Книга, в которой подробно описана история краха Советского Союза

МонокльСобытия

История ритуального убийства

В книге известного российско-британского экономиста и историка подробно описана история краха Советского Союза и анализируются причины этой «величайшей геополитической катастрофы XX века»

Александр Механик

Крах Советского Союза, случившийся уже более тридцати лет назад, так пока и не получил внятного объяснения. И это не случайно. По-настоящему серьезных и всеобъемлющих исследований исторического периода, который получил название «перестройка» и предшествовал этому краху, фактически нет. Попытки автора этих строк найти в России тех, кто занимается историей этого периода, чтобы обсудить с ними эту проблему, успехом не увенчались. А зарубежные исследования во многом основаны не столько на фактах и их анализе, сколько, как показывает автор рецензируемой нами книги Владислав Зубок, на трафаретных предрассудках, сложившихся в отношении Советского Союза. Наиболее распространенный из них — распад страны был предопределен неэффективностью ее экономической и политической системы. Это хорошо видно на примере работ известного американского историка Стивена Коткина, об одной из которых и было написано (см. «Нервная рецензия», «Эксперт» № 25 за 2020 год) как о примере набора таких трафаретов.

Неумышленное разрушение

Исследование Зубка интересно именно тем, что он отказался от использования этих самых трафаретов, а постарался на основе многочисленных документов и материалов, часть из которых впервые введена им в научный оборот, исследовать экономическое и политическое состояние Советского Союза, предшествовавшее перестройке, а также ход и характер реформ, проводимых во время перестройки. И роль ее главных акторов — Горбачева и Ельцина, без присущего одним поклонения перед ними (ведь они дали нам свободу), а другим — презрения к этим историческим персонажам (ведь они разрушили великую державу).

Возможно, Владиславу Зубку, нашему бывшему соотечественнику, с одной стороны, помог в его исследовании опыт жизни в Союзе во время перестройки, а с другой — возможность, появившаяся у него в Лондоне, отстраниться от необходимости приспосабливаться к мнению участников наших историко-политических разборок. Возможно, именно поэтому в самой России нет серьезных попыток исследовать то время: отстраниться не получается, приходится следовать трафарету той или иной социально-политической тусовки.

Позволим себе привести обширную цитату, с которой фактически начинается книга и в которой, собственно, и содержится главная ее мысль: «Экономический кризис сыграл центральную роль в последние годы советской истории, и его значение часто недооценивают. В сочетании с разоблачениями преступлений и ошибок недавнего прошлого этот кризис способствовал массовому недовольству и мобилизации антисистемных движений. Очевидно, что советская планово-распределительная модель была расточительной, разорительной, порождала хронический дефицит товаров даже первой необходимости. Тем не менее до сих пор многим неясно, что вызвало ее быстрое обрушение.

Пишут, что экономика впала в кризис из-за падения цен на нефть. Также говорится о том, что сопротивление партии, военно-промышленного комплекса и других “лобби” помешало Горбачеву провести необходимые экономические реформы. Эти концепции не подтверждаются фактами.

В этой книге я следую за теми экономистами, которые пришли к выводу, что советскую экономику погубили не структурные недостатки, не цены на нефть, не консервативные лоббисты, а реформы горбачевской эпохи.

Неумышленное разрушение советской экономики и финансов теми, кто ее реформировал, — самое убедительное объяснение и, по-видимому, главная причина распада СССР». И это было не случайно: «Горбачев и его реформаторски настроенное окружение превратили консервативные преобразования сверху в авантюру коренной перестройки и в конечном счете убрали критически важные опоры, на которых держались советская система и государство».

Валентин Павлов, премьер-министр СССР с 14 января по 28 августа 1991 года, член ГКЧП
Григорий Явлинский, заместитель председателя Совета Министров РСФСР (1990), автор программы экономических реформ под названием «500 дней»
Егор Гайдар, с 6 ноября 1991 года по 2 марта 1992 года — заместитель председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, автор экономической политики, получившей название «шоковая терапия»

Финансовый крах

Но у этого разрушения, как считает Зубок, было несколько непосредственных причин. Особую роль в разрушении советской экономики, по мнению автора, сыграл принятый в 1988 году закон «О кооперативах». Увлечение Горбачева идеей развития кооперативов было не случайно, он, по мнению Зубка, выбрал себе в наставники Ленина, более того «отождествлял себя с Лениным и был последним верующим ленинцем». Конечно, это удивительно читать о человеке, который разрушил и страну, и ленинскую партию, но идея развития кооперативов действительно была заимствована Горбачевым у Ленина. Однако Горбачев явно не понял ни вождя, ни его идеи. Для Ленина кооперация была способом переустройства именно сельского хозяйства, которое после революции, Декрета о земле и последовавшего за ними «черного передела» лишилось в России своей основы — крупных хозяйств. Стоит напомнить, что аграрная программа социал-демократов до революции этого не предусматривала, имелась в виду национализация крупных хозяйств и превращение их в то, что потом получило название «совхозы». Что было бы правильнее и лучше — сейчас об этом поздно судить, но в результате всего произошедшего в 1917 году страна лишилась крупных сельхозпроизводителей. Это понимал и Ленин. В кооперации он видел выход, тем более что к этому подталкивал пример многих западных стран, где самые разные кооперативы — и производственные, и потребительские и сбытовые, причем именно в сельском хозяйстве, — уже тогда получили очень широкое распространение. Но, конечно, вождь представить себе не мог, что кооперативы при его верном последователе начнут создавать параллельно основной работе сотрудники крупнейших предприятий, даже оборонных, что сразу подрывало дисциплину: кооператоры в первую очередь старались работать на себя, причем бесплатно используя помещение и оборудование своих предприятий. Автор этих строк даже в то время кооперативного энтузиазма удивлялся странной безответственности этого решения, ведь разрушительный характер подобного кооперирования был очевиден.

Но главным, как считает Владислав Зубок, было то, что люди, которые начали открывать кооперативы, мгновенно увидели возможности, о которых раньше могли только мечтать в теневом секторе экономики. «Через семь месяцев после вступления закона в силу в стране был зарегистрирован сорок один “кооперативный” коммерческий банк. Спустя год их число в СССР выросло до 225. Эти банки проделали большую, неконтролируемую дыру в советской финансовой системе… Учредители кооперативов, кредитуемые ими же созданными банками, начали скупать товары и сырье у госпредприятий по низким госценам. Затем они перепродавали эти товары населению по гораздо более высоким рыночным ценам или, еще выгодней, экспортировали их за границу по мировым ценам, получая до пятисот и более процентов прибыли. При этом налог на прибыль кооперативов не превышал 1013 процентов. Коммерческие банкиры из кооперативного сектора придумали еще одну чрезвычайно выгодную схему: они получали от родственных госпредприятий “помощь” в безналичном расчете и обналичивали ее, используя новые лазейки между двумя видами денежного обращения. Струи и ручейки обналиченных “новых” денег вскоре превратились в бурный поток, увеличивая денежную массу на руках у населения. К концу 1989 года ни Политбюро, ни Госбанк уже не могли заткнуть эти лазейки. Поток превратился в инфляционный потоп».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Информационная война Информационная война

В Древнем Риме борьба пропагандистов была не менее напряженной, чем сейчас

Дилетант
Супрематизм сквозь время Супрематизм сквозь время

В1919 году антрополог Альфред Крёбер вывел закон цикличности моды

Дилетант
Подзарядка батареек Подзарядка батареек

Чтобы повысить энергетический потенциал, прислушайся к нашим советам

Лиза
Зерновая сделка Зерновая сделка

Обитатели Древнего Рима вполне могли бы сделать символом своей жизни колос

Дилетант
Это вам не QE Это вам не QE

Денежная масса растет рекордными темпами

Эксперт
Метаморфозы Иракли Метаморфозы Иракли

Ираклий Пирцхалава редкий гость в Москве, но интервью получилось интересным!

OK!
Научная фантастика Поднебесной: с каких книг начать читать Лю Цысиня Научная фантастика Поднебесной: с каких книг начать читать Лю Цысиня

С каких произведений начать знакомиться с великим китайским фантастом Лю Цысинем

ТехИнсайдер
Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины

Почему мы склонны завязывать отношения с партнерами одного и того же типа

Psychologies
Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться» Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться»

Режиссер и продюсер «Человека ниоткуда» — о том, как шла работа над фильмом

Монокль
Дом Cердца Дом Cердца

Как старое здание в колониальном стиле превратить в пространство для творчества

Seasons of life
По местам По местам

Как организовать удобное всем членам семьи пространство?

Лиза
«Чувства Анны»: мир без любви «Чувства Анны»: мир без любви

Анна Меликян рассказывает классическую историю Золушки в фильме «Чувства Анны»

Монокль
Точка и шар. Что может быть общего между ними? Точка и шар. Что может быть общего между ними?

Что, если взглянуть на квантовые точки с новой точки зрения?

Наука и жизнь
Все оттенки красного Все оттенки красного

На экраны врывается «Феррари»

Автопилот
Ловись, рыбка! Ловись, рыбка!

Выбирайте для своего стола лучшую рыбу

Добрые советы
Без паники! Без паники!

Что делать, если потеряла все документы

Лиза
7 опасных привычек водителя, от которых надо избавляться, пока не поздно 7 опасных привычек водителя, от которых надо избавляться, пока не поздно

Перечисляем неочевидные моменты, которых стоит категорически избегать за рулем

Maxim
4 совета, которые помогут вам пережить семейный ужин 4 совета, которые помогут вам пережить семейный ужин

Немного подготовки, и вам будут не страшны даже самые токсичные члены семьи!

Psychologies
В битвах вокруг ИИ победят корпорации В битвах вокруг ИИ победят корпорации

Государствам нужно ускориться в регулировании искусственного интеллекта

Монокль
Жизнь других Жизнь других

Почему мы невольно начинаем подстраиваться и как найти «настоящего себя»?

Grazia
Затянуть ниже пояса Затянуть ниже пояса

Алиса Загрядская о том, что такое телесные иерархии и как они связаны с юмором

Правила жизни
Цена личного выбора: фрагмент из книги «Толпа» Эмили Эдвардс Цена личного выбора: фрагмент из книги «Толпа» Эмили Эдвардс

Отрывок из романа о цене личного выбора «Толпа»

СНОБ
Правую или заднюю? Какую лапу сосет медведь в своей берлоге? Спойлер: никакую! Да и берлоги у него нет Правую или заднюю? Какую лапу сосет медведь в своей берлоге? Спойлер: никакую! Да и берлоги у него нет

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему медведь сосет лапу?

ТехИнсайдер
Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество

Энергетики сдерживают аппетиты воротил «серого» сектора биткоинов

ФедералПресс
Аркадий Райкин Аркадий Райкин

Аркадий Райкин, артист эстрады, сатирик, скончался 17 декабря 1987 года

Правила жизни
Друзья человека: как психология помогает нам находить контакт с животными Друзья человека: как психология помогает нам находить контакт с животными

Почему между зверем и человеком больше общего, чем кажется

Psychologies
В новый год с новым телом. 10 жиросжигающих тренировок, которые помогут быстро похудеть к празднику В новый год с новым телом. 10 жиросжигающих тренировок, которые помогут быстро похудеть к празднику

С помощью каких небанальных видов спорта можно скорректировать фигуру

Лиза
Блокчейн: прозрачное будущее человечества Блокчейн: прозрачное будущее человечества

Что принципиально нового принесет блокчейн в нашу жизнь?

Знание – сила
От жертвоприношений до подарков: как появились традиции празднования Нового года От жертвоприношений до подарков: как появились традиции празднования Нового года

Как складывались праздничные традиции и почему Новый год такой популярный

Forbes
Когда проснется искусственный интеллект Когда проснется искусственный интеллект

Приведет ли создание «разумной» машины к радикальному изменению миропорядка

Монокль
Открыть в приложении