Коллекция. Караван историйНаука
Виктор Савиных: «Гагарин отдает мне факел и говорит: «Зажигай!»
«Вокруг говорили, что это невозможно, рискованно, что это билет в один конец. Жены и дети провожали нас со слезами. Мы с Володей Джанибековым понимали, что главное произвести стыковку, а дальше мы со всем справимся».
Виктор Петрович, некоторые люди боятся летать на самолете, а вы полетели в космос, не страшно было?
— Я тоже боюсь летать на самолете. (Смеется.) Когда выбираю маршрут до Кирова, где я родился и куда я в последнее время в основном и езжу, то предпочитаю ехать на поезде. Так удобнее, поезд шикарный — покормят, спать уложат, утром проснулся — и ты на Родине.
А в космосе мне не было страшно, может быть потому, что я хорошо понимал, что и как работает на корабле.
— Какую музыку вы слушали в космосе?
— Одна из моих любимых песен — «На дальней станции сойду». Это связано с ассоциацией. Там такие слова дальше — «На дальней станции сойду, трава — по пояс». Просто я в молодости всегда ходил от станции до дому по полю — трава по пояс... Во время учебы в техникуме, а потом и в вузе, еще до космонавтики.
— Виктор Петрович, расскажите о вашем детстве...
— Детство было очень тяжелое. Помню, как папа пошел на войну. Вернулся в 1946 году. Это был самый голодный год, мы собирали мерзлую картошку, мама варила хвощ. В 1947-м я пошел в школу. Хоть мы и жили далеко от оккупированной территории, в селе Березкины Кировской области, но я видел немцев. После Сталинграда было много пленных, и нас, школьников, выселили из школы, потому что в ней жили немцы. Было обидно. Может быть, поэтому я, будучи хорошим учеником, не любил и не учил немецкий язык.
Я поступил в железнодорожный техникум в Перми. Родители сказали: «Ни в коем случае не возвращайся домой». Конечно, они желали мне лучшей участи. Будучи студентом железнодорожного техникума, в 1957 году увидел первый спутник. И тогда я прочитал о Циолковском, о ракетах. Потом меня призвали в армию, и я три года прослужил в городе Серове с командировками в тайгу, где строилась железная дорога Ивдель — Обь.
— И после армии поступили в МИИГАиК?
— Да, узнал, что там есть оптический факультет, и мне повезло, что на вступительных отменили иностранный язык, которого я не знал. Так получилось, что я поступил сразу в два учебных заведения — МИИГАиК и МИИТ, и некоторое время ходил в оба института — не мог выбрать. Однажды в МИИГАиКе прозвучала команда, что завтра первокурсники едут на картошку. Это и решило мой выбор. Учился я на отлично на кафедре оптико-электронных приборов. Наша кафедра работала тогда совместно с КБ Королева. Тогда все думали, что мы полетим на Луну.
— Виктор Петрович, стать космонавтом было мечтой большей части мальчиков Советского Союза, это была самая романтичная профессия. А вы мечтали об этом?
— Вначале не мечтал. После окончания МИИГАиКа я пришел в КБ Королева, работал под руководством одного из основоположников советской космонавтики Бориса Викторовича Раушенбаха. Сергея Павловича Королева уже не было в живых, к сожалению. У меня имелся интерес к работе по подготовке оборудования для новых космических кораблей, поскольку моей специальностью была оптика. В то время в нашей стране готовились к пилотируемому полету на Луну, но американцы нас опередили. Поэтому было принято решение эту программу закрыть. И мы быстро переключились с лунной программы на длительные орбитальные станции. Решили проектировать долговременную орбитальную станцию «Салют-1». Не в пример сегодняшней промышленности, ее сделали за два года.
Я был одним из тех, кто занимался вопросами приборов контроля за Землей, и оказался близок к пилотируемой космонавтике. Время от времени я бывал на космодроме среди космонавтов. И вот однажды после лекции, которую я читал в Звездном городке, инженер-испытатель космических кораблей Николай Николаевич Рукавишников спрашивает: « Ты чего, не хочешь в космос?» Отвечаю: «Не знаю». Я тогда думал, что в космос должны летать подготовленные люди, летчики. А он мне объяснил, что все космонавты должны быть прежде всего специалистами, каждый в своей области — кто оптик, кто связист, кто физик. Рукавишников буквально заставил меня написать заявление, я прошел медкомиссию и в 1978 году был зачислен в отряд космонавтов. И в этом же году меня включили в экипаж — Кизим, Макаров, Савиных в качестве дублера. У меня была единственная неготовность — вестибулярный аппарат, но мне удалось его победить тренировками — пришлось подолгу стоять на голове. И в 1981 году меня в первый раз послали в космос вместе с Владимиром Коваленком.
— Как изменилось ваше мироощущение после первого полета?
— Одним из приоритетных направлений в науке была экология, и это стало моей задачей. Я увидел Землю как единый организм с его проблемами-«болезнями». Было видно, что Аральское море высыхало, потому что воду стали использовать для мелиорации, великие американские озера оказались очень загрязненными, вместо лесов местами виднелись «залысины», то есть леса вырубались целыми массивами... В атмосфере я впервые увидел серебристые облака, это очень красиво. В районе Курил и Японии видел вихри — извержение вулканов. Я начал больше любить и жалеть Землю.
— Виктор Петрович, вы были в космосе три раза, какой полет был самым страшным и какой самым счастливым, если так можно выразиться?
— Самый счастливый — первый, где я был бортинженером корабля «Союз Т-4». Он длился 75 суток и дал мне возможность окунуться в подготовку к полету, все было впервые и все очень интересно. А самым сложным был второй, когда мы узнали, что наша станция не отвечает на сигналы с Земли. Мы начали готовиться, надо было найти эту станцию, произвести ручную стыковку, выяснить проблемы и сделать ее снова функционирующей. Это подробно описано в моей книге «Салют-7». Записки с «мертвой» станции». Третий полет был никакой в том смысле, что я не успел «испугаться», он длился всего 10 дней. После полугодового полета на станции «Салют-7» это было ничто. Когда приземлился, я готов был тут же стартануть обратно.
— Ваш второй полет был самым технически сложным, расскажите об этом, пожалуйста.
— Двенадцатого февраля 1985 года Центр управления потерял связь с орбитальной станцией «Салют-7», совершающей полет в автоматическом режиме. Она была в свободном полете, могла упасть на любой город мира и принести немало разрушений. Пресса многих государств начала сообщать, что русские теряют станцию и она падает. Дело осложнялось тем, что между нашей страной и Америкой шла холодная война. Станция потерялась, было непонятно, что с ней случилось — пожар, метеорит, она не подавала признаков жизни. Что именно произошло на борту, с Земли установить не представлялось возможным.
Стало понятно, что только экипаж может решить вопрос возвращения станции в строй. А ее еще надо было найти в космосе и произвести с ней ручную стыковку. Был выбран экипаж — Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. В этот момент Джанибеков был списан по состоянию здоровья. Но для ручного режима подходило всего три человека, и так как он — один из немногих, кто уже производил ручную стыковку, пришлось руководству назначить его командиром экипажа, конечно, с согласия врачей и самого Володи. Коваленок потом говорил, что якобы Джанибеков не хотел со мной лететь, но это все анекдоты. Когда Алексей Архипович Леонов пришел к Джанибекову и спросил: «С кем бы ты хотел лететь?», тот ответил, что с Савиных, поскольку мы уже работали вместе во время моего первого полета. На подготовку ушло три месяца.
Вокруг говорили, что это невозможно, рискованно, что это билет в один конец. Жены и дети провожали нас со слезами. Мы с Володей понимали, что главное произвести стыковку, а дальше мы со всем справимся. Когда подлетели, поняли, что солнечные батареи не функционируют. Вошли на станцию — темно, холодно, тишина, ничего не работает. Земля говорит: «Спите. Мы будем думать, что делать дальше». На следующий день начали поэтапно решать все задачи с электричеством, с кислородом, с избытком влажности и воды на стенах станции и другие. Но эти проблемы были решаемы. За 20 дней все восстановили. Позже к нам прилетел экипаж Гречко — Васютин — Волков, а Джанибекову надо было вернуться на Землю, потому что ему от врачей дана была справка всего на 100 дней, нужно было восстановиться после последнего полета.
— Ходили слухи, что американский «Челленджер» в этот период хотел захватить наш «Салют-7», это так?
— Это ерунда. У меня есть фотография нашего корабля, сделанная из этого «Челленджера». Они не собирались нас захватить. Да если бы и хотели, мы бы не сдались, придумали бы, как их нейтрализовать. Мы же собирали отходы нашей жизнедеятельности в ведро и выбрасывали все это в космос, ведро и могло стать своеобразным снарядом. (Смеется.)
— По вашей книге был снят сначала документальный, а затем и художественный фильм «Салют-7». Какие у вас впечатления о фильме?