Где и зачем протянутся новые стальные магистрали?

МонокльHi-Tech

По тундре, по железной дороге

После сорокалетнего перерыва в России грядут новые железнодорожные мегапроекты. Где и зачем протянутся новые стальные магистрали?

Сергей Кудияров

В 2020 году была завершена реконструкция железных дорог Сахалина путем их перевода на общероссийский стандарт колеи 1520 мм

Протяженность железных дорог ведущего национального оператора — ОАО РЖД — по итогам 2023 года составила 85,4 тыс. км. Если посмотреть в ретроспективе с 2003 года, когда РЖД была создана в существующей организационной форме, может сложиться впечатление абсолютной стагнации: протяженность сети за истекшие два десятилетия не изменилась. Скажем больше: никакого заметного роста общей протяженности сети не наблюдается уже сорок лет, с момента пуска в эксплуатацию легендарной Байкало-Амурской магистрали (см. график 1).

Самым крупным фактически реализованным новым железнодорожным проектом последних лет оказалась построенная военными железнодорожниками в 2015–2017 годах 136-километровая линия в обход Донбасса в Ростовской области. Правда, при этом был демонтирован старый участок сети.

Конечно же, нельзя сказать, что отечественные железнодорожники сидели сложа руки. Главным инвестиционным приоритетом РЖД последних пятнадцати лет было кардинальное увеличение провозной способности Восточного полигона (БАМа и восточного участка Транссиба) для решения конкретной задачи — обеспечения логистики бурно растущего экспорта сырья, прежде всего угля, на восток. «На земле» это воплощалось в строительстве вторых путей и дублеров тоннелей, новых мостов и других инженерных сооружений.

В части пассажирского движения приоритетами были повышение скорости движения (введение скоростного, правда не высокоскоростного, и базировавшегося на зарубежном подвижном составе движения на самых пассажироемких направлениях в Центральной России) и комфорта для пассажиров (кардинальное обновление вагонного парка, строительство новых вокзальных комплексов, повышение стандартов обслуживания).

Шла регулярная (но без прорывов) работа по электрификации существующих линий. Все больше вместо старых деревянных шпал мы видим бетонные — более долговечные (служат без замены 40–50 лет вместо 15) и эффективные («держат» больший вес и скорости). Модернизировалась вспомогательная инфраструктура (устройства сигнализации, централизации и блокировки), массово внедрялись 100-метровые рельсы (вместо старых советских 25-метровых).

Как безусловный успех можно отметить завершение в 2020 году «перешивки» железнодорожных линий Сахалина с построенной японцами узкой (1067 мм) на нашу стандартную (1520 мм) колею. За 17 лет на Сахалине было заменено 865 км пути, 350 стрелочных переводов, 130 км станционных путей и 25 км подъездных, около 70 мостов, множество железнодорожных переездов. По сути, произошла не просто масштабная реконструкция железнодорожного полотна, а практически постройка новой железнодорожной сети острова.

В целом на состоявшемся в Москве в декабре 2023 года IV Железнодорожном съезде вице-премьер Андрей Белоусов высоко оценил инвестиционные усилия РЖД — 4,7 трлн рублей только за последние шесть лет. Однако условия России как огромной и пока еще мало освоенной, особенно на Севере и за Уралом, страны дают большой простор возможностям дальнейшего развития железнодорожной сети не только «вглубь», но и «вширь», с радикальным расширением своей топологии.

Планов расширения железнодорожной сети в России было изрядное количество, а амбициозность некоторых проектов могла бы удивить видавших всякое китайцев (например, идеи связать с «большой землей» железнодорожными линиями Анадырь и Петропавловск-Камчатский).

Принятая в 2008 году «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» предполагала строительство от 16 тыс. км (по минимальному сценарию) до 20,7 тыс. км новых железнодорожных линий (не считая развития уже существующих линий вроде строительства вторых путей), причем 5200 км новых железнодорожных линий планировалось построить уже к 2015 году.

Среди наиболее знаковых проектов той стратегии можно отметить Северный широтный ход (тогда еще отдельные участки, не сведенные под единый проект), железнодорожное соединение (мост или тоннель) с Сахалином, проект Белкомур (прямая связь промышленных районов Среднего Урала с Архангельским портом), линии до Кызыла в Туве и до перспективного порта Индига в Ненецком автономном округе.

Саша Вольский

Как нетрудно заметить из приведенной выше статистики, ни один из этих проектов пока так и не реализован. А, например, Межрегиональная компания «Белкомур», которая должна была строить соответствующую железнодорожную магистраль, летом прошлого года была официально признана банкротом.

В ноябре 2021 года была принятая очередная, актуальная на сегодня «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». Этот документ в аспекте железнодорожного транспорта в принципе не оперирует конкретными показателями перспективного изменения топологии железнодорожной сети, ограничиваясь общесетевыми прогнозами объемов перевозок и инвестиций.

Выше упомянутый IV Железнодорожный съезд в декабре прошлого года главными задачами РЖД на период до 2030 года обозначил «развитие Восточного полигона, коридора “Север — Юг”, Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов… Увеличение провозной способности железных дорог в направлении портов Азово-Черноморского бассейна до 152 миллионов тонн по итогам 2030 года, к портам Северо-Запада — до 220 миллионов тонн, Восточного полигона — до 210 миллионов тонн и 255 миллионов тонн по итогам 2032 года». То есть сохранение тренда на качественный рост в рамках уже существующей топологии железнодорожной сети.

Тем не менее можно обозначить четыре основных проекта на сети ОАО РЖД, которые, в принципе, имеют разумное обоснование и разумные сроки строительства. К таковым мы отнесем Северный широтный ход, Северо-Сибирскую магистраль, а также железнодорожные линии Элегест — Кызыл — Курагино и Якутск — Магадан.

Рассмотрим их детальнее.

Новая жизнь «501-й стройки»

Северный широтный ход (СШХ) — проект строительства железнодорожной магистрали Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая сможет связать воедино ныне разрозненные железнодорожные линии Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и тем самым дать возможность вывоза нефтегазовых материалов региона в западном направлении без колоссального крюка на юг через Тюмень.

Протяженность СШХ составит 707 км. Проект включает в себя строительство двух крупных мостов через реки Обь и Надым (2,4 и 1,3 км соответственно), а также реконструкцию существующей трассы Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево (270 км) и железнодорожной станции Обская. Строительство будет проходить в сложных условиях вечной мерзлоты.

Помимо строительства СШХ для обеспечения необходимой пропускной способности предусмотрена реконструкция участков Северной железной дороги от станции Коноша до станции Обская протяженностью 1667 км.

СШХ по маршруту своего следования в целом повторяет трассу Трансполярной магистрали. Ее строительство велось в 1947–1953 годах, планировалось протянуть магистраль от станций Чум и Лабытнанги на левом берегу Оби через Салехард, Надым и Уренгой до Игарки на правом берегу Енисея с паромной переправой через Енисей в районе Ермаково. Десятки тысяч заключенных и сотни единиц техники двигались навстречу друг другу — западный участок именовался «стройка 501», а восточный — «стройка 503». После смерти Сталина в 1953 году стройка была остановлена. В эксплуатацию успели ввести участки Чум — Лабытнанги (180 км) и Новый Уренгой — Надым (230 км). Все остальные участки были заброшены и в силу сурового климата без должного ухода быстро пришли в совершенную негодность. Теперь эта «мертвая дорога» с руинами лагерей привлекает лишь редких любителей экстремального туризма. А в Игарке работает небольшой, но очень добротный музей «503-й стройки».

К идее строительства магистрали в ЯНАО снова вернулись в 2000-х. В 2006 году была создана корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный», в один из приоритетных проектов которого вошел СШХ. В 2016 году РЖД и правительство ЯНАО согласовали схему строительства дороги — в виде концессии. В декабре того же 2016 года была создана компания-концессионер ООО СШХ.

В январе 2017 года вице-президент РЖД Вадим Михайлов заявил, что общая стоимость строительства СШХ составит 236 млрд рублей, из них РЖД должна была выделить 105 млрд рублей, концессионер — 113,5 млрд рублей. Остальное должно было добавить государство. Фактически вопросы финансирования решены не были.

В апреле 2022 года президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию объявил о необходимости скорейшего запуска Северного широтного хода для освоения богатств Арктики и предложил финансировать проект за счет инфраструктурных кредитов регионам.

Дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки. Во всяком случае, степень проработанности проекта весьма высокая, «Газпром» даже приступил к реконструкции своего участка СШХ (104 км Пангоды — Надым). Заключенный осенью 2022 года газовым гигантом контракт с неназванным подрядчиком оценивался в 43 млрд рублей.

Таким образом, в самой последней версии проект предполагал реализацию значительной его части за счет средств РЖД (реконструкция участков Коноша — Обская и Пангоды — Коротчаево, строительство ранее входившего в периметр концессии участка Обская — Салехард с капиталоемким мостом через Обь). За счет инвестпрограммы «Газпрома» должен быть построен участок Пангоды, а за счет концессии — участок Салехард — Надым (353 км).

Однако разворот на Восток после начала СВО ударил по СШХ. В ноябре 2022 года вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что правительство приостановило этот проект. От СШХ не отказываются окончательно, но сроки его реализации теперь сдвигаются на горизонт после 2027 года.

Между тем стоимость строительства СШХ в текущих ценах уже выросла до 650 млрд рублей (более чем вдвое от первоначальной отметки), сдвиг сроков предположительно вызовет удорожание до 730 млрд рублей. Пока этих денег ни в бюджете, ни в инвестиционной программе РЖД не нашлось.

Отметим, что потенциальная грузовая база СШХ оценивается в 23,9 млн тонн в год, из которых практически весь объем (23 млн тонн в год) должно прийтись на перевозки в западном направлении (в европейскую часть России) нефти и иного углеводородного сырья (в том числе с целью экспорта через балтийский порт Усть-Луга), а также некоторого количества полимерных материалов (с существующей тобольской площадки «Сибура» и потенциального газо-химического комбината «Газпрома» в ЯНАО).

Через станцию Обская к СШХ примыкала бы введенная 2011 году «Газпромом» (и находящаяся у него на балансе) железнодорожная линия Обская — Бованенково — Карская. Ранее планировалось после ввода СШХ выстроить 170-километровое ответвление от этой линии в направлении на Сабетту (так называемый Северный широтный ход — 2). Реализация этого проекта могла бы сгенерировать дополнительный грузопоток в размере 9 млн тонн в год, преимущественно углеводородов. Но даже «первый» СШХ пока так и не воплощен в реальность.

А вот продления магистрали на восток, в направлении Игарки и далее Норильска, едва ли стоит ожидать даже в более отдаленном будущем. Порядка 800 км в практически безлюдной, неосвоенной местности, колоссальные речные преграды (Енисей, Таз, Пур) и вечная мерзлота вылились бы в колоссальную стоимость подобного проекта.

При этом достаточной для окупаемости подобных вложений грузовой базы здесь нет. Так, грузооборот порта Дудинка, обслуживающего Норильский промышленный район, в 2022 году составил всего 4,5 млн тонн (и это рекордный показатель), Игарка даже в лучшие советские времена выдавала 0,5 млн тонн в год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Падение Голиафа: каким будет финал Международной космической станции Падение Голиафа: каким будет финал Международной космической станции

Как убрать из космоса самый большой в истории космический аппарат?

Наука
Рост числа потерянных видов тетрапод превзошел темпы их повторного открытия Рост числа потерянных видов тетрапод превзошел темпы их повторного открытия

Виды, считающиеся потерянными, в действительности, скорее всего, уже вымерли

N+1
Найти настоящего друга Найти настоящего друга

Какую дружбу мы считаем верной и что сделать, чтоб она у нас была?

Psychologies
Что такое контрактный двигатель и нужно ли оформлять замену в ГИБДД Что такое контрактный двигатель и нужно ли оформлять замену в ГИБДД

Все о контрактном двигателе: плюсы, минусы, как оформить

РБК
Гречка, виноград и проклятие инсулина: 10 самых распространенных мифов о диабете Гречка, виноград и проклятие инсулина: 10 самых распространенных мифов о диабете

Вы уверены, что диабет — болезнь сладкоежек?

Psychologies
О чем расскажет дом: 5 неочевидных аспектов, которые раскрывают личность хозяина О чем расскажет дом: 5 неочевидных аспектов, которые раскрывают личность хозяина

Как дом характеризует нас в глазах окружающих?

Psychologies
Три режиссера: как снимали Гайдай, Рязанов и Данелия Три режиссера: как снимали Гайдай, Рязанов и Данелия

Чем почерк Леонида Гайдая отличался от почерка его современников?

Правила жизни
Палеонтологи описали второй вид тираннозавров Палеонтологи описали второй вид тираннозавров

Второй вид тираннозавров жил на 5-7 миллионов лет раньше первого

N+1
«Природа советской власти: Экологическая история Арктики» «Природа советской власти: Экологическая история Арктики»

Как строились ГЭС на Кольском полуострове

N+1
Что такое европейский педикюр, который часто путают с русским педикюром: плюсы и минусы, различия между техниками Что такое европейский педикюр, который часто путают с русским педикюром: плюсы и минусы, различия между техниками

Чем отличается европейский педикюр от сухого русского и какая методика лучше?

VOICE
Планетологи впервые нашли пещеры на комете Планетологи впервые нашли пещеры на комете

Планетологи впервые однозначно обнаружили пещеры на ядре кометы

N+1
Что будет, если надолго отказаться от душа: 7 отвратительных последствий Что будет, если надолго отказаться от душа: 7 отвратительных последствий

Как изменится ваш организм, если долго не принимать душ?

ТехИнсайдер
В каком возрасте В каком возрасте

Существует ли идеальный возраст для вступления в брак?

ТехИнсайдер
Китайский человекоподобный робот Kepler Forerunner получил манипуляторы с 12 степенями свободы Китайский человекоподобный робот Kepler Forerunner получил манипуляторы с 12 степенями свободы

Китайская компания представила гуманоидного робота Kepler Forerunner

N+1
Микаэл Таривердиев «И Дон Кихот, и Дон Жуан в одном лице - это про него» Микаэл Таривердиев «И Дон Кихот, и Дон Жуан в одном лице - это про него»

«Люблю, люблю, но реже говорю об этом. Люблю нежней...» Звучал родной голос

Коллекция. Караван историй
Инструменты семенного продвижения Инструменты семенного продвижения

Доля российских семян может быть существенно больше при грамотном маркетинге

Агроинвестор
В мире Булгакова В мире Булгакова

О скромности, с которой Юлия Снигирь оценивает себя, риске и скорости

OK!
Влюбиться в оппу и сделать эгье: разбираемся в корейских терминах и традициях Влюбиться в оппу и сделать эгье: разбираемся в корейских терминах и традициях

Какие культурные обычаи Южной Кореи могут вас удивить?

Psychologies
Как-то раз под Рождество: российские звезды с непростой судьбой, которые родились 7 января Как-то раз под Рождество: российские звезды с непростой судьбой, которые родились 7 января

Появиться на свет в Рождество – еще не гарантия безоблачной жизни

VOICE
Двойственное восприятие литовцев в Северо-Восточной Руси XV века в контексте «Сказания о нашествии Едигея» Двойственное восприятие литовцев в Северо-Восточной Руси XV века в контексте «Сказания о нашествии Едигея»

Образ Великого княжества Литовского и двойственность его восприятия народом Руси

Знание – сила
Мороз по коже: лютые и дикие способы, которыми народ в СССР согревался, когда не было отопления Мороз по коже: лютые и дикие способы, которыми народ в СССР согревался, когда не было отопления

Газеты, рейтузы и ковры: как согревались люди в СССР

Maxim
«Не добегаешь 50 метров — штраф 500 долларов»: как выглядят самые жесткие тренировки «Не добегаешь 50 метров — штраф 500 долларов»: как выглядят самые жесткие тренировки

Чаще всего эти тренировки сравнивают с армейской подготовкой

Maxim
В переплетенных около 1600 года книгах нашли фрагменты англосаксонской Псалтыри XI века В переплетенных около 1600 года книгах нашли фрагменты англосаксонской Псалтыри XI века

Лингвист Тийс Порк проанализировал 21 фрагмент средневекового пергамента

N+1
Научный ответ на вопрос: почему нам нравится запах метро, краски и бензина Научный ответ на вопрос: почему нам нравится запах метро, краски и бензина

Что заставляет сделать глубокий вдох, запах бензина, краски или лака для ногтей?

ТехИнсайдер
Как ухаживать за кожей в холода: 10 зимних бьюти-лайфхаков, которые нужно знать каждой Как ухаживать за кожей в холода: 10 зимних бьюти-лайфхаков, которые нужно знать каждой

Что же предпринять, чтобы улучшить состояние кожи лица и тела зимой?

VOICE
Как вырастить из ИИ человека* Как вырастить из ИИ человека*

Перспективы развития искусственного интеллекта и его влияние на нашу жизнь

Монокль
Надо ли мчаться смотреть фильм «Большая гонка. „Лянча“ против „Ауди“» Надо ли мчаться смотреть фильм «Большая гонка. „Лянча“ против „Ауди“»

Насколько хорош «Большая гонка. „Лянча“ против „Ауди“» и стоило ли его снимать?

Maxim
Тихоход королевы Тихоход королевы

«Иные»: супергерои в Ленинграде рубежа 1930–‍1940-‍х

Weekend
Узнайте, как можно заниматься спортом с помощью дивана! Простые советы от эксперта Узнайте, как можно заниматься спортом с помощью дивана! Простые советы от эксперта

Можно ли добиться желаемой фигуры, не вставая с дивана?

ТехИнсайдер
Трус не играет в тлачтли! Трус не играет в тлачтли!

Свой «футбол» был и у индейцев Мезоамерики

Зеркало Мира
Открыть в приложении