Вокруг говорили, что это невозможно, рискованно, что это билет в один конец

Коллекция. Караван историйНаука

Виктор Савиных: «Гагарин отдает мне факел и говорит: «Зажигай!»

«Вокруг говорили, что это невозможно, рискованно, что это билет в один конец. Жены и дети провожали нас со слезами. Мы с Володей Джанибековым понимали, что главное произвести стыковку, а дальше мы со всем справимся».

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: 123RF/Legion-media.ru

Виктор Петрович, некоторые люди боятся летать на самолете, а вы полетели в космос, не страшно было?

— Я тоже боюсь летать на самолете. (Смеется.) Когда выбираю маршрут до Кирова, где я родился и куда я в последнее время в основном и езжу, то предпочитаю ехать на поезде. Так удобнее, поезд шикарный — покормят, спать уложат, утром проснулся — и ты на Родине.

А в космосе мне не было страшно, может быть потому, что я хорошо понимал, что и как работает на корабле.

— Какую музыку вы слушали в космосе?

— Одна из моих любимых песен — «На дальней станции сойду». Это связано с ассоциацией. Там такие слова дальше — «На дальней станции сойду, трава — по пояс». Просто я в молодости всегда ходил от станции до дому по полю — трава по пояс... Во время учебы в техникуме, а потом и в вузе, еще до космонавтики.

— Виктор Петрович, расскажите о вашем детстве...

— Детство было очень тяжелое. Помню, как папа пошел на войну. Вернулся в 1946 году. Это был самый голодный год, мы собирали мерзлую картошку, мама варила хвощ. В 1947-м я пошел в школу. Хоть мы и жили далеко от оккупированной территории, в селе Березкины Кировской области, но я видел немцев. После Сталинграда было много пленных, и нас, школьников, выселили из школы, потому что в ней жили немцы. Было обидно. Может быть, поэтому я, будучи хорошим учеником, не любил и не учил немецкий язык.

Я поступил в железнодорожный техникум в Перми. Родители сказали: «Ни в коем случае не возвращайся домой». Конечно, они желали мне лучшей участи. Будучи студентом железнодорожного техникума, в 1957 году увидел первый спутник. И тогда я прочитал о Циолковском, о ракетах. Потом меня призвали в армию, и я три года прослужил в городе Серове с командировками в тайгу, где строилась железная дорога Ивдель — Обь.

— И после армии поступили в МИИГАиК?

— Да, узнал, что там есть оптический факультет, и мне повезло, что на вступительных отменили иностранный язык, которого я не знал. Так получилось, что я поступил сразу в два учебных заведения — МИИГАиК и МИИТ, и некоторое время ходил в оба института — не мог выбрать. Однажды в МИИГАиКе прозвучала команда, что завтра первокурсники едут на картошку. Это и решило мой выбор. Учился я на отлично на кафедре оптико-электронных приборов. Наша кафедра работала тогда совместно с КБ Королева. Тогда все думали, что мы полетим на Луну.

— Виктор Петрович, стать космонавтом было мечтой большей части мальчиков Советского Союза, это была самая романтичная профессия. А вы мечтали об этом?

— Вначале не мечтал. После окончания МИИГАиКа я пришел в КБ Королева, работал под руководством одного из основоположников советской космонавтики Бориса Викторовича Раушенбаха. Сергея Павловича Королева уже не было в живых, к сожалению. У меня имелся интерес к работе по подготовке оборудования для новых космических кораблей, поскольку моей специальностью была оптика. В то время в нашей стране готовились к пилотируемому полету на Луну, но американцы нас опередили. Поэтому было принято решение эту программу закрыть. И мы быстро переключились с лунной программы на длительные орбитальные станции. Решили проектировать долговременную орбитальную станцию «Салют-1». Не в пример сегодняшней промышленности, ее сделали за два года.

Виктор Савиных на ЦПК имени Гагарина перед первым полетом, 1981 год. Фото: из архива В. Савиных

Я был одним из тех, кто занимался вопросами приборов контроля за Землей, и оказался близок к пилотируемой космонавтике. Время от времени я бывал на космодроме среди космонавтов. И вот однажды после лекции, которую я читал в Звездном городке, инженер-испытатель космических кораблей Николай Николаевич Рукавишников спрашивает: « Ты чего, не хочешь в космос?» Отвечаю: «Не знаю». Я тогда думал, что в космос должны летать подготовленные люди, летчики. А он мне объяснил, что все космонавты должны быть прежде всего специалистами, каждый в своей области — кто оптик, кто связист, кто физик. Рукавишников буквально заставил меня написать заявление, я прошел медкомиссию и в 1978 году был зачислен в отряд космонавтов. И в этом же году меня включили в экипаж — Кизим, Макаров, Савиных в качестве дублера. У меня была единственная неготовность — вестибулярный аппарат, но мне удалось его победить тренировками — пришлось подолгу стоять на голове. И в 1981 году меня в первый раз послали в космос вместе с Владимиром Коваленком.

Виктор Савиных на встрече с земляками в Кирове после первого полета, 1981 год. Фото: из архива В. Савиных

— Как изменилось ваше мироощущение после первого полета?

— Одним из приоритетных направлений в науке была экология, и это стало моей задачей. Я увидел Землю как единый организм с его проблемами-«болезнями». Было видно, что Аральское море высыхало, потому что воду стали использовать для мелиорации, великие американские озера оказались очень загрязненными, вместо лесов местами виднелись «залысины», то есть леса вырубались целыми массивами... В атмосфере я впервые увидел серебристые облака, это очень красиво. В районе Курил и Японии видел вихри — извержение вулканов. Я начал больше любить и жалеть Землю.

Встреча после первого полета в родной деревне. Виктор Савиных с мамой Ольгой Павловной, папой Петром Кузьмичом, дядей Николаем Павловичем и братом Николаем Петровичем, 1981 год. Фото: из архива В. Савиных

— Виктор Петрович, вы были в космосе три раза, какой полет был самым страшным и какой самым счастливым, если так можно выразиться?

— Самый счастливый — первый, где я был бортинженером корабля «Союз Т-4». Он длился 75 суток и дал мне возможность окунуться в подготовку к полету, все было впервые и все очень интересно. А самым сложным был второй, когда мы узнали, что наша станция не отвечает на сигналы с Земли. Мы начали готовиться, надо было найти эту станцию, произвести ручную стыковку, выяснить проблемы и сделать ее снова функционирующей. Это подробно описано в моей книге «Салют-7». Записки с «мертвой» станции». Третий полет был никакой в том смысле, что я не успел «испугаться», он длился всего 10 дней. После полугодового полета на станции «Салют-7» это было ничто. Когда приземлился, я готов был тут же стартануть обратно.

Виктор Савиных наблюдает за растениями оазиса на корабле во время своего первого полета, 1981 год. Фото: из архива В. Савиных

— Ваш второй полет был самым технически сложным, расскажите об этом, пожалуйста.

— Двенадцатого февраля 1985 года Центр управления потерял связь с орбитальной станцией «Салют-7», совершающей полет в автоматическом режиме. Она была в свободном полете, могла упасть на любой город мира и принести немало разрушений. Пресса многих государств начала сообщать, что русские теряют станцию и она падает. Дело осложнялось тем, что между нашей страной и Америкой шла холодная война. Станция потерялась, было непонятно, что с ней случилось — пожар, метеорит, она не подавала признаков жизни. Что именно произошло на борту, с Земли установить не представлялось возможным.

Стало понятно, что только экипаж может решить вопрос возвращения станции в строй. А ее еще надо было найти в космосе и произвести с ней ручную стыковку. Был выбран экипаж — Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. В этот момент Джанибеков был списан по состоянию здоровья. Но для ручного режима подходило всего три человека, и так как он — один из немногих, кто уже производил ручную стыковку, пришлось руководству назначить его командиром экипажа, конечно, с согласия врачей и самого Володи. Коваленок потом говорил, что якобы Джанибеков не хотел со мной лететь, но это все анекдоты. Когда Алексей Архипович Леонов пришел к Джанибекову и спросил: «С кем бы ты хотел лететь?», тот ответил, что с Савиных, поскольку мы уже работали вместе во время моего первого полета. На подготовку ушло три месяца.

Космонавты Виктор Савиных и Владимир Джанибеков. Фото: из архива В. Савиных

Вокруг говорили, что это невозможно, рискованно, что это билет в один конец. Жены и дети провожали нас со слезами. Мы с Володей понимали, что главное произвести стыковку, а дальше мы со всем справимся. Когда подлетели, поняли, что солнечные батареи не функционируют. Вошли на станцию — темно, холодно, тишина, ничего не работает. Земля говорит: «Спите. Мы будем думать, что делать дальше». На следующий день начали поэтапно решать все задачи с электричеством, с кислородом, с избытком влажности и воды на стенах станции и другие. Но эти проблемы были решаемы. За 20 дней все восстановили. Позже к нам прилетел экипаж Гречко — Васютин — Волков, а Джанибекову надо было вернуться на Землю, потому что ему от врачей дана была справка всего на 100 дней, нужно было восстановиться после последнего полета.

— Ходили слухи, что американский «Челленджер» в этот период хотел захватить наш «Салют-7», это так?

— Это ерунда. У меня есть фотография нашего корабля, сделанная из этого «Челленджера». Они не собирались нас захватить. Да если бы и хотели, мы бы не сдались, придумали бы, как их нейтрализовать. Мы же собирали отходы нашей жизнедеятельности в ведро и выбрасывали все это в космос, ведро и могло стать своеобразным снарядом. (Смеется.)

— По вашей книге был снят сначала документальный, а затем и художественный фильм «Салют-7». Какие у вас впечатления о фильме?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек улучшенный Человек улучшенный

Самые знаменитые предсказания и проекты усовершенствования человечества

Вокруг света
В ядре Меркурия идет железный снег В ядре Меркурия идет железный снег

Магнитное поле Меркурия формирует железный снег, выпадающий из мантии на ядро

ТехИнсайдер
По следам первопроходцев По следам первопроходцев

Следы эпохи Великих географических открытий – во всей нашей жизни

Вокруг света
«Я так хотела на свидание, а мне всего 12»: история об одном постсоветском лете «Я так хотела на свидание, а мне всего 12»: история об одном постсоветском лете

Рассказ «Усталость 1993» — о детстве, любви и лете

Psychologies
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
10 фактов об Эдгаре Алане По 10 фактов об Эдгаре Алане По

Самые необычные факты из жизни мистика Эдгара Алана По

Maxim
От локальных магазинов до торговых гигантов: как маркетплейсы изменили индустрию продаж в России От локальных магазинов до торговых гигантов: как маркетплейсы изменили индустрию продаж в России

Как маркетплейсы развивают малый и средний бизнес?

Правила жизни
Чем женский сценарий секса отличается от мужского Чем женский сценарий секса отличается от мужского

Девушки устроены сложнее, но порой мужчины даже не представляют насколько

Maxim
Конвергенция в промышленных масштабах: зачем бизнесу объединять информационные и операционные технологии Конвергенция в промышленных масштабах: зачем бизнесу объединять информационные и операционные технологии

Сейчас объединение IT- и OT-сегментов – не пожелание, а необходимость

ТехИнсайдер
Кремлевский паризьен Кремлевский паризьен

Светлый интерьер во французском стиле, дополненный местоположением квартиры

SALON-Interior
Научный ответ на церковный вопрос: почему крещенская вода долго не портится? Научный ответ на церковный вопрос: почему крещенская вода долго не портится?

Как объяснить факт, что крещенская вода не тухнет и не “цветет”?

ТехИнсайдер
Стесняюсь спросить: все, что вы хотели знать о жире в организме Стесняюсь спросить: все, что вы хотели знать о жире в организме

Для чего нужен жир в организме и можно ли от него избавиться навсегда?

Правила жизни
Лайфхаки для хозяйки Лайфхаки для хозяйки

Как быстро и легко все отмыть, отчистить, отстирать и приготовить

Лиза
Ноты молодости Ноты молодости

Как скинуть возраст с помощью парфюма

Лиза
Надо ли мчаться смотреть фильм «Большая гонка. „Лянча“ против „Ауди“» Надо ли мчаться смотреть фильм «Большая гонка. „Лянча“ против „Ауди“»

Насколько хорош «Большая гонка. „Лянча“ против „Ауди“» и стоило ли его снимать?

Maxim
Темное пиво, мертвые кролики и самцы лягушек: как раньше определяли беременность Темное пиво, мертвые кролики и самцы лягушек: как раньше определяли беременность

Как девушки в разные времена узнавали о своем положении?

ТехИнсайдер
Романтизация психических заболеваний: почему нам хочется быть безумными? Романтизация психических заболеваний: почему нам хочется быть безумными?

Как вплетены ментальные расстройства в образы великих творцов и их героев?

Psychologies
Русские суперфуды: уникальные традиционные продукты, о пользе которых мы забыли Русские суперфуды: уникальные традиционные продукты, о пользе которых мы забыли

Совершенно потрясающие и полезные для здоровья продукты из России

VOICE
Как убрать «фартук» на животе: эти 3 привычки для стройности соблюдает только 1 женщина из 10 Как убрать «фартук» на животе: эти 3 привычки для стройности соблюдает только 1 женщина из 10

Как мягко и бережно скорректировать нижнюю часть живота?

VOICE
Что такое контрактный двигатель и нужно ли оформлять замену в ГИБДД Что такое контрактный двигатель и нужно ли оформлять замену в ГИБДД

Все о контрактном двигателе: плюсы, минусы, как оформить

РБК
Древний Аркаим. Магнит для ученых, эзотериков и туристов Древний Аркаим. Магнит для ученых, эзотериков и туристов

Среди загадочных мест России особое значение имеет древний город Аркаим

Зеркало Мира
В каком возрасте появляется «запах старушки» и как это предотвратить В каком возрасте появляется «запах старушки» и как это предотвратить

Почему же возникает запах старости и действительно ли это связано с возрастом?

VOICE
Создан ракетный двигатель, который сжигает себя как топливо Создан ракетный двигатель, который сжигает себя как топливо

Инженеры построили и запустили первый самосжигающий ракетный двигатель

ТехИнсайдер
Быстрее, выше, моднее: как меняется спортивная инфраструктура в России Быстрее, выше, моднее: как меняется спортивная инфраструктура в России

Как эволюционировала спортивная инфраструктура за последние 20 с лишним лет

Правила жизни
Внедорожники становятся всё шире, не помещаясь на городских дорогах Внедорожники становятся всё шире, не помещаясь на городских дорогах

Почему внедорожники и пикапы становятся такими же широкими, как автобусы

4x4 Club
Тональная система Джона Нистрома Тональная система Джона Нистрома

Проект новой системы арифметики, веса, меры и монет Джона Нистрома

Наука и жизнь
Антиутопия про квартирный вопрос: как фильм «Кухня» показывает Лондон будущего Антиутопия про квартирный вопрос: как фильм «Кухня» показывает Лондон будущего

«Кухня» — фантастическая антиутопия о Лондоне будущего

Forbes
Что смотреть на выходных: 9 добрых фильмов на случай, если вам грустно Что смотреть на выходных: 9 добрых фильмов на случай, если вам грустно

Несколько фильмов, которые спасут вечер трудного дня и поднимут настроение

Правила жизни
Кинофестиваль для дебютантов: как «Санденс» уже 40 лет открывает новые имена Кинофестиваль для дебютантов: как «Санденс» уже 40 лет открывает новые имена

Почему кинофестиваль «Санденс» все еще притягивает зрителей и режиссеров?

Forbes
Внимание к деталям Внимание к деталям

Архитекторы Елена Куртина и Жанна Тульнова создали интерьер в стиле неоклассики

SALON-Interior
Открыть в приложении