За четверть века советский мотопром так и не создал самостоятельных конструкций

МотоАвто

1953‑1954: Дайте советский мотоцикл!

После четверти века развития советского мотопрома пришлось признать: самостоятельных конструкций за это время он так и не создал

Текст Александра Воронцова

В официальной советской печати могли сколько угодно превозносить отменные качества советских мотоциклов, но специалисты отлично понимали истинное положение дел. Моментом истины стала проведённая в марте 1954 года конференция конструкторов мотоциклетной промышленности СССР. В её дебатах приняли участие специалисты заводов-смежников, профильных министерств и ведомств, а также представители потребителей и спортсменов — общим числом 92 человека.

Основной доклад делал начальник конструкторского отдела ЦКБ Святослав Юрьевич Иваницкий. Отметив, что «за всё послевоенное время ни один завод не создал ни одной новой промышленной модели мотоцикла», и указав на непростительное отставание технического уровня выпускаемых моделей (так, литровая мощность двигателя М72 равнялась 29,5 л.с./ л, а у современного BMW — 43 л.с./ л, Triumph — 52,5 л.с./ л), он развернул блистательные перспективы выхода из этой плачевной ситуации: предложил в ближайшие пять лет спроектировать и поставить на серийное производство 15 новых моделей дорожных мотоциклов и семь спортивных.

Разработанный в ЦКБ типаж предусматривал выпуск мотоциклов: 125, 250 и 350 см³ с двухтактными моторами, 350, 500 и 750 см³ с четырёхтактными, причём практически все категории в двух вариантах — дорожного и спортивного типа; плюс специальный 750‑кубовый мотоцикл высокой проходимости (секретомания доходила до того, что даже на столь представительной конференции его не называли армейским), плюс мотоход (такой термин в те годы использовался для мотороллера). Должны были выпускать всё это великолепие аж восемь специализированных заводов, в том числе «опытный завод по производству гоночных мотоциклов, а также опытных образцов новых дорожных мотоциклов».

Присутствующие приняли этот доклад, мягко говоря, скептически. Тон обсуждению задало выступление главного конструктора Киевского мотозавода М. А. Позднякова. Он сделал весьма критический обзор истории и современного состояния проектной работы («…за последние 20 лет разработано 39 различных проектов конструкций мотоциклов, но ни один не пошёл в серию, потому что все они были сырыми макетами, не прошедшими необходимой доводки. На протяжении всей истории советского мотоциклостроения мы не имели в серийном производстве ни одной отечественной модели дорожного мотоцикла, а лишь копии заграничных…»). Далее Поздняков раскрывает причины такого бедственного положения: «Опыта по серьёзной доводке машин у нас нет. Весь наш опыт основан на проектировании макетов по заграничным журналам. Мы никогда не имели условий для проведения конструкторско-экспериментальных работ на должном уровне, так как штаты наших конструкторско-экспериментальных отделов составляют 20‑30 человек (на МЗМА — 350 человек!!!). Кроме того, у нас совершенно недостаточная мощность экспериментальных цехов (5‑10 станков и 10 рабочих). По существу, мы можем вести более или менее нормально только работу по серийной продукции с мелкой модернизацией…»).

Хочется и далее подробно и со вкусом цитировать выступления участников конференции, но журнал не резиновый. В общем, налицо две главные беды нашего мотопрома, которые преследовали его всю жизнь: хроническое недофинансирование и информационный голод. У государства всегда находились более важные задачи, куда можно ухнуть уйму денег. А в итоге, как ёмко и печально высказался министр машиностроения Степан Акопович Акопов: «Наши конструкторы уже поседели, а советских конструкций мотоциклов нет…».

Кстати, знаете, почему этот выпуск нашей летописи сдвоенный? Потому что в 1953 году не было создано практически ни одной хоть сколько‑нибудь примечательной новой конструкции. Застой…

К счастью, в 1954 году жить стало веселее. Подстегнули деятельность конструкторских отделов несколько постановлений Совета Министров СССР — в частности, принятое ещё 10 января 1953 года постановление № 74 «О мероприятиях по развитию мотоциклетного спорта». Так, в серпуховском ЦКБ началось проектирование гоночных мотоциклов нового поколения — С-124, С-254 и С-354 (в первой цифре зашифрована кубатура — соответственно 125, 250 и 350 см³, две следующие цифры означают год начала разработки). Эти машины имели четырёхтактные двигатели воздушного охлаждения с двумя верхними распредвалами. Вертикально установленные цилиндры отлиты из алюминиевого сплава, с гильзами из чугуна. Двигатели С-154 и С254 имели однотипную конструкцию (с той разницей, что 125‑кубовый мотор был одноцилиндровым, а 250‑кубовый двухцилиндровым) и «квадратную» (54×54 мм) размерность. Газораспределительный механизм имел привод впускного распредвала от коленвала через вал и конические шестерни, а уже от него выпускной распредвал приводился «гитарой» цилиндрических шестерён. Коленвал составной, в нижние головки стальных шатунов вставлены двухрядные роликовые подшипники с дюралюминиевыми сепараторами. Система смазки сухого типа, маслобак объединён с бензобаком. Двигатель С-254 сочетался с пятиступенчатой коробкой передач и был установлен в трубчатую дуплексную раму; 19‑дюймовые спицованные колёса оснащались барабанными тормозами, передняя вилка — длиннорычажная, задняя маятниковая, причём передние и задние амортизаторы имели унифицированную конструкцию.

1.Двигатель С-354. 2. Двигатель С-254.

Гоночный мотоцикл С-354 имел ряд важных конструктивных отличий — взявшись за новое для себя дело, инженеры ЦКБ хотели испробовать различные подходы. Во-первых, иначе был выполнен привод двух верхних распредвалов: вертикальный вал с парой конических шестерён приводил продольный промежуточный вал, от которого уже получали привод распредвалы двухцилиндрового мотора. Нижние головки шатунов имели разъёмную конструкцию с подшипниками скольжения. Главными отличиями в ходовой части стали передняя телескопическая вилка и 16‑дюймовые колёса.

Двигатель С-154 развивал мощность 12,5 л. с. при 9800 об/ мин, мотоцикл массой 80 кг мог разогнаться до 140 км/ ч. Заявленные параметры для С-254 — 22…25 л.с. при 8500 об/ мин, 125 кг и 150 км/ ч, для С-354 — 32 л.с. при 8000 об/ мин, 145 кг и 155 км/ ч. Впрочем, проверить эти данные гонщики смогли лишь в следующем, 1955 году, когда была закончена сборка этих машин.

С-254 – гоночный мотоцикл нового поколения.
​​​​Гоночный мотоцикл С-354.

Кроме работы над гоночными мотоциклами ЦКБ активно занялся разработкой дорожных мотоциклов. Так, конструкторы стряхнули пыль с проекта 350‑кубового мотоцикла М-3‑В, спроектированного в конце 40‑х годов для Московского мотозавода. Теперь эта машина, получившая индекс М-31, предназначалась для Минского мотовелозавода. Своей компоновкой аппарат живо напоминал одноцилиндровые мотоциклы BMW тех времён: одноцилиндровый четырёхтактный верхнеклапанный двигатель с продольным расположением коленвала, пристыкованная к нему четырёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо карданным валом. Силовой агрегат был установлен в трубчатую раму, раздвоенную в нижней части, спереди стояла телескопическая вилка, сзади — маятниковая подвеска. По тогдашней моде мотоцикл имел колёса довольно малого диаметра — 16 дюймов. Интересной особенностью машины были независимые системы электрооборудования для зажигания и освещения. Короткоходный (78х73 мм) двигатель развивал 18 л. с. при 5200 об/ мин, снаряжённая масса мотоцикла 172 кг, максимальная скорость 110 км/ ч.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Даниил Галицкий, изворотливый король Даниил Галицкий, изворотливый король

В Галицко-Волынском княжестве монголы впервые не смогли взять одну из крепостей

Дилетант
Какой видят Россию иностранцы, которые переехали в нашу страну Какой видят Россию иностранцы, которые переехали в нашу страну

Какой увидели Россию те, кто впервые оказался здесь уже во взрослом возрасте?

GQ
Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
Как отказать девушке и не обидеть ее: 8 деликатных способов Как отказать девушке и не обидеть ее: 8 деликатных способов

Грубые отказы — это не про нас

Playboy
Сказ о том, как воробьиный сычик мастер-класс давал… Сказ о том, как воробьиный сычик мастер-класс давал…

Воробьиный сычик — самая маленькая сова, встречающаяся в России

Наука и жизнь
Банка больше нет: как за год Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon Банка больше нет: как за год Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon

Как Сбербанк превратился в «Сбер»

Forbes
Дело жизни Дело жизни

Научное определение сексуальности

Psychologies
Биология творчества и шедевры душевнобольных Биология творчества и шедевры душевнобольных

Отрывок из книги Эрика Канделя «Расстроенная психика»

СНОБ
16 предметов гардероба, которых лучше избегать каждому мужчине 16 предметов гардероба, которых лучше избегать каждому мужчине

Правила мужского гардероба, которые стоит распечатать и повесить на стену

Playboy
«Отец уговаривал ее»: дочь Олега Ефремова рассказала об аборте Нины Дорошиной «Отец уговаривал ее»: дочь Олега Ефремова рассказала об аборте Нины Дорошиной

Анастасия Ефремова рассказала об отношениях своей матери Ирины Мазурук

Cosmopolitan
Парадокс об актрисе Парадокс об актрисе

Ольга Федянина о «Дневниках» Алисы Коонен

Weekend
Правила жизни Энтони Хопкинса Правила жизни Энтони Хопкинса

Правила жизни актера Энтони Хопкинса

Esquire
«Быть интеллектуальным волонтером выгодно»: бизнесмен и филантроп Гор Нахапетян — о новой бизнес-этике «Быть интеллектуальным волонтером выгодно»: бизнесмен и филантроп Гор Нахапетян — о новой бизнес-этике

Гор Нахапетян рассуждает о том, почему добрые дела нельзя делать тихо

Forbes
Зачем вашей компании миссия и видение, и что туда вписать. Советы от CEO Dunkin’ Donuts Зачем вашей компании миссия и видение, и что туда вписать. Советы от CEO Dunkin’ Donuts

Советы руководителям от CEO Dunkin’ Donuts

Inc.
До сих пор не верим! Супонев, Насыров, Бодров и другие погибшие кумиры 90-х До сих пор не верим! Супонев, Насыров, Бодров и другие погибшие кумиры 90-х

Они были талантливы и любимы, но их жизни оборвались...

Cosmopolitan
К чему приведет признание экоцида преступлением против человечности К чему приведет признание экоцида преступлением против человечности

Экологические преступления могут быть приравнены к геноциду

СНОБ
7 игр для быстрого знакомства на новогодних вечеринках 7 игр для быстрого знакомства на новогодних вечеринках

Лучшие игры для вечеринки, на которой еще не все знакомы

Maxim
В стиле бурлеск В стиле бурлеск

Актриса Алина Алексеева о бурлеске и работе фетиш-моделью

OK!
72 м² 72 м²

Квартира дизайнера Анастасии Комаровой менялась вслед за хозяйкой

AD
Живые клетки — химики Живые клетки — химики

Природные аналоги широко известных искусственных соединений

Наука и жизнь
Почему ежегодную пресс-конференцию президента можно больше не смотреть Почему ежегодную пресс-конференцию президента можно больше не смотреть

Система перестала работать

СНОБ
Александр Вольтман и Алексей Никульшин Александр Вольтман и Алексей Никульшин

Холсты Ильи Гапонова, пижамы Dries Van Noten и портниха из МВД

Собака.ru
Цейтнот: значение слова и примеры этого явления в нашей жизни Цейтнот: значение слова и примеры этого явления в нашей жизни

Объяснение термина «цейтнот», история происхождения слова, синонимы и примеры

Playboy
Как в России избирают президента последние 30 лет Как в России избирают президента последние 30 лет

Как голосование в России за 30 лет вышло на поистине космический уровень

GQ
2004 год 2004 год

Теракт в Беслане, отмена прямых губернаторских выборов и второй срок Путина

Esquire
Можем ли мы изменить другого человека? Можем ли мы изменить другого человека?

«Как мне повлиять на него, чтобы он изменился?»

Psychologies
Геннадий Гладков: «Солнце взойдет!» Геннадий Гладков: «Солнце взойдет!»

Геннадий Гладков — о мюзиклах, работе с Марком Захаровым и Яном Фридом

Эксперт
Временное кодирование увеличит размерность бозонного сэмплинга Временное кодирование увеличит размерность бозонного сэмплинга

Физики придумали новый способ бозонного сэмплинга в фотонной оптической схеме

N+1
Женщина 20 лет не убирала в доме, но он оставался чистым. Почему? Женщина 20 лет не убирала в доме, но он оставался чистым. Почему?

Думаете, дом, который не убирался больше 20 лет был похож на свалку?

Популярная механика
История первого задокументированного ранения человека внеземным объектом История первого задокументированного ранения человека внеземным объектом

И Земля даже не ввела контрсанкции против космоса!

Maxim
Открыть в приложении