Почем нынче церкви?

ОгонёкОбщество

Изгнание торгующих храмом

Русский классицизм оптом и в розницу

Храм Димитрия Солунского в селе Завалово Тульской области. В предпродажных документах фигурирует как «склад-церковь»

В Москве только что выставлен на продажу Никольский старообрядческий храм Николо-Рогожской общины древлеправославных христиан на Малой Андроньевской улице. Некогда превосходный, утонченный образец неорусского модерна, построенный в 1910–1915 годах по проекту известных архитекторов той эпохи И.Е. Бондаренко и Н.Н. Благовещенского. Перестроенный и изуродованный в ХХ веке, он все еще сохраняет черты старинной архитектуры и, конечно, может быть отреставрирован и возрожден — было бы кому этим заняться.

Прочитав объявление об этой продаже, я живо вспомнил, как отыскивал этот храм еще в советской Москве начала 1980-х, вооружившись дореволюционным путеводителем — в советских подобные достопримечательности не описывались. И отыскал-таки — за каким-то забором, на задворках новых (тогда) домов по Тулинской улице, не носившей еще имени Сергия Радонежского. Лишенный глав и верха колокольни, обшарпанный, бывший храм, как казалось тогда, не имел никаких шансов на лучшее будущее. Здесь был клуб швейной, если не ошибаюсь, фабрики.

Потом меня занесло сюда по какому-то делу в конце 1990-х. Собственно, направлялся я в некий офисный комплекс и, только дойдя до указанного адреса, понял, куда пришел. «Церковное возрождение» 1990-х не коснулось бывшего храма — видимо, потому, что старообрядцев в нынешней Москве не так много, как в начале ХХ века. Никольский храм пребывал теперь в частной собственности и был разгорожен под офисы. Один из них, помнится, занимал приснопамятный «Союз правых сил».

И вот прошло еще 20 с лишним лет, а храм на Малой Андроньевской все так же чья-то частная собственность, раз продается. Причем продается под псевдонимом «особняка» в 1204 квадратных метров за 228 млн 760 тысяч рублей. Московская недвижимость всегда в цене.

Гораздо дешевле торгуют нынче храмами в русской провинции.

После банкротства

На прошлой неделе активно обсуждали новость: Белевская епархия Русской православной церкви и тульская региональная Инспекция по охране объектов культурного наследия пытаются остановить торговлю каменной церковью Димитрия Солунского первой половины XIX века в селе Завалово. Извещение о продаже — «Церковь. Здание, 166,2 м2» — появилось в декабре на популярном ресурсе Avito и, разумеется, вызвало немедленный скандал. «Продается церковь Дмитрия Солунского в Одоевском районе в Тульской области, расположена на берегу реки Упа. Кирпичная однокупольная церковь в стиле классицизма, близкая к образцовым проектам»,— гласило объявление на сайте, составленное не без знания предмета. К храму прилагался также земельный участок в 1345 квадратных метров. За все это просят 450 тысяч рублей.

Как сообщают СМИ, на торги бывший храм Димитрия Солунского в Завалове выставил конкурсный управляющий в связи с банкротством частного собственника. А извещение о продаже на Avito опубликовал некий Андрей, который рассказывает, что церковное здание принадлежало бизнесвумен Наталии Игоревне Купрюхиной. Андрей же, сообщает тульская пресса, выложил объявление о продаже, потому что ему «стало жалко» здание церкви и он «не может выкупить его сам».

Согласно изысканиям прессы, частная собственница храма — уроженка города Тулы, 1987 года рождения, банкротом была признана в 2019-м, тогда же была проведена оценка ее имущества. Земельный участок и здание церкви оценили в 460 тысяч рублей, при этом храм в документах фигурирует как «нежилое здание, склад-церковь».

Согласно данным из открытых источников, в 2013 году женщина по имени Наталия Игоревна Купрюхина организовывала сбор средств на помощь бездомным животным в Тульской области. Женщина с такими же данными в том же году значится учредителем частной охранной организации «Мир», которая была ликвидирована в январе 2020-го.

После того как сообщения о торговле храмом появились в тульской прессе, представители Русской православной церкви стали заявлять о решимости заблокировать сделку по продаже храма.

Председатель информационного отдела Белевской епархии священник Андрей Бухтояров заявил журналистам: «Епархия совместно с региональным комитетом по охране памятников занимается этим вопросом. Мы ждем ответа от Министерства культуры Тульской области о статусе здания и о законности такой его передачи от собственника к собственнику». Священник добавил, что церковь может претендовать только на те храмовые здания, которые находятся в федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Относительно статуса храма как памятника архитектуры, между прочим, можно не ждать ответа из Тулы, а заглянуть на официальный сайт Минкультуры РФ, где в данных Единого госреестра памятников значится, что церковь Димитрия Солунского в Завалове построена в 1836–1843 годах и является объектом культурного наследия регионального значения. Она поставлена под госохрану решением Тульского облсовета еще в апреле 1969 года.

Можно отыскать и иные сведения. В частности, о том, что церковь Димитрия Солунского построена в Завалове взамен обветшавшей деревянной в 1836–1843 годах на средства прихожан и «доброхотных дателей». В 1852-м к храму была пристроена каменная колокольня, а в 1859–1866 годах сооружен придел во имя Иоанна Предтечи. Основной объем храма имеет форму четверика с круглым барабаном, увенчанным куполом, а в интерьере сохранились остатки росписей с изображениями святых.

Как бы то ни было, «доброхотных дателей» в наши дни в Завалове не нашлось, частный собственник о храме не заботился, и он пребывает в удручающем состоянии: кладка и росписи обваливаются, над трапезной нет кровли…

В инспекции Тульской области по госохране объектов культурного наследия, судя по ее комментариям, пока не знают, как остановить торговлю церковью Димитрия Солунского в Завалове и организовать ее восстановление. С точки зрения гражданского законодательства формальных нарушений никаких нет: бывшая церковь — объект недвижимости, находилась в частной собственности, на торги выставлена в соответствии с законом. Закрытая в 1930-е церковь в советские времена принадлежала местному совхозу, служила складом; в постсоветские совхоз обанкротился, и его имущество выставили на продажу. Теперь то же самое произошло с частным собственником. Начальник инспекции Тульской области по госохране объектов культурного наследия Дмитрий Бойченко констатирует в комментариях для СМИ юридическую чистоту сделки, но замечает: «С точки зрения духовной составляющей то, что в таком формате объект религиозного назначения движется, в принципе, конечно, нехорошо». И добавляет, что инспекция прорабатывает «перспективу передачи» бывшего храма «в руки Церкви».

Но только как это сделать? Как передать чужую, то бишь частную, собственность?

Старообрядческий храм НиколоРогожской общины в Москве «церковное возрождение» не затронуло. В советские годы он служил клубом швейной фабрики, а в 1990-е стал офисным комплексом. В качестве такового и продается

Хроники храмоторговли

Торговля церквами в России наших дней воспринимается, конечно же, как из ряда вон выходящее, почти кощунственное явление. В большей части Европы, кстати, не так: частное владение бывшими храмами, лишившимися общин, и их использование в самых неожиданных целях не вызывает особого ажиотажа. Даже в Риме, например, попадаются церкви, превращенные в магазины и ресторации, а в Испании в бывшей церкви можно встретить и скейтинг-ринг. Возможно, это потому, что в Европе с храмами не творили того, что в коммунистической России ХХ века, вот и восприятие подобных вещей другое, гораздо более спокойное.

А вот в России после 1991 года такие способы использования церквей, как репетиционная мастерская «Союзгосцирка» в столичном храме Рождества Богородицы в Путинках (да-да, было такое, под сводами на трапециях раскачивались), быстро стали казаться невозможными. Не говоря уж о фабриках в храмах, тюрьмах и скотобойнях в монастырях — обычное дело для советских времен. Да что там, даже выселение музеев и картинных галерей ради возрождения храмов воспринимается общественным мнением, за редким исключением, с олимпийским спокойствием. Пример Исаакиевского собора — именно исключение, а за историко-художественный музей в Рязанском кремле или за картинную галерею в Вологде «сражалась», увы, не очень широкая общественность. Практически не обсуждается, например, и весьма близкая перспектива передачи епархии пяти «музейных храмов» в Ярославле — настоящих сокровищниц древности, наполненных великолепными произведениями русского искусства XVII века.

Церковные власти проявляют к таким объектам постоянный, неуклонный и весьма настойчивый интерес. К сожалению, этого нельзя сказать о храмовых зданиях, приватизированных предпринимателями.

Однако скандальные истории с торговлей такими зданиями возникают в последние годы с незавидной частотой.

Так, в 2014 году, например, стал широко известен случай с продажей барочной церкви Рождества Богородицы (XVIII век) на Чистых прудах в Кашине Тверской области, которую частный инвестор намеревался преобразовать из кинотеатра в гостиницу. Этот казус обсуждали (не без участия автора этих строк) даже на Общественном совете Минкультуры РФ, но в итоге представители федеральной и региональной госохраны памятников развели руками: объект не имеет охранного статуса, вмешаться не можем.

В мае 2015 года стало известно о продаже частной фирмой классического Преображенского храма 1820-х годов в подмосковном селе Нестерово. Колорита этой истории добавляло обстоятельство, что при храме был действующий приход и проводились службы, то есть продавали церковь с прихожанами.

В том же году обнаружилась подобная история в Вологодской области — там храм Михаила Архангела в селе Нелазском близ Череповца (конца XIX века) хоть и пустовал, зато продавался как «помещение свободного назначения».

Осенью 2016 года появилась общедоступная информация о продаже Сретенской церкви 1779 года в Кинешме Ивановской области за 248 тысяч 337 рублей 76 копеек. Ее купили московские предприниматели.

В ноябре 2018 года сообщалось о продаже частному предпринимателю Казанской церкви XVIII века в Бежецке Тверской области. Она попала в районную программу приватизации.

Наконец, в декабре 2020 года в СМИ облетел рассказ о торговле очередной классической церковью — Рождества Богородицы (1802 года) в селе Шелемишево Рязанской области. Она была в свое время приватизирована в качестве корпуса местного молокозавода вместе со всем предприятием.

Список таких примеров можно продолжить, но дело не в их количестве. Дело в качестве управления культурным наследием.

В данном конкретном случае оно проявляется вот как.

Когда на каком-нибудь сайте распродаж или в СМИ в очередной раз появляется информация о купле-продаже храмовых зданий, раздается крик «Не тронь святого!» и начинается операция по изгнанию из храмов торгующих собственно этими храмами. В ней активно участвуют церковные и государственные структуры, а вслед за ними и общественность. Продавцов и покупателей обвиняют чуть ли не в святотатстве, во всяком случае — в полнейшей бездуховности.

При этом почему-то никто не вспоминает о том, что приватизировали эти бывшие храмы отнюдь не в Советской России, а в самой что ни на есть современной. И об ответственности госслужащих и органов охраны памятников за такую приватизацию, без малейшего учета ценности и особой духовной значимости распродаваемого госимущества, никогда ни одного вопроса не возникает. Конечно, в России храмов много, но ведь не миллионы же их. Что за проблема — проверять списки подлежащего приватизации госимущества, сравнивать их с госреестром памятников и против храмовых строчек помечать: приватизации не подлежит, передать епархии?

Но главная-то беда в том, что до момента возникновения скандала ни государственные, ни общественные, ни церковные структуры, как правило, не проявляют ни малейшей заботы об изуродованных или разваливающихся храмах.

(Увы, в отличие от тех, что заняты государственными музеями или культурными учреждениями и худо-бедно обустроены и отремонтированы.) А вот если кто купит или приватизирует не нужный государству храм — защитников духовности объявляются целые рати.

А теперь обещанная перспектива для выставленного на торги Димитриевского храма в Тульской области.

За строкой бюджета

Мне кажется, что для его спасения не требуется изобретать велосипед.

Да, формально он не подлежит «церковной реституции» по закону 2010 года, поскольку находится в частной собственности. Однако государству и епархии, если они хотят возродить этот храм и воспрепятствовать его свободному хождению по рукам в качестве объекта недвижимости, нет необходимости прибегать к пресловутому «административному ресурсу». Достаточно воспользоваться вполне стандартной и законной процедурой изъятия памятника архитектуры у недобросовестного собственника, который о нем не заботится, не восстанавливает. Она предусмотрены базовым Федеральным законом о культурном наследии № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года.

Для желающих встать грудью на защиту изнемогающих от бремени исполнения разнообразных законов частных предпринимателей поясню, что изъятие памятника архитектуры в терминах 73-ФЗ — это принудительный выкуп. По договорной цене.

Информация к размышлению: проект бюджета Тульской области на 2021 год предусматривает, например, такую жизненно необходимую статью, как «распределение субвенций местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий по созданию административных комиссий». Цена вопроса — 21 млн 647 тысяч рублей. На четыре десятка храмов хватило бы.

С такими расходными статьями и на выкуп Димитриевского храма можно наскрести, не прибегая даже к сложным процедурам. А уж потом передать епархии — хоть по закону о реституции, хоть в безвозмездное пользование.

Кстати говоря, можно и столичный бюджет с пользой для дела пересчитать. Может быть, возвращение Никольского старообрядческого храма из частнособственнического небытия со временем возвратится Москве сторицей?

Постcкриптум

По последним сведениям из Тулы, Димитриевскую церковь все же продали с торгов — некоему московскому предпринимателю, причем всего за 186 300 рублей. Епархия по-прежнему надеется, что храм в итоге передадут ей.

Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители наследия»

Фото: Сергей Рубцов; Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как брали Крым Как брали Крым

Леонид Млечин — о завершающем этапе Гражданской войны на юге России

Огонёк
Правила жизни Ким Бейсингер Правила жизни Ким Бейсингер

Правила жизни актрисы Ким Бейсингер

Esquire
Елка дедушки Сережи Елка дедушки Сережи

Что доверяет Кремль «Спецмонтаж Предприятию 768»

Огонёк
Зубра исключили из числа видов под угрозой вымирания Зубра исключили из числа видов под угрозой вымирания

Статус зубра понизили с уязвимого до близкого к угрожаемым

N+1
Счастливые предсказания не сбываются Счастливые предсказания не сбываются

Мы сбились с пути или ходим по спирали?

Огонёк
5 лучших кинообзоров BadComedian 5 лучших кинообзоров BadComedian

Обзоры BadComedian как вокзальный чебурек

Maxim
Вода и мир Вода и мир

Перейдет ли человечество на жидкую валюту

Огонёк
Элизабет Дебики. Подарки судьбы Элизабет Дебики. Подарки судьбы

Ей было всего двадцать, когда один звонок изменил жизнь австралийской актрисы

Караван историй
Истребитель дронов Истребитель дронов

Российская компания представила первый в мире беспилотный истребитель дронов

Популярная механика
Политическое наследство Шиеса Политическое наследство Шиеса

Как экологические активисты вырабатывают новую политическую культуру

Эксперт
Круглая жизнь Круглая жизнь

Что дала миру «Рабыня Изаура»

Огонёк
«Спать вместе, но сугубо иронически»: отрывок из дебютного романа Салли Руни «Спать вместе, но сугубо иронически»: отрывок из дебютного романа Салли Руни

Фрагмент из дебютном романа Салли Руни о близости и дружбе

Forbes
Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
Археологи исследовали загадочные артефакты из бивня мамонта Археологи исследовали загадочные артефакты из бивня мамонта

Коллекция позднепалеолитического комплекса Усть-Кова в Северном Приангарье

Популярная механика
Как одевается Вуди Аллен, чей самобытный стиль с годами не меняется — и остается актуальным Как одевается Вуди Аллен, чей самобытный стиль с годами не меняется — и остается актуальным

Вуди Аллен: широкие брюки, твидовые жакеты и другие элементы стиля

Esquire
Ресторатор Владимир Перельман: «Я ухожу в искусство!» Ресторатор Владимир Перельман: «Я ухожу в искусство!»

Ресторатор Владимир Перельман о благотворительности и экспансии за рубеж

РБК
Дизайн служения Дизайн служения

Латвия славится особым подходом к дизайну — осознанным, смелым

Seasons of life
Промдизайн как искусство: интервью с экспертом о настоящем и будущем 3D-печати Промдизайн как искусство: интервью с экспертом о настоящем и будущем 3D-печати

Чем привлекательна 3D-печать сегодня, и где она уместна?

Популярная механика
3 эффективных метода, которые помогут вернуть гармонию в жизнь 3 эффективных метода, которые помогут вернуть гармонию в жизнь

Как найти баланс между творческими увлечениями и рабочими задачами?

Psychologies
Как правильно рассчитать фокусное расстояние Как правильно рассчитать фокусное расстояние

Как правильно опоределить фокусное расстояние, чтобы все вписались в кадр

CHIP
Зрительный контакт с роботом и человеком вызвал схожие психофизиологические реакции Зрительный контакт с роботом и человеком вызвал схожие психофизиологические реакции

Реакции на прямой взгляд были интенсивнее, чем на отведенный в сторону

N+1
Директор петербургского Манежа Павел Пригара — о свободе и реальности Директор петербургского Манежа Павел Пригара — о свободе и реальности

Директор Манежа о том, как музеям искать свое место в мире

РБК
Почему мы ревнуем? 6 неочевидных причин Почему мы ревнуем? 6 неочевидных причин

Можно ли справиться с ревностью?

Psychologies
Сотворение миллиардера. Эссе Пола Грэма о том, как пройти интервью в Y Combinator и стать богатым Сотворение миллиардера. Эссе Пола Грэма о том, как пройти интервью в Y Combinator и стать богатым

Пол Грэм рассказывает о том, как устроиться в Y Combinator

Inc.
Как воплотить мечту: правило трех «П» Как воплотить мечту: правило трех «П»

Отрывок из книги «Хочу — Могу — Надо. Узнай себя и действуй!»

Psychologies
Ищем таланты: как понять, к чему лежит душа Ищем таланты: как понять, к чему лежит душа

Возможно, вы просто не поняли, какой у вас талант, но его можно найти

Psychologies
Не только Cyberpunk 77: топ-5 игр в киберпанк-эстетике Не только Cyberpunk 77: топ-5 игр в киберпанк-эстетике

Пять видеоигр, работающих с наследием киберпанка и стимпанка

Esquire
Правила жизни Джеффа Бриджеса Правила жизни Джеффа Бриджеса

Правила жизни актера Джеффа Бриджеса

Esquire

Esquire поговорил с продюсером, режиссером и сценаристом «Серебряных коньков»

Esquire
Марина Наумова Марина Наумова

Очки как у Элтона Джона и гордость за грузинских дизайнеров

Собака.ru
Открыть в приложении