Где и зачем протянутся новые стальные магистрали?

МонокльHi-Tech

По тундре, по железной дороге

После сорокалетнего перерыва в России грядут новые железнодорожные мегапроекты. Где и зачем протянутся новые стальные магистрали?

Сергей Кудияров

В 2020 году была завершена реконструкция железных дорог Сахалина путем их перевода на общероссийский стандарт колеи 1520 мм

Протяженность железных дорог ведущего национального оператора — ОАО РЖД — по итогам 2023 года составила 85,4 тыс. км. Если посмотреть в ретроспективе с 2003 года, когда РЖД была создана в существующей организационной форме, может сложиться впечатление абсолютной стагнации: протяженность сети за истекшие два десятилетия не изменилась. Скажем больше: никакого заметного роста общей протяженности сети не наблюдается уже сорок лет, с момента пуска в эксплуатацию легендарной Байкало-Амурской магистрали (см. график 1).

Самым крупным фактически реализованным новым железнодорожным проектом последних лет оказалась построенная военными железнодорожниками в 2015–2017 годах 136-километровая линия в обход Донбасса в Ростовской области. Правда, при этом был демонтирован старый участок сети.

Конечно же, нельзя сказать, что отечественные железнодорожники сидели сложа руки. Главным инвестиционным приоритетом РЖД последних пятнадцати лет было кардинальное увеличение провозной способности Восточного полигона (БАМа и восточного участка Транссиба) для решения конкретной задачи — обеспечения логистики бурно растущего экспорта сырья, прежде всего угля, на восток. «На земле» это воплощалось в строительстве вторых путей и дублеров тоннелей, новых мостов и других инженерных сооружений.

В части пассажирского движения приоритетами были повышение скорости движения (введение скоростного, правда не высокоскоростного, и базировавшегося на зарубежном подвижном составе движения на самых пассажироемких направлениях в Центральной России) и комфорта для пассажиров (кардинальное обновление вагонного парка, строительство новых вокзальных комплексов, повышение стандартов обслуживания).

Шла регулярная (но без прорывов) работа по электрификации существующих линий. Все больше вместо старых деревянных шпал мы видим бетонные — более долговечные (служат без замены 40–50 лет вместо 15) и эффективные («держат» больший вес и скорости). Модернизировалась вспомогательная инфраструктура (устройства сигнализации, централизации и блокировки), массово внедрялись 100-метровые рельсы (вместо старых советских 25-метровых).

Как безусловный успех можно отметить завершение в 2020 году «перешивки» железнодорожных линий Сахалина с построенной японцами узкой (1067 мм) на нашу стандартную (1520 мм) колею. За 17 лет на Сахалине было заменено 865 км пути, 350 стрелочных переводов, 130 км станционных путей и 25 км подъездных, около 70 мостов, множество железнодорожных переездов. По сути, произошла не просто масштабная реконструкция железнодорожного полотна, а практически постройка новой железнодорожной сети острова.

В целом на состоявшемся в Москве в декабре 2023 года IV Железнодорожном съезде вице-премьер Андрей Белоусов высоко оценил инвестиционные усилия РЖД — 4,7 трлн рублей только за последние шесть лет. Однако условия России как огромной и пока еще мало освоенной, особенно на Севере и за Уралом, страны дают большой простор возможностям дальнейшего развития железнодорожной сети не только «вглубь», но и «вширь», с радикальным расширением своей топологии.

Планов расширения железнодорожной сети в России было изрядное количество, а амбициозность некоторых проектов могла бы удивить видавших всякое китайцев (например, идеи связать с «большой землей» железнодорожными линиями Анадырь и Петропавловск-Камчатский).

Принятая в 2008 году «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» предполагала строительство от 16 тыс. км (по минимальному сценарию) до 20,7 тыс. км новых железнодорожных линий (не считая развития уже существующих линий вроде строительства вторых путей), причем 5200 км новых железнодорожных линий планировалось построить уже к 2015 году.

Среди наиболее знаковых проектов той стратегии можно отметить Северный широтный ход (тогда еще отдельные участки, не сведенные под единый проект), железнодорожное соединение (мост или тоннель) с Сахалином, проект Белкомур (прямая связь промышленных районов Среднего Урала с Архангельским портом), линии до Кызыла в Туве и до перспективного порта Индига в Ненецком автономном округе.

Саша Вольский

Как нетрудно заметить из приведенной выше статистики, ни один из этих проектов пока так и не реализован. А, например, Межрегиональная компания «Белкомур», которая должна была строить соответствующую железнодорожную магистраль, летом прошлого года была официально признана банкротом.

В ноябре 2021 года была принятая очередная, актуальная на сегодня «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». Этот документ в аспекте железнодорожного транспорта в принципе не оперирует конкретными показателями перспективного изменения топологии железнодорожной сети, ограничиваясь общесетевыми прогнозами объемов перевозок и инвестиций.

Выше упомянутый IV Железнодорожный съезд в декабре прошлого года главными задачами РЖД на период до 2030 года обозначил «развитие Восточного полигона, коридора “Север — Юг”, Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов… Увеличение провозной способности железных дорог в направлении портов Азово-Черноморского бассейна до 152 миллионов тонн по итогам 2030 года, к портам Северо-Запада — до 220 миллионов тонн, Восточного полигона — до 210 миллионов тонн и 255 миллионов тонн по итогам 2032 года». То есть сохранение тренда на качественный рост в рамках уже существующей топологии железнодорожной сети.

Тем не менее можно обозначить четыре основных проекта на сети ОАО РЖД, которые, в принципе, имеют разумное обоснование и разумные сроки строительства. К таковым мы отнесем Северный широтный ход, Северо-Сибирскую магистраль, а также железнодорожные линии Элегест — Кызыл — Курагино и Якутск — Магадан.

Рассмотрим их детальнее.

Новая жизнь «501-й стройки»

Северный широтный ход (СШХ) — проект строительства железнодорожной магистрали Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая сможет связать воедино ныне разрозненные железнодорожные линии Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и тем самым дать возможность вывоза нефтегазовых материалов региона в западном направлении без колоссального крюка на юг через Тюмень.

Протяженность СШХ составит 707 км. Проект включает в себя строительство двух крупных мостов через реки Обь и Надым (2,4 и 1,3 км соответственно), а также реконструкцию существующей трассы Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево (270 км) и железнодорожной станции Обская. Строительство будет проходить в сложных условиях вечной мерзлоты.

Помимо строительства СШХ для обеспечения необходимой пропускной способности предусмотрена реконструкция участков Северной железной дороги от станции Коноша до станции Обская протяженностью 1667 км.

СШХ по маршруту своего следования в целом повторяет трассу Трансполярной магистрали. Ее строительство велось в 1947–1953 годах, планировалось протянуть магистраль от станций Чум и Лабытнанги на левом берегу Оби через Салехард, Надым и Уренгой до Игарки на правом берегу Енисея с паромной переправой через Енисей в районе Ермаково. Десятки тысяч заключенных и сотни единиц техники двигались навстречу друг другу — западный участок именовался «стройка 501», а восточный — «стройка 503». После смерти Сталина в 1953 году стройка была остановлена. В эксплуатацию успели ввести участки Чум — Лабытнанги (180 км) и Новый Уренгой — Надым (230 км). Все остальные участки были заброшены и в силу сурового климата без должного ухода быстро пришли в совершенную негодность. Теперь эта «мертвая дорога» с руинами лагерей привлекает лишь редких любителей экстремального туризма. А в Игарке работает небольшой, но очень добротный музей «503-й стройки».

К идее строительства магистрали в ЯНАО снова вернулись в 2000-х. В 2006 году была создана корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный», в один из приоритетных проектов которого вошел СШХ. В 2016 году РЖД и правительство ЯНАО согласовали схему строительства дороги — в виде концессии. В декабре того же 2016 года была создана компания-концессионер ООО СШХ.

В январе 2017 года вице-президент РЖД Вадим Михайлов заявил, что общая стоимость строительства СШХ составит 236 млрд рублей, из них РЖД должна была выделить 105 млрд рублей, концессионер — 113,5 млрд рублей. Остальное должно было добавить государство. Фактически вопросы финансирования решены не были.

В апреле 2022 года президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию объявил о необходимости скорейшего запуска Северного широтного хода для освоения богатств Арктики и предложил финансировать проект за счет инфраструктурных кредитов регионам.

Дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки. Во всяком случае, степень проработанности проекта весьма высокая, «Газпром» даже приступил к реконструкции своего участка СШХ (104 км Пангоды — Надым). Заключенный осенью 2022 года газовым гигантом контракт с неназванным подрядчиком оценивался в 43 млрд рублей.

Таким образом, в самой последней версии проект предполагал реализацию значительной его части за счет средств РЖД (реконструкция участков Коноша — Обская и Пангоды — Коротчаево, строительство ранее входившего в периметр концессии участка Обская — Салехард с капиталоемким мостом через Обь). За счет инвестпрограммы «Газпрома» должен быть построен участок Пангоды, а за счет концессии — участок Салехард — Надым (353 км).

Однако разворот на Восток после начала СВО ударил по СШХ. В ноябре 2022 года вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что правительство приостановило этот проект. От СШХ не отказываются окончательно, но сроки его реализации теперь сдвигаются на горизонт после 2027 года.

Между тем стоимость строительства СШХ в текущих ценах уже выросла до 650 млрд рублей (более чем вдвое от первоначальной отметки), сдвиг сроков предположительно вызовет удорожание до 730 млрд рублей. Пока этих денег ни в бюджете, ни в инвестиционной программе РЖД не нашлось.

Отметим, что потенциальная грузовая база СШХ оценивается в 23,9 млн тонн в год, из которых практически весь объем (23 млн тонн в год) должно прийтись на перевозки в западном направлении (в европейскую часть России) нефти и иного углеводородного сырья (в том числе с целью экспорта через балтийский порт Усть-Луга), а также некоторого количества полимерных материалов (с существующей тобольской площадки «Сибура» и потенциального газо-химического комбината «Газпрома» в ЯНАО).

Через станцию Обская к СШХ примыкала бы введенная 2011 году «Газпромом» (и находящаяся у него на балансе) железнодорожная линия Обская — Бованенково — Карская. Ранее планировалось после ввода СШХ выстроить 170-километровое ответвление от этой линии в направлении на Сабетту (так называемый Северный широтный ход — 2). Реализация этого проекта могла бы сгенерировать дополнительный грузопоток в размере 9 млн тонн в год, преимущественно углеводородов. Но даже «первый» СШХ пока так и не воплощен в реальность.

А вот продления магистрали на восток, в направлении Игарки и далее Норильска, едва ли стоит ожидать даже в более отдаленном будущем. Порядка 800 км в практически безлюдной, неосвоенной местности, колоссальные речные преграды (Енисей, Таз, Пур) и вечная мерзлота вылились бы в колоссальную стоимость подобного проекта.

При этом достаточной для окупаемости подобных вложений грузовой базы здесь нет. Так, грузооборот порта Дудинка, обслуживающего Норильский промышленный район, в 2022 году составил всего 4,5 млн тонн (и это рекордный показатель), Игарка даже в лучшие советские времена выдавала 0,5 млн тонн в год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Техпарад Техпарад

Выстрел «Авророй», космос на 3D-принтере и тактильные виртуальные переживания

ТехИнсайдер
Доступность пищи позволила орангутанам-мигрантам больше учиться у местных Доступность пищи позволила орангутанам-мигрантам больше учиться у местных

От чего зависит социальное обучение у орангутанов-мигрантов?

N+1
Харакири по всем правилам Харакири по всем правилам

6 марта 1929 года произошло событие, которое взбудоражило всю Москву

Дилетант
Почему ни в коем случае нельзя сливать масло в канализацию: кто такие жирберги, и зачем их едят китайцы? Почему ни в коем случае нельзя сливать масло в канализацию: кто такие жирберги, и зачем их едят китайцы?

Как правильно утилизировать масло?

ТехИнсайдер
Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром» Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром»

Подлинный триумф Татьяны Лютаевой состоялся на кинофестивале в Афинах

Караван историй
Россиянки рассказали, в каких случаях красота помогает им (порой неожиданно) Россиянки рассказали, в каких случаях красота помогает им (порой неожиданно)

Может ли привлекательная внешность навредить своим обладательницам?

Psychologies
Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
Почему намерзает задняя стенка холодильника: решаем проблему самостоятельно Почему намерзает задняя стенка холодильника: решаем проблему самостоятельно

Из-за чего намерзает лед на задней стенке холодильника и что делать

ТехИнсайдер
Как начать правильно питаться не с очередного понедельника, а прямо сейчас: рабочие советы Как начать правильно питаться не с очередного понедельника, а прямо сейчас: рабочие советы

Как эффективно и довольно быстро начать придерживаться правильного питания

ТехИнсайдер
Вымирание тасманского дьявола привело к изменению генетики совсем другого хищника — маленького кволла Вымирание тасманского дьявола привело к изменению генетики совсем другого хищника — маленького кволла

Сокращение численности тасманского дьявола влияет на генетику кволла

ТехИнсайдер
3 верных признака фальшивой улыбки 3 верных признака фальшивой улыбки

Может ли быть улыбка неискренней и, если да, как это понять?

Psychologies
Подблюдные гадания на Старый Новый год: как наши прапрабабушки узнавали будущее Подблюдные гадания на Старый Новый год: как наши прапрабабушки узнавали будущее

Наши предки верили, что в Старый Новый год можно узнать свое будущее

VOICE
Химики увидели в метеоритном веществе аминокислоты и другие строительные блоки жизни Химики увидели в метеоритном веществе аминокислоты и другие строительные блоки жизни

Ученые проанализировали состав метеорита Винчкомб и нашли в нем соединения азота

ТехИнсайдер
Пары жуков сизифов эффективнее одиночек перенесли навозные шарики через препятствия Пары жуков сизифов эффективнее одиночек перенесли навозные шарики через препятствия

Перемещать навозный шарик вдвоем оказалось проще и быстрее

N+1
«Славное море, священный Байкал» «Славное море, священный Байкал»

Удивительное озеро Байкал, самое глубокое и самое древнее на планете Земля

Зеркало Мира
Команда AUDI всё-таки победила на «Дакаре». Почему это важно? Команда AUDI всё-таки победила на «Дакаре». Почему это важно?

По мнению AUDI, будущее внедорожников – за электричеством

4x4 Club
Что делать, если ты чувствуешь себя одинокой: 7 полезных советов Что делать, если ты чувствуешь себя одинокой: 7 полезных советов

Хочешь знать, как справиться с чувством одиночества?

VOICE
Нехватка питьевой воды: как бороться с проблемой и почему она касается не только бедных стран Нехватка питьевой воды: как бороться с проблемой и почему она касается не только бедных стран

Какие технологии получения воды существуют сейчас и какие появятся в будущем?

СНОБ
Акулы гибнут с угрожающей скоростью из-за своих плавников Акулы гибнут с угрожающей скоростью из-за своих плавников

Промысел акульих плавников способен привести к вымиранию этих рыб

ТехИнсайдер
«Время максимального научного драйва». Океанолог Александр Осадчиев — о работе в Арктике «Время максимального научного драйва». Океанолог Александр Осадчиев — о работе в Арктике

Океанолог Александр Осадчиев — об устройстве научно-исследовательского судна

СНОБ
«Айлин»: ретро-триллер о нереализованных амбициях с Энн Хэтэуэй и Томасин Маккензи «Айлин»: ретро-триллер о нереализованных амбициях с Энн Хэтэуэй и Томасин Маккензи

Почему «Айлин» нельзя назвать успешной экранизацией?

Forbes
Когда лень идти в спортзал: 10 отличных кардиоупражнений, которые можно делать дома Когда лень идти в спортзал: 10 отличных кардиоупражнений, которые можно делать дома

Кардиоупражнения для дома: сохранить фигуру, не выходя на улицу

VOICE
Попала в ДТП Попала в ДТП

Что делать, если в ДТП виновата ты

Лиза
Играй, «Маэстро»: каким получился байопик Брэдли Купера про выдающегося дирижера Бернстайна Играй, «Маэстро»: каким получился байопик Брэдли Купера про выдающегося дирижера Бернстайна

«Маэстро» — кинематографичную арию про боль, жизнь и любовь

Правила жизни
ТОП-6 лучших минивэнов с характеристиками и фото ТОП-6 лучших минивэнов с характеристиками и фото

Лучшие новые китайские минивэны на рынке России

РБК
Идеальное свидание: романтические выходные только для двоих Идеальное свидание: романтические выходные только для двоих

Мы собрали лучшие идеи, которые помогут парам расслабиться

Караван историй
Кто похитил Мону Лизу? Четыре громкие аферы в мире искусства Кто похитил Мону Лизу? Четыре громкие аферы в мире искусства

Восстанавливаем детали волнующих расследований преступлений в мире искусства

Правила жизни
Внедорожники становятся всё шире, не помещаясь на городских дорогах Внедорожники становятся всё шире, не помещаясь на городских дорогах

Почему внедорожники и пикапы становятся такими же широкими, как автобусы

4x4 Club
Как заставить чистое белье и одежду благоухать: 10 советов экспертов Как заставить чистое белье и одежду благоухать: 10 советов экспертов

А ты знаешь, что есть свечи и смеси эфирных масел с ароматом чистого белья?

VOICE
9 правил здоровых отношений 9 правил здоровых отношений

В чем секрет долгих и крепких отношений?

Psychologies
Открыть в приложении