Салат растет вместе с фастфудом
Компания «Белая дача» запустила под Новороссийском новый комплекс по выращиванию салатов и четвертый по счету завод по их переработке. И все это ради того, чтобы удержать ключевого потребителя — сеть ресторанов «Вкусно — и точка»
В далеком 1990 году «Белая дача» стала поставщиком салата айсберг для только что открывшегося ресторана McDonald’s — так началось взаимовыгодное долговременное сотрудничество двух компаний. Спустя три с лишним десятилетия оно плавно перетекло в партнерство с сетью «Вкусно — и точка», в 2022 году выкупившей у McDonald’s его российский бизнес. За эти годы выросла не только сеть фастфуда: по всей стране, от Калининграда до Владивостока, открылось около 860 точек общепита — но и «Белая дача» превратилась, по оценке исследовательского холдинга «Ромир», в бренд номер один в России в категории мытых и готовых к употреблению салатов.
И вот очередной виток развития отношений: для обеспечения салатной продукцией сотни ресторанов быстрого питания «Вкусно — и точка» в Южном федеральном округе «Белая дача» инвестировала более 2,6 млрд рублей в два проекта. 24 октября в станице Раевская под Новороссийском открылся сельскохозяйственный комплекс «Салаты с моря» по выращиванию салатной зелени в открытом и закрытом грунте, а в станице Брюховецкая Краснодарского края был запущен перерабатывающий завод «Белая дача Юг». Предприятие предлагает мытые салаты, резаные овощи, овощные и фруктовые снеки, а также ферментированную капусту для розничного и ресторанного рынков.
Руководство «Вкусно — и точка» обещает заводу гарантированный сбыт продукции. «Мы рады поддержать партнеров в реализации такого масштабного проекта. Благодаря открытию нового комплекса компания “Белая дача” сможет оптимизировать логистику и обеспечить бесперебойные поставки свежих салатов и овощей в наши рестораны на Юге России», — говорит вице-президент по развитию сети поставщиков «Вкусно — и точка» Василий Сафронов. В сеть быстрого питания компания намерена поставлять львиную долю произведенной на заводе продукции, тем более что у фастфуда запланирован рост: только до конца 2023 года предполагается открыть еще 50 точек.
Впрочем, есть потенциал и у рынка салата в целом. «Салат — важный ингредиент для приготовления большого количества блюд; кроме того, этот продукт ассоциируется со здоровым питанием. Объемы потребления салатов в России увеличиваются примерно на пять-десять процентов год к году, что в целом опережает спрос на продукты питания в физическом эквиваленте», — отмечает генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
Эксперты «Интерагро» также прогнозируют, что с учетом ввода новых запланированных мощностей производство салатов в стране до 2030 года будет расти в среднем на 9% ежегодно и достигнет 60 тыс. тонн в год только в закрытом грунте. Пока же рынок мягких листовых салатов у нас оценивается примерно в 20–25 тыс. тонн в закрытом грунте и около 50 тыс. тонн — в открытом.