного оператора ПЖКХ за 1,2 млрд рублей (80% суммы взяла в кредит). На очереди была нижегородская АГЖО Вадима Агафонова, но сделка сорвалась. Конфликт интересов ни при чем, заверяет Шипелов: «Не дошли до понимания, что один плюс один [ПЖКХ плюс АГЖО] — это больше, чем два».

В 2014 году «РТ-Инвест» заключила с мэрией Москвы 15-летний контракт на 12,6 млрд рублей на вывоз мусора из Северо-Западного округа (компания была единственным участником тендера). На следующий год Шипелов выкупил пакет тестя. Сумма сделки была «скромной», заверяет Шипелов. Она была закрыта до запуска нашумевшего «Платона» («РТ-Инвест» стала оператором системы без конкурса). На подходе был еще один скандальный проект — мусоросжигательные заводы для Подмосковья и Казани.

«Мы ничего не фантазировали, просто взяли успешную модель, как можно сократить количество полигонов практически до нуля», — говорит Шипелов. Идея возникла у него еще в 2011 году как часть комплексной системы по обращению с отходами. Она должна была спасти столичный регион, который превращался в огромную свалку.

В 2017 году «РТ-Инвест» выиграла тендеры Минэнерго на строительство мусоросжигательных заводов (четыре в Подмосковье и один в Казани), став их единственным участником. «Во-первых, санкционность, во-вторых, все понимали, что пионерам этого бизнеса придется столкнуться где-то с общественным мнением, где-то с непониманием регулирования этих процессов», — объясняет Шипелов отсутствие конкурентов.

На следующий год «РТ-Инвест» стала крупнейшим оператором Подмосковья, взяв под управление 60% отходов региона. Три десятилетних контракта на 109 млрд рублей компания получила при отсутствии конкурентов — другие заявки не были допущены к конкурсу.

Помогает ли «Ростех» в диалоге с властями и конкурентами? «Девиз «Ростеха»: партнер в развитии», — улыбается Шипелов. С 2017 года он не контролирует «РТ-Инвест», 39,9% компании за 2 млрд рублей он продал Сергею Скворцову, советнику и бывшему заместителю Чемезова. Шипелов получил 200 млн рублей наличными, остальное было инвестировано в проекты компании «РТ-Инвест». Инвестиции Шипелов оценивает в 186 млрд рублей: 150 млрд на заводы, остальное на строительство комплексов по переработке отходов, сортировке и технику. Госбанки предоставят 70–80% суммы, возврат — за счет тарифов. За энергию от сжигания мусора заплатит промышленность, а за утилизацию — население. По словам Шипелова, ставка на тариф принесет максимум 10–15%. «Если ты хочешь зарабатывать больше, начинай перерабатывать вторичные ресурсы», — говорит он и уверяет, что проекты уже на подходе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Политика погубила Нью-Йорк в симуляции армагеддона Политика погубила Нью-Йорк в симуляции армагеддона

По результатам симуляции армагеддона большая часть Нью-Йорка лежит в руинах

Популярная механика
Эпоха жадности Эпоха жадности

Лучшие обложки в истории журнала

Forbes
Никогда не носите дома одежду, в которой ходите по улице Никогда не носите дома одежду, в которой ходите по улице

Домашняя одежда многое скажет о вашем чувстве собственного достоинства

GQ
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Сальвадор Дали — о своих антиницшеанских усах, всегда обращенных в небо Сальвадор Дали — о своих антиницшеанских усах, всегда обращенных в небо

Сальвадор Дали, «Дневник одного гения»

Esquire
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
Как бывший чиновник из России развивает сеть детских парков «Кидзания» в США Как бывший чиновник из России развивает сеть детских парков «Кидзания» в США

Как россиянину удалось найти влиятельных партнеров на американском рынке

Forbes
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Дело техники Дело техники

Определен порядок внесения изменений в конструкцию автомобилей и мотоциклов

АвтоМир
Счастье в будущем Счастье в будущем

Автоматизация процессов и «человеческая аналитика»

Forbes
Сделай сам Сделай сам

Нюша эффектно вернулась на сцену после непродолжительного декретного отпуска

OK!
Человек и ледокол Человек и ледокол

Зачем Олегу Тинькову яхта, способная плавать в Антарктике

Forbes
Домашний компьютер или ноутбук: на чем играть в современные игры? Домашний компьютер или ноутбук: на чем играть в современные игры?

Игровые ноутбуки сегодня становятся все популярнее

CHIP
Ручная сборка Ручная сборка

Сервис доставки продуктов Instamart стал прибыльным, скопировав модель Instacart

Forbes
Крупнейший независимый НПЗ России попросил признать себя банкротом Крупнейший независимый НПЗ России попросил признать себя банкротом

Антипинский НПЗ 18 мая направил в суд заявление о банкротстве

Forbes
Поколение Y Поколение Y

Первый российский рейтинг «30 до 30»

Forbes
Скорость по-американски: как в США спасают культовый гоночный турнир IndyCar Скорость по-американски: как в США спасают культовый гоночный турнир IndyCar

Автогонки IndyCar на протяжении десятилетий были главным гоночным первенством

Forbes
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
9 самых богатых детей-актеров всех времен (от Селены Гомес до сестер Олсен) 9 самых богатых детей-актеров всех времен (от Селены Гомес до сестер Олсен)

Пока ты играл в машинки, они уже на них зарабатывали (причем на настоящие)

Playboy
Автоматизированная система управления Автоматизированная система управления

Если у тебя нет планов на 50 лет вперед, ты их точно не проживешь

Forbes
Фестиваль Rosé на Усачевском рынке Фестиваль Rosé на Усачевском рынке

На Усачевском рынке впервые пройдет гастрономический фестиваль Rosé

Cosmopolitan
Из рук в руки Из рук в руки

15 лет российского футбола в историях пяти клубов

Forbes
«Шедевр»: искусство, дружба, афера «Шедевр»: искусство, дружба, афера

Чего больше в популярной картине — таланта ее создателя или успешного маркетинга

Psychologies
Цифровая молодежь Цифровая молодежь

Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой»

Forbes
Не надо так! Сайрус, Керр и другие звезды, которые загорают топлес Не надо так! Сайрус, Керр и другие звезды, которые загорают топлес

Кто из звезд не стесняется лежать на берегу без бра и почему не стоит так делать

Cosmopolitan
Желтый полиэтиленовый пакет Желтый полиэтиленовый пакет

Что Чичваркин вывез из России в Лондон в крепком желтом пакете «Евросети»

Forbes
Неделя потребления: ретроспектива «Кинотавра», электролонгборд и экономичная яхта Неделя потребления: ретроспектива «Кинотавра», электролонгборд и экономичная яхта

Лето — повод променять автомобиль на яхту или даже лонгборд

Forbes
Сносное жилье Сносное жилье

Как устроена московская реновация и кто уже зарабатывает на ней миллиарды

Forbes
Жертвы насилия: почему они не могут похудеть Жертвы насилия: почему они не могут похудеть

Клинический психолог Юлия Лапина рассказывает о жертвах насилия

Psychologies
Открыть в приложении