Где и зачем протянутся новые стальные магистрали?

МонокльHi-Tech

По тундре, по железной дороге

После сорокалетнего перерыва в России грядут новые железнодорожные мегапроекты. Где и зачем протянутся новые стальные магистрали?

Сергей Кудияров

В 2020 году была завершена реконструкция железных дорог Сахалина путем их перевода на общероссийский стандарт колеи 1520 мм

Протяженность железных дорог ведущего национального оператора — ОАО РЖД — по итогам 2023 года составила 85,4 тыс. км. Если посмотреть в ретроспективе с 2003 года, когда РЖД была создана в существующей организационной форме, может сложиться впечатление абсолютной стагнации: протяженность сети за истекшие два десятилетия не изменилась. Скажем больше: никакого заметного роста общей протяженности сети не наблюдается уже сорок лет, с момента пуска в эксплуатацию легендарной Байкало-Амурской магистрали (см. график 1).

Самым крупным фактически реализованным новым железнодорожным проектом последних лет оказалась построенная военными железнодорожниками в 2015–2017 годах 136-километровая линия в обход Донбасса в Ростовской области. Правда, при этом был демонтирован старый участок сети.

Конечно же, нельзя сказать, что отечественные железнодорожники сидели сложа руки. Главным инвестиционным приоритетом РЖД последних пятнадцати лет было кардинальное увеличение провозной способности Восточного полигона (БАМа и восточного участка Транссиба) для решения конкретной задачи — обеспечения логистики бурно растущего экспорта сырья, прежде всего угля, на восток. «На земле» это воплощалось в строительстве вторых путей и дублеров тоннелей, новых мостов и других инженерных сооружений.

В части пассажирского движения приоритетами были повышение скорости движения (введение скоростного, правда не высокоскоростного, и базировавшегося на зарубежном подвижном составе движения на самых пассажироемких направлениях в Центральной России) и комфорта для пассажиров (кардинальное обновление вагонного парка, строительство новых вокзальных комплексов, повышение стандартов обслуживания).

Шла регулярная (но без прорывов) работа по электрификации существующих линий. Все больше вместо старых деревянных шпал мы видим бетонные — более долговечные (служат без замены 40–50 лет вместо 15) и эффективные («держат» больший вес и скорости). Модернизировалась вспомогательная инфраструктура (устройства сигнализации, централизации и блокировки), массово внедрялись 100-метровые рельсы (вместо старых советских 25-метровых).

Как безусловный успех можно отметить завершение в 2020 году «перешивки» железнодорожных линий Сахалина с построенной японцами узкой (1067 мм) на нашу стандартную (1520 мм) колею. За 17 лет на Сахалине было заменено 865 км пути, 350 стрелочных переводов, 130 км станционных путей и 25 км подъездных, около 70 мостов, множество железнодорожных переездов. По сути, произошла не просто масштабная реконструкция железнодорожного полотна, а практически постройка новой железнодорожной сети острова.

В целом на состоявшемся в Москве в декабре 2023 года IV Железнодорожном съезде вице-премьер Андрей Белоусов высоко оценил инвестиционные усилия РЖД — 4,7 трлн рублей только за последние шесть лет. Однако условия России как огромной и пока еще мало освоенной, особенно на Севере и за Уралом, страны дают большой простор возможностям дальнейшего развития железнодорожной сети не только «вглубь», но и «вширь», с радикальным расширением своей топологии.

Планов расширения железнодорожной сети в России было изрядное количество, а амбициозность некоторых проектов могла бы удивить видавших всякое китайцев (например, идеи связать с «большой землей» железнодорожными линиями Анадырь и Петропавловск-Камчатский).

Принятая в 2008 году «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» предполагала строительство от 16 тыс. км (по минимальному сценарию) до 20,7 тыс. км новых железнодорожных линий (не считая развития уже существующих линий вроде строительства вторых путей), причем 5200 км новых железнодорожных линий планировалось построить уже к 2015 году.

Среди наиболее знаковых проектов той стратегии можно отметить Северный широтный ход (тогда еще отдельные участки, не сведенные под единый проект), железнодорожное соединение (мост или тоннель) с Сахалином, проект Белкомур (прямая связь промышленных районов Среднего Урала с Архангельским портом), линии до Кызыла в Туве и до перспективного порта Индига в Ненецком автономном округе.

Саша Вольский

Как нетрудно заметить из приведенной выше статистики, ни один из этих проектов пока так и не реализован. А, например, Межрегиональная компания «Белкомур», которая должна была строить соответствующую железнодорожную магистраль, летом прошлого года была официально признана банкротом.

В ноябре 2021 года была принятая очередная, актуальная на сегодня «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». Этот документ в аспекте железнодорожного транспорта в принципе не оперирует конкретными показателями перспективного изменения топологии железнодорожной сети, ограничиваясь общесетевыми прогнозами объемов перевозок и инвестиций.

Выше упомянутый IV Железнодорожный съезд в декабре прошлого года главными задачами РЖД на период до 2030 года обозначил «развитие Восточного полигона, коридора “Север — Юг”, Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов… Увеличение провозной способности железных дорог в направлении портов Азово-Черноморского бассейна до 152 миллионов тонн по итогам 2030 года, к портам Северо-Запада — до 220 миллионов тонн, Восточного полигона — до 210 миллионов тонн и 255 миллионов тонн по итогам 2032 года». То есть сохранение тренда на качественный рост в рамках уже существующей топологии железнодорожной сети.

Тем не менее можно обозначить четыре основных проекта на сети ОАО РЖД, которые, в принципе, имеют разумное обоснование и разумные сроки строительства. К таковым мы отнесем Северный широтный ход, Северо-Сибирскую магистраль, а также железнодорожные линии Элегест — Кызыл — Курагино и Якутск — Магадан.

Рассмотрим их детальнее.

Новая жизнь «501-й стройки»

Северный широтный ход (СШХ) — проект строительства железнодорожной магистрали Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая сможет связать воедино ныне разрозненные железнодорожные линии Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и тем самым дать возможность вывоза нефтегазовых материалов региона в западном направлении без колоссального крюка на юг через Тюмень.

Протяженность СШХ составит 707 км. Проект включает в себя строительство двух крупных мостов через реки Обь и Надым (2,4 и 1,3 км соответственно), а также реконструкцию существующей трассы Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево (270 км) и железнодорожной станции Обская. Строительство будет проходить в сложных условиях вечной мерзлоты.

Помимо строительства СШХ для обеспечения необходимой пропускной способности предусмотрена реконструкция участков Северной железной дороги от станции Коноша до станции Обская протяженностью 1667 км.

СШХ по маршруту своего следования в целом повторяет трассу Трансполярной магистрали. Ее строительство велось в 1947–1953 годах, планировалось протянуть магистраль от станций Чум и Лабытнанги на левом берегу Оби через Салехард, Надым и Уренгой до Игарки на правом берегу Енисея с паромной переправой через Енисей в районе Ермаково. Десятки тысяч заключенных и сотни единиц техники двигались навстречу друг другу — западный участок именовался «стройка 501», а восточный — «стройка 503». После смерти Сталина в 1953 году стройка была остановлена. В эксплуатацию успели ввести участки Чум — Лабытнанги (180 км) и Новый Уренгой — Надым (230 км). Все остальные участки были заброшены и в силу сурового климата без должного ухода быстро пришли в совершенную негодность. Теперь эта «мертвая дорога» с руинами лагерей привлекает лишь редких любителей экстремального туризма. А в Игарке работает небольшой, но очень добротный музей «503-й стройки».

К идее строительства магистрали в ЯНАО снова вернулись в 2000-х. В 2006 году была создана корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный», в один из приоритетных проектов которого вошел СШХ. В 2016 году РЖД и правительство ЯНАО согласовали схему строительства дороги — в виде концессии. В декабре того же 2016 года была создана компания-концессионер ООО СШХ.

В январе 2017 года вице-президент РЖД Вадим Михайлов заявил, что общая стоимость строительства СШХ составит 236 млрд рублей, из них РЖД должна была выделить 105 млрд рублей, концессионер — 113,5 млрд рублей. Остальное должно было добавить государство. Фактически вопросы финансирования решены не были.

В апреле 2022 года президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию объявил о необходимости скорейшего запуска Северного широтного хода для освоения богатств Арктики и предложил финансировать проект за счет инфраструктурных кредитов регионам.

Дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки. Во всяком случае, степень проработанности проекта весьма высокая, «Газпром» даже приступил к реконструкции своего участка СШХ (104 км Пангоды — Надым). Заключенный осенью 2022 года газовым гигантом контракт с неназванным подрядчиком оценивался в 43 млрд рублей.

Таким образом, в самой последней версии проект предполагал реализацию значительной его части за счет средств РЖД (реконструкция участков Коноша — Обская и Пангоды — Коротчаево, строительство ранее входившего в периметр концессии участка Обская — Салехард с капиталоемким мостом через Обь). За счет инвестпрограммы «Газпрома» должен быть построен участок Пангоды, а за счет концессии — участок Салехард — Надым (353 км).

Однако разворот на Восток после начала СВО ударил по СШХ. В ноябре 2022 года вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что правительство приостановило этот проект. От СШХ не отказываются окончательно, но сроки его реализации теперь сдвигаются на горизонт после 2027 года.

Между тем стоимость строительства СШХ в текущих ценах уже выросла до 650 млрд рублей (более чем вдвое от первоначальной отметки), сдвиг сроков предположительно вызовет удорожание до 730 млрд рублей. Пока этих денег ни в бюджете, ни в инвестиционной программе РЖД не нашлось.

Отметим, что потенциальная грузовая база СШХ оценивается в 23,9 млн тонн в год, из которых практически весь объем (23 млн тонн в год) должно прийтись на перевозки в западном направлении (в европейскую часть России) нефти и иного углеводородного сырья (в том числе с целью экспорта через балтийский порт Усть-Луга), а также некоторого количества полимерных материалов (с существующей тобольской площадки «Сибура» и потенциального газо-химического комбината «Газпрома» в ЯНАО).

Через станцию Обская к СШХ примыкала бы введенная 2011 году «Газпромом» (и находящаяся у него на балансе) железнодорожная линия Обская — Бованенково — Карская. Ранее планировалось после ввода СШХ выстроить 170-километровое ответвление от этой линии в направлении на Сабетту (так называемый Северный широтный ход — 2). Реализация этого проекта могла бы сгенерировать дополнительный грузопоток в размере 9 млн тонн в год, преимущественно углеводородов. Но даже «первый» СШХ пока так и не воплощен в реальность.

А вот продления магистрали на восток, в направлении Игарки и далее Норильска, едва ли стоит ожидать даже в более отдаленном будущем. Порядка 800 км в практически безлюдной, неосвоенной местности, колоссальные речные преграды (Енисей, Таз, Пур) и вечная мерзлота вылились бы в колоссальную стоимость подобного проекта.

При этом достаточной для окупаемости подобных вложений грузовой базы здесь нет. Так, грузооборот порта Дудинка, обслуживающего Норильский промышленный район, в 2022 году составил всего 4,5 млн тонн (и это рекордный показатель), Игарка даже в лучшие советские времена выдавала 0,5 млн тонн в год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Девушка года Playboy-2018» From Siberia with love Девушка года Playboy-2018» From Siberia with love

«Девушка года Playboy-2018»: Лидия Пономарева – из Сибири с любовью

Playboy
Лайфхаки для хозяйки Лайфхаки для хозяйки

Как быстро и легко все отмыть, отчистить, отстирать и приготовить

Лиза
Будущее маркетплейсов: от навоза до экскаваторов Будущее маркетплейсов: от навоза до экскаваторов

Маркетплейсы станут основным местом продаж практически всех товаров

Эксперт
Ученые развеяли мифы о похмелье: 5 главных фактов Ученые развеяли мифы о похмелье: 5 главных фактов

Как избежать похмелья?

ТехИнсайдер
Магия архитектуры Магия архитектуры

В столице Поволжья находятся десятки шедевров русского зодчества

Дилетант
Передайте за проезд: как развивается общественный транспорт в России Передайте за проезд: как развивается общественный транспорт в России

Что нужно знать о современных тенденциях в развитии городского транспорта?

Правила жизни
Какой тип шин подходит для путешествий? Какой тип шин подходит для путешествий?

Какие шины подходят именно вам, и какие задачи вы перед ними ставите?

4x4 Club
Археологи нашли «Небесный календарь»: им пользовались в Китае 2000 лет назад! Археологи нашли «Небесный календарь»: им пользовались в Китае 2000 лет назад!

Археологи в Китае раскопали загадочный набор прямоугольных деревянных пластин

ТехИнсайдер
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Достоверные чудеса прогресса

Наука и жизнь
Токсичные отношения с родителями: как оказать сопротивление властной матери Токсичные отношения с родителями: как оказать сопротивление властной матери

Токсичные родители не любят своих детей или просто не умеют этого делать?

Psychologies
В приватном режиме: как обеспечить сохранность личных данных, используя нейросети В приватном режиме: как обеспечить сохранность личных данных, используя нейросети

Как обеспечить приватность при использовании нейронных сетей?

Forbes
Подблюдные гадания на Старый Новый год: как наши прапрабабушки узнавали будущее Подблюдные гадания на Старый Новый год: как наши прапрабабушки узнавали будущее

Наши предки верили, что в Старый Новый год можно узнать свое будущее

VOICE
Как-то раз под Рождество: российские звезды с непростой судьбой, которые родились 7 января Как-то раз под Рождество: российские звезды с непростой судьбой, которые родились 7 января

Появиться на свет в Рождество – еще не гарантия безоблачной жизни

VOICE
Почему люди, которые работают в сверхурочное время, оказываются менее продуктивными Почему люди, которые работают в сверхурочное время, оказываются менее продуктивными

Люди, которые стремятся работать сверхурочно, как правило, менее продуктивны

Forbes
Топ-5 успокоительных трав для нервной системы, которые справятся лучше медикаментов Топ-5 успокоительных трав для нервной системы, которые справятся лучше медикаментов

Как помочь себе и своей нервной системе с помощью натуральных трав?

Psychologies
Что такое разум? Что такое разум?

Как разум связан с интеллектом и преобразованием среды?

Наука и Техника
«Как Pepsi и Coca-Cola»: краткая история печенья-предшественника Oreo, которое проиграло монополисту и исчезло с полок «Как Pepsi и Coca-Cola»: краткая история печенья-предшественника Oreo, которое проиграло монополисту и исчезло с полок

Как из противостояния частников и треста появилось легендарное печенье

VC.RU
Тайны межзвездного пространства (блуждающие планеты и коричневые карлики) Тайны межзвездного пространства (блуждающие планеты и коричневые карлики)

В пространстве Млечного Пути астрономы нашли триллионы «блуждающих» планет

Зеркало Мира
5 приложений, которые помогут начать питаться осознанно: подборка от нейропсихолога 5 приложений, которые помогут начать питаться осознанно: подборка от нейропсихолога

Приложения для тренировки сознательного пищевого поведения

Psychologies
Тест-драйв Jaecoo J7: за что можно полюбить новинку китайского бренда Тест-драйв Jaecoo J7: за что можно полюбить новинку китайского бренда

Разбираемся во всех нюансах нового большого кроссовера от Jaecoo

Правила жизни
Вы поразитесь! Как в Китае снесли город-крепость Коулун: фото и история Вы поразитесь! Как в Китае снесли город-крепость Коулун: фото и история

«Город тьмы», окруженный стеной, был практически неуправляемым

ТехИнсайдер
Что полезнее: водка, самогон, коньяк или виски? Что полезнее: водка, самогон, коньяк или виски?

Есть ли польза в водке или коньяке?

Maxim
Разум толпы: как коллективное сознательное помогает принимать наилучшие решения Разум толпы: как коллективное сознательное помогает принимать наилучшие решения

Усредненный прогноз группы может быть более точным, чем суждения специалистов

ТехИнсайдер
Android System WebView. Что это за программа, для чего нужна Android System WebView. Что это за программа, для чего нужна

Для чего нужно приложение WebView и что случится, если его удалить

Цифровой океан
Как воспитывать «обычного» ребенка рядом с вундеркиндом Как воспитывать «обычного» ребенка рядом с вундеркиндом

Проблема воспитания одаренных детей — тема множества дискуссий

СНОБ
Импульсивность макаков-крабоедов связали одновременно с агрессивностью и дружелюбием Импульсивность макаков-крабоедов связали одновременно с агрессивностью и дружелюбием

Как связаны импульсивность и поведение у приматов и людей?

N+1
Конфликт на экране Конфликт на экране

Пять пронзительных экранизаций израильско-палестинского конфликта

Дилетант
«Я думала – это весна, а это оттепель» «Я думала – это весна, а это оттепель»

Для молодежи сегодняшнего дня 60-е годы прошлого века – такая седая старина!..

Зеркало Мира
Ноты молодости Ноты молодости

Как скинуть возраст с помощью парфюма

Лиза
Польза и вред кофе для организма: исследования ученых и советы врачей Польза и вред кофе для организма: исследования ученых и советы врачей

Почему кофе полезен для здоровья и есть ли вред от его употребления

РБК
Открыть в приложении