Чебоксарский завод силовых агрегатов решил побороться с китайскими поставщиками

МонокльБизнес

Погрузчик из Чувашии не ищет легких путей на рынок

Чебоксарский завод силовых агрегатов решил побороться с китайскими поставщиками за рынок вилочных погрузчиков. План действий простой: новая техника должна привлекать сверхнадежностью и низкой стоимостью владения, но для этого ее надо полностью локализовать

Виктория Безуглова

Если кто-то думает, что знает все про узкие места в машиностроении и зависимость от импорта, обнажившуюся после начала СВО, то заблуждается. Самым узким местом, похоже, оказался рынок складской техники, обслуживающий нужды ретейла, логистических хабов, складов маркетплейсов и еще самых разных предприятий. Там как воздух нужны вилочные погрузчики, а также более простые, но ходовые изделия — ричтраки, перевозчики палет и штабелеры. И практически полностью эта техника импортировалась: эконом и средний ценовой сегмент закрывал Китай, а высокий и премиум обеспечивали западные концерны. Но это не всё. Напряженная ситуация после ухода с рынка западных марок только сильнее его прогрела: по экспертным оценкам, в 2022 году было продано 18–20 тыс. вилочных погрузчиков, а в 2023-м спрос аномально рванул до 30 тыс., что в стоимостном эквиваленте составило порядка 75–80 млрд рублей. Доля отечественных производителей в этом объеме — менее 1%.

И вот в борьбу за рынок, где в поставщиках остались одни китайские производители, решил вклиниться Чебоксарский завод силовых агрегатов (ЧЗСА). Предприятие более 20 лет специализируется на производстве ходовых систем, узлов и запасных частей для машиностроительной отрасли, однако готовую технику ранее никогда не выпускало. Задачу выйти на новый рынок в ЧЗСА решили за фантастически короткий срок и в прошлом году уже отгрузили заказчикам первые несколько сотен дизельных вилочных погрузчиков. В этом году начали также выпускать электрические вилочные погрузчики. А еще приступили к строительству отдельного производственного корпуса для новой номенклатуры. В течение пяти лет планируется утроить объем выпуска погрузчиков — до 1500 штук — и занять 5% рынка.

О конкурентных преимуществах своего продукта и о стратегии ЧЗСА журналу «Монокль» рассказал генеральный директор завода Александр Дмитриев.

— Александр Владимирович, вы возглавили предприятие в 2021 году — можно сказать, что с этого момента и начались перемены на заводе?

— Перемены начались раньше, но, чтобы было понятно, как завод развивался и почему он стал таким, какой есть сейчас, я сделаю небольшой экскурс в предшествующие события. Предприятие с момента создания в 2002 году работало с весьма узким ассортиментом, в основном под потребности производителей промышленной техники и с дизельными заводами. Прежде всего мы были связаны с выпуском товарной продукции концерном «Тракторные заводы». Продуктовых групп на предприятии было не более пяти: это комплектующие к двигателям, катки к бульдозерной технике и разные элементы ходовых систем сельскохозяйственной техники. Для сравнения: сегодня на заводе более 10 тысяч номенклатурных позиций, и работаем мы в разных отраслях. Но, возвращаясь к 2021 году, надо отдать должное предыдущему руководству и всей команде завода, которая на протяжении ряда лет занималась диверсификацией производства, освоением новых видов изделий, при этом сохраняя те компетенции, которые уже были.

К примеру, завод освоил выпуск изделий под потребности мировых производителей насосного оборудования, локализованного в России, — для концернов Wilo и Grundfos. Это были абсолютно новые заказчики, которые способствовали интенсивному росту объемов номенклатуры. Стали сотрудничать и с отечественными заводами по производству дорожно-строительной техники — выпускать для них тандемные тележки, мосты. Завод «Брянский арсенал», специализирующийся в производстве модельного ряда автогрейдеров, входящий в ГК UMG, теперь серийно на свою грейдерную технику устанавливает мосты ЧЗСА. Я неслучайно делаю акцент на мостах — это технологически довольно сложный продукт, не всем под силу научиться его делать, а наш завод имеет такие компетенции, и теперь мы их тиражируем.

То есть, когда я пришел на завод, он уже стоял на пути диверсификации производства, мы только усилили и ускорили работу в этом направлении: увеличили объемы поставок компонентов крупным машиностроительным предприятиям, нарастили объемы товарного производства в целом. Ну и запустили основной драйвер нашего развития — приступили к выпуску самоходной техники, прежде всего вилочных погрузчиков, а также тракторов и вездеходов.

— Почему вы решили зайти именно в нишу самоходной техники?

— Здесь никакого ноу-хау нет, просто оценили рынок с точки зрения спроса и производственных возможностей других предприятий. Вот если рынок дорожно-строительной техники, ДТС, насыщен отечественными производителями, то рынок вилочных погрузчиков выглядит диаметрально противоположно, хотя он более емкий в штуках и деньгах. При этом доля российских поставщиков в апреле 2021 года не превышала одного процента, так исторически сложилось в стране. Понимая, что есть гарантированный спрос, есть потребность рынка в вилочных погрузчиках, мы поставили себе задачу начать развивать эту нишу, завоевывая долю рынка для российского производителя.

Такая же история с электрическими тракторами и вездеходами — это нишевые продукты, которые по разным причинам сегодня в стране не производятся. Хотя универсальный электрический трактор по-прежнему востребован в фермерских хозяйствах, в тепличных комплексах как машина-хозяйка — везде, где использование бензиновой и дизельной техники нежелательно. И еще одна наша разработка — вездеход, грузовик для бездорожья, который является почти полным аналогом модели Merсedes Unimog. Это простая и надежная машина грузоподъемностью пять тонн, которую удобно использовать бурильным бригадам, службам лесоохраны, в коммунальном хозяйстве, строительстве — везде, где есть проблемы с проходимостью. В стране выпускаются либо автомобильные гиганты для бездорожья, либо что-то очень небольшое, в размер «Газели», а наш вездеход — золотая середина, мы его позиционируем так: короткая база, высокая проходимость.

То есть все названные продукты — нишевые, их производство в России было либо очень небольшим, либо полностью отсутствовало. Это с одной стороны, а с другой — мы отталкивались от своих технологических возможностей, от умения хорошо делать компонентную базу. Тогда и задумались: а почему бы нам не изготавливать на базе своих же компонентов готовые образцы техники? Считаю, мы сделали правильный вывод, что можем самостоятельно выпускать технику, и пошли в этом направлении.

Тормоза, которые не требуют обслуживания

— Но ведь новая техника — это другой уровень производства, конструкторско-технологической базы. Как быстро вы освоили все эти процессы?

— На самом деле небыстро осваивали. У нас работает сильная конструкторская служба как в составе завода, так и в партнерской компании из Сколково «Априорные решения машин», имеющей богатый опыт производства разных видов техники. От идеи до первых образцов прошло шесть-восемь месяцев, но это была только опытно-промышленная партия. Как только мы подошли к тому, чтобы запустить технику в серийное производство, то столкнулись с другой проблемой — ограничением поставок импорта. То есть изначально в погрузчиках были предусмотрены узлы и компоненты разных мировых производителей, что облегчало, если честно, задачу конструирования. Но по определенным причинам стало невозможно выпускать погрузчики в первоначальном варианте, технологические риски уже присутствовали. Поэтому в процессе освоения выпуска техники мы еще и глубоко модернизировали компонентную базу с целью ее локализации в России, этот процесс идет уже три года и, наверное, только в 2024 году завершится.

Наши вилочные погрузчики не являются чьей-то копией, это полностью собственная разработка, другое дело, что некоторые конструктивные решения мы где-то подсмотрели. К примеру, дизельный двигатель, который устанавливали изначально, был от компании Kubota — в тот момент самый массовый на подобных классах машин; мосты трансмиссии выбрали у одного из корейских производителей. Но в целом это разработка завода при использовании технических решений, которые уже открыты на нашем рынке.

— Чем ваши дизельные вилочные погрузчики отличаются от аналогов на рынке — по цене, качеству?

— На рынке представлено очень много разных брендов, я могу крупными мазками описать, как выглядит ситуация и чем мы лучше. Еще до февраля позапрошлого года было большое количество китайских производителей, в экономклассе и среднем, а также западные премиальные бренды. Китайский погрузчик грузоподъемностью две с половиной тонны стоил около двух миллионов рублей, премиальный западный — шесть миллионов. Мы находимся по цене где-то посередине. В чем отличие дешевых моделей от дорогих? Первое — в ресурсе для капитального ремонта основных узлов, а второе — в стоимости владения техникой, это ключевые параметры, на которых строится вся экономика и продвижение товара. И рынок условно делится 50 на 50, то есть половина потребителей выбирает дешевые китайские машины, а половина ищет только надежные премиальные бренды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Долететь до горизонта Долететь до горизонта

Иногда кажется, будто быстроходные яхты летят между поверхностью воды и небом

Y Magazine
Нужны ли мигранты российскому «оливье» Нужны ли мигранты российскому «оливье»

Первым запросом после теракта было ужесточение контроля за миграционным потоком

Монокль
Вредно ли есть белый хлеб: что думаю ученые и врачи Вредно ли есть белый хлеб: что думаю ученые и врачи

Белый хлеб часто называют «одним из самых вредных для здоровья углеводов»

ТехИнсайдер
Если вы узнаете эти секреты, макароны больше никогда не будут слипаться Если вы узнаете эти секреты, макароны больше никогда не будут слипаться

Казалось бы, что может быть проще, чем сварить макароны?

ТехИнсайдер
Как и почему в России хотят «выращивать» ипотечных заемщиков на спецдепозитах Как и почему в России хотят «выращивать» ипотечных заемщиков на спецдепозитах

В первом чтении принят законопроект о договорах жилищных сбережений

Forbes
Связывая микромир с громадной Вселенной Связывая микромир с громадной Вселенной

Физик-математик Дмитрий Горбунов – о космологии как науки об эволюции Вселенной

Знание – сила
Упоминания в твиттере не повысили цитируемость научных статей Упоминания в твиттере не повысили цитируемость научных статей

Публикация в твиттере лишь незначительно влияет на частоту цитирования

N+1
Город на парках Город на парках

Хабаровск: победа деревьев над советским пространством

Weekend
Химики разобрались в биосинтезе грамина Химики разобрались в биосинтезе грамина

Грамин образуется из триптофана в присутствии цитохрома P450

N+1
Капкан развития: почему для ресторанной индустрии успех обернулся творческим кризисом Капкан развития: почему для ресторанной индустрии успех обернулся творческим кризисом

Почему успех обернулся для шефов и рестораторов творческим кризисом

Forbes
Не только для уборки: как использовать соду для стирки и почему стоит это сделать Не только для уборки: как использовать соду для стирки и почему стоит это сделать

С какими проблемами в стирке справится сода?

VOICE
Цыплята помогли решить задачу Молинью Цыплята помогли решить задачу Молинью

Цыплята помогли решить задачу Молинью

N+1
Как убрать живот без спортзала Как убрать живот без спортзала

Как убрать живот без диет и изнурительных тренировок

Psychologies
Почему никто не любит умных женщин: 7 причин Почему никто не любит умных женщин: 7 причин

Почему мужчины до сих пор не воспринимают женщин как равных?

Psychologies
От «Смертельной битвы» до Fallout: лучшие экранизации компьютерных игр От «Смертельной битвы» до Fallout: лучшие экранизации компьютерных игр

Адаптации культовых видеоигр, которые не уступают оригиналу

Правила жизни
«Конек-Горбунок» и «Госпожа Бовари»: запрещенные книги, которые стали классикой «Конек-Горбунок» и «Госпожа Бовари»: запрещенные книги, которые стали классикой

Книги, которые сперва вызывали вопросы цензоров, но стали мировой классикой

Forbes
«Казнить нельзя помиловать»: история высшей меры наказания в России «Казнить нельзя помиловать»: история высшей меры наказания в России

Как менялись законы, касающиеся смертной казни, в течение всей истории России

ТехИнсайдер
У черных ревунов обнаружили эффект дорогого врага У черных ревунов обнаружили эффект дорогого врага

Обезьяны реагировали на голоса соседей менее агрессивно, чем на голоса чужаков

N+1
«Песнь пророка» и русский Нобель. Большой разговор о книжных премиях с Андреем Аствацатуровым, Игорем Сухих и Татьяной Емельяновой «Песнь пророка» и русский Нобель. Большой разговор о книжных премиях с Андреем Аствацатуровым, Игорем Сухих и Татьяной Емельяновой

О назначении литературных премий, романе «Песнь пророка» и Нобеле Ивана Бунина

СНОБ
Как проникнуть в суть сознания: взгляд ученых и буддистов Как проникнуть в суть сознания: взгляд ученых и буддистов

Можно ли понять, что чувствует другой человек?

Psychologies
Мебель века: 10 самых значимых предметов интерьера Мебель века: 10 самых значимых предметов интерьера

Топ-лист практичных арт-объектов, повлиявших на развитие мебельного дизайна

Psychologies
Как создают огнестойкие материалы Как создают огнестойкие материалы

На рынке огнезащиты интенсивно развиваются два направления

Монокль
Рок, поп, фанк — и другая музыка для путешествий Рок, поп, фанк — и другая музыка для путешествий

Кого послушать под стук колес?

СНОБ
5 секретов счастливых отношений, которые все часто забывают 5 секретов счастливых отношений, которые все часто забывают

Какие именно ингредиенты включает в себя рецепт крепкого союза?

Psychologies
4 критерия, которые помогут определить, с кем рискованно вести дела 4 критерия, которые помогут определить, с кем рискованно вести дела

Как понять, подходит ли вам потенциальный бизнес-партнер?

Psychologies
Анна Матвеева: Не хочу тратить время на вторичную паралитературу Анна Матвеева: Не хочу тратить время на вторичную паралитературу

Писательница Анна Матвеева — о «Тотальном диктанте» и борьбе за чистоту слога

СНОБ
Когда 70 тысяч лет назад люди покинули Африку, они на 20 тысяч лет остановились на Иранском нагорье Когда 70 тысяч лет назад люди покинули Африку, они на 20 тысяч лет остановились на Иранском нагорье

Одним из важнейших центров расселения Homo sapiens стало Иранское нагорье

ТехИнсайдер
4 интригующие причины возвращения к бывшим 4 интригующие причины возвращения к бывшим

Почему мы возвращаемся к тем, кого уже отпустили?

Psychologies
Зумеры мечтают работать, не работая: что такое ресентеизм Зумеры мечтают работать, не работая: что такое ресентеизм

Действительно ли избегание работы у зумеров кроется в нежелании трудиться?

Psychologies
«Почетные арийки»: как женщины еврейского происхождения жили в оккупированной Франции «Почетные арийки»: как женщины еврейского происхождения жили в оккупированной Франции

Отрывок из документального романа Дамьена Роже «Почетные арийки»

Forbes
Открыть в приложении