«Мы знаем, что люди хотят слушать здесь и сейчас»
Андрей Гевак и Илья Карпухин — о развитии «Яндекс.Музыки» и будущем подкастов в России
В этом году сервису «Яндекс.Музыка» исполнилось десять лет. За это время сервис прошёл путь от каталога музыки до сервиса рекомендаций, который знает, что нужно пользователю в конкретный момент времени. Мы поговорили с руководителем «Яндекс.Музыки» Андреем Геваком и продюсером подкастов Ильей Карпухиным о том, как в 2020 году изменилось потребительское поведение, почему выросла популярность треков с медитацией и как сервис планирует увеличить рынок подкастов в России.
65 млн треков и 180 тыс. эпизодов подкастов — в библиотеке «Яндекс.Музыки».
27% подписчиков «Яндекс.Музыки» слушают подкасты.
В 6 раз выросла аудитория подкастов за последний год.
Ниши и конкуренты
Сегодня «Яндекс.Музыка» — один из самых популярных стриминговых сервисов в России. Сначала он представлял собой каталог музыки, а затем стал уходить в сторону сервиса рекомендаций. С самого старта «Яндекс» выбрал модель легального развития и одним из первых начал заниматься развитием сервиса на основе подписной модели.
Андрей: «Позиция нашей компании однозначна — мы за конкуренцию. Это заложено и в названии Yandex: Yet ANother inDEXer — “ещё один поисковик”. История показала, что развитие легального рынка аудиостриминга помогало общему росту подписчиков на музыкальные сервисы. Мы стали свидетелями появления новых аудиостримингов и трансформаций конкурентов: VK легализовал свою музыкальную библиотеку, Apple вывел на российский рынок свой сервис. Чем больше игроков появляется на рынке легального аудиостриминга, тем активнее растет общее количество подписчиков на музыкальные сервисы. Даже после долгожданного запуска Spotify в России мы видим продолжение этого роста. И пределы этого роста всё ещё далеки. В скандинавских странах больше чем у 35% населения страны есть платная подписка на стриминговые музыкальные сервисы, в Великобритании, США, Южной Корее — у 25—35%. В России подписчиков музыкальных сервисов около 10—11 миллионов — это не больше 7—8% населения. На остальных рынках стран СНГ эта доля ещё меньше».
Подписка — главное подтверждение, что пользователь доверяет сервису
«Яндекс.Музыка» зарабатывает и на рекламе, и на подписке. При этом по выручке в последние годы рекламная модель монетизации сильно уступила подписной. По словам Андрея Гевака, подписка — это не только экономический выбор, но и внутреннее решение. Подписка — материальное подтверждение того, что пользователь доверяет сервису.
«Похожие исполнители» определяются по следующей логике: исполнитель похож на другого, если их слушают вместе. А вот похожие треки подбирает нейросеть: она определяет «похожесть» по звучанию.
Андрей: ««Платные подписки становятся популярнее — тому есть несколько причин. Первая: сервисы совершенствуются. Тебе уже не просто дают контент — его предлагают в удобном виде: с возможностью слушать музыку и смотреть фильмы без подключения к сети, с продуманными рекомендациями. Мы знаем, что люди хотят слушать здесь и сейчас. В этом состоит одна из главных ценностей, за которую готовы платить пользователи. Вторая причина — развитие технологий: платить за услуги в Интернете стало гораздо проще, чем даже пару лет назад. Третья — привлекательная цена. По сравнению с другими рынками в России подписка на музыкальный стриминг стоит дёшево — её стоимость в месяц сопоставима с чашкой кофе. У некоторых подписок есть и дополнительные бонусы — например, подписчики “Яндекс.Плюс” могут копить и тратить баллы в “Яндекс.Такси”, “Яндекс.Драйве” и других сервисах».
Особенности российского рынка подкастов
Несколько лет назад у команды «Яндекс.Музыки» сложилось понимание, что их сервис — это не только музыка, но и аудио в широком смысле этого слова. Поэтому в самом конце 2018 года было принято стратегическое решение развивать направление подкастов. За год количество прослушиваний подкастов выросло в шесть раз. Интерес команды сервиса к немузыкальному формату совпал с очередной волной их популярности, когда подкастами вновь заинтересовались крупные СМИ и блогеры.