По тундре, по железной дороге
После сорокалетнего перерыва в России грядут новые железнодорожные мегапроекты. Где и зачем протянутся новые стальные магистрали?
Протяженность железных дорог ведущего национального оператора — ОАО РЖД — по итогам 2023 года составила 85,4 тыс. км. Если посмотреть в ретроспективе с 2003 года, когда РЖД была создана в существующей организационной форме, может сложиться впечатление абсолютной стагнации: протяженность сети за истекшие два десятилетия не изменилась. Скажем больше: никакого заметного роста общей протяженности сети не наблюдается уже сорок лет, с момента пуска в эксплуатацию легендарной Байкало-Амурской магистрали (см. график 1).
Самым крупным фактически реализованным новым железнодорожным проектом последних лет оказалась построенная военными железнодорожниками в 2015–2017 годах 136-километровая линия в обход Донбасса в Ростовской области. Правда, при этом был демонтирован старый участок сети.
Конечно же, нельзя сказать, что отечественные железнодорожники сидели сложа руки. Главным инвестиционным приоритетом РЖД последних пятнадцати лет было кардинальное увеличение провозной способности Восточного полигона (БАМа и восточного участка Транссиба) для решения конкретной задачи — обеспечения логистики бурно растущего экспорта сырья, прежде всего угля, на восток. «На земле» это воплощалось в строительстве вторых путей и дублеров тоннелей, новых мостов и других инженерных сооружений.
В части пассажирского движения приоритетами были повышение скорости движения (введение скоростного, правда не высокоскоростного, и базировавшегося на зарубежном подвижном составе движения на самых пассажироемких направлениях в Центральной России) и комфорта для пассажиров (кардинальное обновление вагонного парка, строительство новых вокзальных комплексов, повышение стандартов обслуживания).
Шла регулярная (но без прорывов) работа по электрификации существующих линий. Все больше вместо старых деревянных шпал мы видим бетонные — более долговечные (служат без замены 40–50 лет вместо 15) и эффективные («держат» больший вес и скорости). Модернизировалась вспомогательная инфраструктура (устройства сигнализации, централизации и блокировки), массово внедрялись 100-метровые рельсы (вместо старых советских 25-метровых).
Как безусловный успех можно отметить завершение в 2020 году «перешивки» железнодорожных линий Сахалина с построенной японцами узкой (1067 мм) на нашу стандартную (1520 мм) колею. За 17 лет на Сахалине было заменено 865 км пути, 350 стрелочных переводов, 130 км станционных путей и 25 км подъездных, около 70 мостов, множество железнодорожных переездов. По сути, произошла не просто масштабная реконструкция железнодорожного полотна, а практически постройка новой железнодорожной сети острова.
В целом на состоявшемся в Москве в декабре 2023 года IV Железнодорожном съезде вице-премьер Андрей Белоусов высоко оценил инвестиционные усилия РЖД — 4,7 трлн рублей только за последние шесть лет. Однако условия России как огромной и пока еще мало освоенной, особенно на Севере и за Уралом, страны дают большой простор возможностям дальнейшего развития железнодорожной сети не только «вглубь», но и «вширь», с радикальным расширением своей топологии.
Планов расширения железнодорожной сети в России было изрядное количество, а амбициозность некоторых проектов могла бы удивить видавших всякое китайцев (например, идеи связать с «большой землей» железнодорожными линиями Анадырь и Петропавловск-Камчатский).
Принятая в 2008 году «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» предполагала строительство от 16 тыс. км (по минимальному сценарию) до 20,7 тыс. км новых железнодорожных линий (не считая развития уже существующих линий вроде строительства вторых путей), причем 5200 км новых железнодорожных линий планировалось построить уже к 2015 году.
Среди наиболее знаковых проектов той стратегии можно отметить Северный широтный ход (тогда еще отдельные участки, не сведенные под единый проект), железнодорожное соединение (мост или тоннель) с Сахалином, проект Белкомур (прямая связь промышленных районов Среднего Урала с Архангельским портом), линии до Кызыла в Туве и до перспективного порта Индига в Ненецком автономном округе.
Как нетрудно заметить из приведенной выше статистики, ни один из этих проектов пока так и не реализован. А, например, Межрегиональная компания «Белкомур», которая должна была строить соответствующую железнодорожную магистраль, летом прошлого года была официально признана банкротом.
В ноябре 2021 года была принятая очередная, актуальная на сегодня «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». Этот документ в аспекте железнодорожного транспорта в принципе не оперирует конкретными показателями перспективного изменения топологии железнодорожной сети, ограничиваясь общесетевыми прогнозами объемов перевозок и инвестиций.
Выше упомянутый IV Железнодорожный съезд в декабре прошлого года главными задачами РЖД на период до 2030 года обозначил «развитие Восточного полигона, коридора “Север — Юг”, Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов… Увеличение провозной способности железных дорог в направлении портов Азово-Черноморского бассейна до 152 миллионов тонн по итогам 2030 года, к портам Северо-Запада — до 220 миллионов тонн, Восточного полигона — до 210 миллионов тонн и 255 миллионов тонн по итогам 2032 года». То есть сохранение тренда на качественный рост в рамках уже существующей топологии железнодорожной сети.
Тем не менее можно обозначить четыре основных проекта на сети ОАО РЖД, которые, в принципе, имеют разумное обоснование и разумные сроки строительства. К таковым мы отнесем Северный широтный ход, Северо-Сибирскую магистраль, а также железнодорожные линии Элегест — Кызыл — Курагино и Якутск — Магадан.
Рассмотрим их детальнее.
Новая жизнь «501-й стройки»
Северный широтный ход (СШХ) — проект строительства железнодорожной магистрали Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая сможет связать воедино ныне разрозненные железнодорожные линии Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и тем самым дать возможность вывоза нефтегазовых материалов региона в западном направлении без колоссального крюка на юг через Тюмень.
Протяженность СШХ составит 707 км. Проект включает в себя строительство двух крупных мостов через реки Обь и Надым (2,4 и 1,3 км соответственно), а также реконструкцию существующей трассы Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево (270 км) и железнодорожной станции Обская. Строительство будет проходить в сложных условиях вечной мерзлоты.
Помимо строительства СШХ для обеспечения необходимой пропускной способности предусмотрена реконструкция участков Северной железной дороги от станции Коноша до станции Обская протяженностью 1667 км.
СШХ по маршруту своего следования в целом повторяет трассу Трансполярной магистрали. Ее строительство велось в 1947–1953 годах, планировалось протянуть магистраль от станций Чум и Лабытнанги на левом берегу Оби через Салехард, Надым и Уренгой до Игарки на правом берегу Енисея с паромной переправой через Енисей в районе Ермаково. Десятки тысяч заключенных и сотни единиц техники двигались навстречу друг другу — западный участок именовался «стройка 501», а восточный — «стройка 503». После смерти Сталина в 1953 году стройка была остановлена. В эксплуатацию успели ввести участки Чум — Лабытнанги (180 км) и Новый Уренгой — Надым (230 км). Все остальные участки были заброшены и в силу сурового климата без должного ухода быстро пришли в совершенную негодность. Теперь эта «мертвая дорога» с руинами лагерей привлекает лишь редких любителей экстремального туризма. А в Игарке работает небольшой, но очень добротный музей «503-й стройки».
К идее строительства магистрали в ЯНАО снова вернулись в 2000-х. В 2006 году была создана корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный», в один из приоритетных проектов которого вошел СШХ. В 2016 году РЖД и правительство ЯНАО согласовали схему строительства дороги — в виде концессии. В декабре того же 2016 года была создана компания-концессионер ООО СШХ.
В январе 2017 года вице-президент РЖД Вадим Михайлов заявил, что общая стоимость строительства СШХ составит 236 млрд рублей, из них РЖД должна была выделить 105 млрд рублей, концессионер — 113,5 млрд рублей. Остальное должно было добавить государство. Фактически вопросы финансирования решены не были.
В апреле 2022 года президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию объявил о необходимости скорейшего запуска Северного широтного хода для освоения богатств Арктики и предложил финансировать проект за счет инфраструктурных кредитов регионам.
Дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки. Во всяком случае, степень проработанности проекта весьма высокая, «Газпром» даже приступил к реконструкции своего участка СШХ (104 км Пангоды — Надым). Заключенный осенью 2022 года газовым гигантом контракт с неназванным подрядчиком оценивался в 43 млрд рублей.
Таким образом, в самой последней версии проект предполагал реализацию значительной его части за счет средств РЖД (реконструкция участков Коноша — Обская и Пангоды — Коротчаево, строительство ранее входившего в периметр концессии участка Обская — Салехард с капиталоемким мостом через Обь). За счет инвестпрограммы «Газпрома» должен быть построен участок Пангоды, а за счет концессии — участок Салехард — Надым (353 км).
Однако разворот на Восток после начала СВО ударил по СШХ. В ноябре 2022 года вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что правительство приостановило этот проект. От СШХ не отказываются окончательно, но сроки его реализации теперь сдвигаются на горизонт после 2027 года.
Между тем стоимость строительства СШХ в текущих ценах уже выросла до 650 млрд рублей (более чем вдвое от первоначальной отметки), сдвиг сроков предположительно вызовет удорожание до 730 млрд рублей. Пока этих денег ни в бюджете, ни в инвестиционной программе РЖД не нашлось.
Отметим, что потенциальная грузовая база СШХ оценивается в 23,9 млн тонн в год, из которых практически весь объем (23 млн тонн в год) должно прийтись на перевозки в западном направлении (в европейскую часть России) нефти и иного углеводородного сырья (в том числе с целью экспорта через балтийский порт Усть-Луга), а также некоторого количества полимерных материалов (с существующей тобольской площадки «Сибура» и потенциального газо-химического комбината «Газпрома» в ЯНАО).
Через станцию Обская к СШХ примыкала бы введенная 2011 году «Газпромом» (и находящаяся у него на балансе) железнодорожная линия Обская — Бованенково — Карская. Ранее планировалось после ввода СШХ выстроить 170-километровое ответвление от этой линии в направлении на Сабетту (так называемый Северный широтный ход — 2). Реализация этого проекта могла бы сгенерировать дополнительный грузопоток в размере 9 млн тонн в год, преимущественно углеводородов. Но даже «первый» СШХ пока так и не воплощен в реальность.
А вот продления магистрали на восток, в направлении Игарки и далее Норильска, едва ли стоит ожидать даже в более отдаленном будущем. Порядка 800 км в практически безлюдной, неосвоенной местности, колоссальные речные преграды (Енисей, Таз, Пур) и вечная мерзлота вылились бы в колоссальную стоимость подобного проекта.
При этом достаточной для окупаемости подобных вложений грузовой базы здесь нет. Так, грузооборот порта Дудинка, обслуживающего Норильский промышленный район, в 2022 году составил всего 4,5 млн тонн (и это рекордный показатель), Игарка даже в лучшие советские времена выдавала 0,5 млн тонн в год.