За четверть века советский мотопром так и не создал самостоятельных конструкций

МотоАвто

1953‑1954: Дайте советский мотоцикл!

После четверти века развития советского мотопрома пришлось признать: самостоятельных конструкций за это время он так и не создал

Текст Александра Воронцова

В официальной советской печати могли сколько угодно превозносить отменные качества советских мотоциклов, но специалисты отлично понимали истинное положение дел. Моментом истины стала проведённая в марте 1954 года конференция конструкторов мотоциклетной промышленности СССР. В её дебатах приняли участие специалисты заводов-смежников, профильных министерств и ведомств, а также представители потребителей и спортсменов — общим числом 92 человека.

Основной доклад делал начальник конструкторского отдела ЦКБ Святослав Юрьевич Иваницкий. Отметив, что «за всё послевоенное время ни один завод не создал ни одной новой промышленной модели мотоцикла», и указав на непростительное отставание технического уровня выпускаемых моделей (так, литровая мощность двигателя М72 равнялась 29,5 л.с./ л, а у современного BMW — 43 л.с./ л, Triumph — 52,5 л.с./ л), он развернул блистательные перспективы выхода из этой плачевной ситуации: предложил в ближайшие пять лет спроектировать и поставить на серийное производство 15 новых моделей дорожных мотоциклов и семь спортивных.

Разработанный в ЦКБ типаж предусматривал выпуск мотоциклов: 125, 250 и 350 см³ с двухтактными моторами, 350, 500 и 750 см³ с четырёхтактными, причём практически все категории в двух вариантах — дорожного и спортивного типа; плюс специальный 750‑кубовый мотоцикл высокой проходимости (секретомания доходила до того, что даже на столь представительной конференции его не называли армейским), плюс мотоход (такой термин в те годы использовался для мотороллера). Должны были выпускать всё это великолепие аж восемь специализированных заводов, в том числе «опытный завод по производству гоночных мотоциклов, а также опытных образцов новых дорожных мотоциклов».

Присутствующие приняли этот доклад, мягко говоря, скептически. Тон обсуждению задало выступление главного конструктора Киевского мотозавода М. А. Позднякова. Он сделал весьма критический обзор истории и современного состояния проектной работы («…за последние 20 лет разработано 39 различных проектов конструкций мотоциклов, но ни один не пошёл в серию, потому что все они были сырыми макетами, не прошедшими необходимой доводки. На протяжении всей истории советского мотоциклостроения мы не имели в серийном производстве ни одной отечественной модели дорожного мотоцикла, а лишь копии заграничных…»). Далее Поздняков раскрывает причины такого бедственного положения: «Опыта по серьёзной доводке машин у нас нет. Весь наш опыт основан на проектировании макетов по заграничным журналам. Мы никогда не имели условий для проведения конструкторско-экспериментальных работ на должном уровне, так как штаты наших конструкторско-экспериментальных отделов составляют 20‑30 человек (на МЗМА — 350 человек!!!). Кроме того, у нас совершенно недостаточная мощность экспериментальных цехов (5‑10 станков и 10 рабочих). По существу, мы можем вести более или менее нормально только работу по серийной продукции с мелкой модернизацией…»).

Хочется и далее подробно и со вкусом цитировать выступления участников конференции, но журнал не резиновый. В общем, налицо две главные беды нашего мотопрома, которые преследовали его всю жизнь: хроническое недофинансирование и информационный голод. У государства всегда находились более важные задачи, куда можно ухнуть уйму денег. А в итоге, как ёмко и печально высказался министр машиностроения Степан Акопович Акопов: «Наши конструкторы уже поседели, а советских конструкций мотоциклов нет…».

Кстати, знаете, почему этот выпуск нашей летописи сдвоенный? Потому что в 1953 году не было создано практически ни одной хоть сколько‑нибудь примечательной новой конструкции. Застой…

К счастью, в 1954 году жить стало веселее. Подстегнули деятельность конструкторских отделов несколько постановлений Совета Министров СССР — в частности, принятое ещё 10 января 1953 года постановление № 74 «О мероприятиях по развитию мотоциклетного спорта». Так, в серпуховском ЦКБ началось проектирование гоночных мотоциклов нового поколения — С-124, С-254 и С-354 (в первой цифре зашифрована кубатура — соответственно 125, 250 и 350 см³, две следующие цифры означают год начала разработки). Эти машины имели четырёхтактные двигатели воздушного охлаждения с двумя верхними распредвалами. Вертикально установленные цилиндры отлиты из алюминиевого сплава, с гильзами из чугуна. Двигатели С-154 и С254 имели однотипную конструкцию (с той разницей, что 125‑кубовый мотор был одноцилиндровым, а 250‑кубовый двухцилиндровым) и «квадратную» (54×54 мм) размерность. Газораспределительный механизм имел привод впускного распредвала от коленвала через вал и конические шестерни, а уже от него выпускной распредвал приводился «гитарой» цилиндрических шестерён. Коленвал составной, в нижние головки стальных шатунов вставлены двухрядные роликовые подшипники с дюралюминиевыми сепараторами. Система смазки сухого типа, маслобак объединён с бензобаком. Двигатель С-254 сочетался с пятиступенчатой коробкой передач и был установлен в трубчатую дуплексную раму; 19‑дюймовые спицованные колёса оснащались барабанными тормозами, передняя вилка — длиннорычажная, задняя маятниковая, причём передние и задние амортизаторы имели унифицированную конструкцию.

1.Двигатель С-354. 2. Двигатель С-254.

Гоночный мотоцикл С-354 имел ряд важных конструктивных отличий — взявшись за новое для себя дело, инженеры ЦКБ хотели испробовать различные подходы. Во-первых, иначе был выполнен привод двух верхних распредвалов: вертикальный вал с парой конических шестерён приводил продольный промежуточный вал, от которого уже получали привод распредвалы двухцилиндрового мотора. Нижние головки шатунов имели разъёмную конструкцию с подшипниками скольжения. Главными отличиями в ходовой части стали передняя телескопическая вилка и 16‑дюймовые колёса.

Двигатель С-154 развивал мощность 12,5 л. с. при 9800 об/ мин, мотоцикл массой 80 кг мог разогнаться до 140 км/ ч. Заявленные параметры для С-254 — 22…25 л.с. при 8500 об/ мин, 125 кг и 150 км/ ч, для С-354 — 32 л.с. при 8000 об/ мин, 145 кг и 155 км/ ч. Впрочем, проверить эти данные гонщики смогли лишь в следующем, 1955 году, когда была закончена сборка этих машин.

С-254 – гоночный мотоцикл нового поколения.
​​​​Гоночный мотоцикл С-354.

Кроме работы над гоночными мотоциклами ЦКБ активно занялся разработкой дорожных мотоциклов. Так, конструкторы стряхнули пыль с проекта 350‑кубового мотоцикла М-3‑В, спроектированного в конце 40‑х годов для Московского мотозавода. Теперь эта машина, получившая индекс М-31, предназначалась для Минского мотовелозавода. Своей компоновкой аппарат живо напоминал одноцилиндровые мотоциклы BMW тех времён: одноцилиндровый четырёхтактный верхнеклапанный двигатель с продольным расположением коленвала, пристыкованная к нему четырёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо карданным валом. Силовой агрегат был установлен в трубчатую раму, раздвоенную в нижней части, спереди стояла телескопическая вилка, сзади — маятниковая подвеска. По тогдашней моде мотоцикл имел колёса довольно малого диаметра — 16 дюймов. Интересной особенностью машины были независимые системы электрооборудования для зажигания и освещения. Короткоходный (78х73 мм) двигатель развивал 18 л. с. при 5200 об/ мин, снаряжённая масса мотоцикла 172 кг, максимальная скорость 110 км/ ч.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Экю, пистоли, ливры… Экю, пистоли, ливры…

Давайте же разберёмся, что такое ливр, экю, пистоль и более поздний луидор

Дилетант
Попугайчики-неразлучники: Алина Фаркаш о личных границах в браке Попугайчики-неразлучники: Алина Фаркаш о личных границах в браке

Насколько важно соблюдать личные границы в семье

Cosmopolitan
Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
Почему соцсети становятся похожи друг на друга Почему соцсети становятся похожи друг на друга

Где есть лента с новыми постами, личные сообщения, прямые эфиры?

GQ
На два фронта На два фронта

Что вовлекает нас в новые отношения, хотя мы не готовы разрушить прежние

Psychologies
Что делать, если за стеной кого-то убивают: психолог — о помощи жертвам абьюза Что делать, если за стеной кого-то убивают: психолог — о помощи жертвам абьюза

Что делать стоит, а что – нет, если слышите признаки абьюза за стеной

Cosmopolitan
Изгнание торгующих храмом Изгнание торгующих храмом

Почем нынче церкви?

Огонёк
Что произойдет с финансами в будущем? Что произойдет с финансами в будущем?

Что ждет наличные и финтех в будущем?

GQ
Все сбудется Все сбудется

Чего только не делают люди, чтобы исполнилось их желание

Лиза
Революция баров: как власти бесстрашно приняли вызов питерского общепита Революция баров: как власти бесстрашно приняли вызов питерского общепита

Это только кажется, что в стране остались деполитизированные сферы

Forbes
Отрывок из книги Александра Абалова и Владислава Иноземцева «Бесконечная империя» Отрывок из книги Александра Абалова и Владислава Иноземцева «Бесконечная империя»

Отрывок из книги «Бесконечная империя: Россия в поисках себя»

СНОБ
Черным по белому Черным по белому

С чего начался бунт против собственной истории в США?

Огонёк
2007 год 2007 год

Выбор преемника, столица против провинции, «замкадье» и Мюнхенская речь Путина

Esquire
От Коко Шанель до звезд соцсетей: как образ парижанки годами помогает продавать косметику и одежду От Коко Шанель до звезд соцсетей: как образ парижанки годами помогает продавать косметику и одежду

Как компании эксплуатируют «французскую тему»?

Forbes
Остался за бортом Остался за бортом

Как помочь мужу пережить потерю работы?

Лиза
Порезал руку - и доиграл! ДиКаприо и другие актеры, получившие травмы в кадре Порезал руку - и доиграл! ДиКаприо и другие актеры, получившие травмы в кадре

Порой экстремальные сцены с битвами и гневом — это импровизация актеров

Cosmopolitan
Последние слова заключенных перед смертной казнью Последние слова заключенных перед смертной казнью

Страшная тюремная энциклопедия из Техаса

Maxim
Гастрономический ликбез Гастрономический ликбез

Идеальное меню новогоднего вечера

Playboy
И мы счастливы? И мы счастливы?

Как снимали и закрывали «Дом-2»

Огонёк
Голой грудью за правду: 10 громких акций распавшегося движения FEMEN Голой грудью за правду: 10 громких акций распавшегося движения FEMEN

Мы вспомнили яркие и скандальные акции движения FEMEN

Cosmopolitan
В корне питательно В корне питательно

Как картошка покорила Россию

Огонёк
Конфуз Меган, танец Дианы и смех Кейт: самые неловкие моменты с женами принцев Конфуз Меган, танец Дианы и смех Кейт: самые неловкие моменты с женами принцев

Члены королевской семьи не застрахованы от курьезных ситуаций

Cosmopolitan
Банкноты-путеводители: по курсу евро Банкноты-путеводители: по курсу евро

Увидеть необычные достопримечательности можно, не тратя евро, а рассматривая их

Вокруг света
«Венгрия — это не только Будапешт» «Венгрия — это не только Будапешт»

Почему российские компании выбирают партнерство с Венгрией

РБК
Как видеоигры стали новым кино и теперь собираются стать новым IT Как видеоигры стали новым кино и теперь собираются стать новым IT

Как видеоигры будут менять в ближайшее время и на каких из них можно заработать

Forbes
«Беги со всех ног покупать “Огонек”» «Беги со всех ног покупать “Огонек”»

Отрывок из книги историка Анастасии Танцевовой

Огонёк
От хорошего к великому От хорошего к великому

Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет…

kiozk originals
Каким был первый новогодний фильм в истории? Каким был первый новогодний фильм в истории?

В Российской империи первые новогодние фильмы выпустили в 1913 году

Культура.РФ
Спрячьте смартфон, если хотите произвести хорошее впечатление на рабочей встрече — особенно с малознакомыми людьми Спрячьте смартфон, если хотите произвести хорошее впечатление на рабочей встрече — особенно с малознакомыми людьми

Почему люди со смартфонами не производят хорошее впечатление

Inc.
Черная «Волга», о которой мечтали миллионы Черная «Волга», о которой мечтали миллионы

Мифы и факты о ГАЗ-3102 в его день рождения

Maxim
Открыть в приложении