Пробуксовка на грузовом маршруте
Продажи грузовиков в России падают. Пока это не свидетельствует о снижении экономической активности в стране: компании реагируют на изменение финансовых условий для бизнеса, а кроме того, происходит корректировка рынка после рекордного роста продаж в прошлом году
На 9,3% снизились продажи грузовых автомобилей (снаряженной массой свыше 3,5 тонны) в России по итогам восьми месяцев текущего года — до 84 тыс. штук, подсчитало объединение «АСМ-холдинг». В августе падение было еще больше — минус 32% по сравнению с августом 2023-го, было продано 11 тыс. автомобилей. Столь существенное сокращение спроса в конце лета — это, безусловно, тревожный сигнал для рынка.
В прошлом году продажи грузовых машин в РФ показали не просто выдающиеся показатели, а выехали на исторический рекорд со времен СССР. По данным «Автостата», в стране было реализовано 143,6 тыс. грузовиков, это на внушительные 70% больше, чем в 2022-м (см. график). Таким образом, рынок прыгнул выше самого результативного в постсоветский период года, 2012-го, когда было продано 129 тыс. грузовых автомобилей, результаты оказались соизмеримы с высшими достижениями страны во времена СССР — например, в конце 1980-х ежегодные продажи приближались к 200 тыс. единиц.
В 2023 году подпиткой спроса на грузовики стало развитие серьезных инфраструктурных проектов, рост жилищного и прочего строительства (в частности, благодаря строительству сильно вырос спрос на самосвалы). Произошел также резкий рост рынка логистических услуг, связанных с автомобильными перевозками: это и переориентация внешних автомобильных логистических маршрутов с более короткого западного пути на более продолжительный восточный, и увеличение грузопотока в целом во многих российских регионах. В частности, развитие логистики стимулирует спрос на седельные тягачи, которые тянут по трассам фуры. Но означает ли нынешнее падение продаж, что в стране стали меньше строить или перевозить меньше грузов? Это не так, просто есть ряд негативных факторов, которые заставили рынок нажать на педаль тормоза.
Дорогие мои грузовики
Традиционно приобретение грузовых машин и обновление автопарка рассматривается компаниями-перевозчиками как серьезный инвестиционный проект. И поэтому не случайно участники рынка жалуются на удорожание кредитов. «Основным фактором, повлиявшим на продажи грузовиков в 2024 году, стало повышение ключевой ставки ЦБ до 19 процентов, что ограничило доступность кредитов и лизинговых программ на покупку техники», — рассказывает Санджар Ашуралиев, генеральный директор транспортной компании Delko.
«Главной причиной снижения покупательной активности в сегменте грузовой техники является высокая ключевая ставка, основная часть закупок техники осуществляется с использованием финансового лизинга, а текущие ставки на грузоперевозки не позволяют активно применять данный инструмент финансирования, — подтверждает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic в России.
Представители бизнеса рассказывают, что из-за слишком дорогих кредитных денег не все автотранспортные компании справляются с лизинговыми платежами. Именно поэтому в последние месяцы на вторичном рынке грузовиков появилось много свежих машин, что оказывает негативное влияние на рынок новых машин. «Летом началось активное изымание техники лизинговыми компаниями, крупные предприятия не справляются с платежами и сдают технику, — констатирует Евгения Стрельцова, коммерческий директор компании BWG (официальный дистрибьютор грузовиков Sinotruсk). — На рынке сейчас много машин с пробегом, возраст которых не превышает двух лет. Это способствует падению продаж новых грузовиков — тягачей и среднетоннажных автомобилей».
Помимо этого большой проблемой и болью компаний остаются растущие цены. Они начали серьезно увеличиваться еще в пандемийном 2020 году (из-за этого годовые продажи тогда опустились ниже 75 тыс. единиц; см. график). Но и сейчас ситуация с ценами не меняется. По оценкам Национального агентства промышленной информации (НАПИ), по итогам первого квартала 2024 года средняя цена грузового автомобиля в России достигла 10 млн рублей, в то время как в первом квартале 2022 года она составляла 7,9 млн, в первом квартале 2023-го — 9 млн рублей. И цены продолжают расти, в том числе в результате действий регулятора. В прошлом году с целью защиты российских производителей он поднял ставку утилизационного сбора на грузовые машины на 25%, что привело к общему росту цен на рынке. В этом году повышают ряд акцизов и налогов на ввоз грузовиков из-за границы. Правда, пока за уплатой утилизационного сбора следят не строго, но в следующем году, как сообщает НАПИ, автовладельцам будут отказывать в постановке на учет грузовых машин, за которые не оплачен утильсбор.