Кибератаки на российские предприятия становятся все более профессиональными

РБКРепортаж

Алексей Мартынцев: «Кибербезопасность — это процесс, а не результат»

Кибератаки на российские предприятия становятся все более профессиональными, говорит директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля» Алексей Мартынцев. В интервью РБК он рассказал, как меняется поведение злоумышленников, что могут противопоставить им компании и реально ли обеспечить стопроцентную защиту

Беседовала Юлия Живикина

Алексей Мартынцев, директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля»

Три вектора атак и остановка предприятий

РБК: Сейчас много говорят о росте количества кибератак. Вы ощущаете это в своей работе?

А. М.: Конечно. За последние полтора года было несколько волн. Сначала атаки были массовыми, но, по-видимому, их реализовали злоумышленники с низкими компетенциями, возможно, начинающие хакеры.

Со временем эти атаки стали целенаправленными. И если не профессиональными, то близкими к этому уровню.

РБК: Что еще изменилось в поведении злоумышленников?

А. М.: Есть рост по нескольким векторам. Первый—эксплуатация уязвимостей западных технологий. У компаний нет возможности получать актуальные обновления западного программного обеспечения. Количество уязвимостей накапливается, и хакеры начинают этим пользоваться.

Второй—фишинговые атаки. Их количество за последние два года, наверное, превосходит показатели за предыдущие восемь лет.

Было несколько таргетированных атак на нашу инфраструктуру. Мы их выявили и остановили.

Третий—атаки через третьи лица. Многие крупные компании внимательно относятся к защите своих информационных активов. Поэтому злоумышленники пытаются получить доступ в их инфраструктуру через контрагентов.

Это десятки, если не сотни компаний. В своей системе кибербезопасности мы учитываем и этот риск, принимая соответствующие меры.

РБК: Какими могут быть последствия атаки на промпредприятия?

А. М.: Остановка производства, нарушение технологических процессов и даже разрушение предприятия или отдельных его сегментов. Как следствие— угроза для жизни и здоровья людей, дестабилизация города или района.

РБК: Такие атаки уже происходили?

А. М.: За рубежом были примеры успешных атак, в том числе на объекты ядерной инфраструктуры (в 2010 году в Иране компьютерный взлом вирусом Stuxnet остановил центрифуги по обогащению урана, а в 2003 году в США вирусный червь Slammer вывел из строя главный компьютер атомной электростанции в Огайо.—РБК).

Я не знаю подобных примеров в России за последнее время. В 2017– 2018 годах были атаки, которые привели к остановке предприятий, в том числе металлургических. Но никаких заметных последствий, помимо репутационного ущерба и простоев предприятий, не было.

Замкнутый цикл и минимизация ущерба

РБК: Из каких элементов должна состоять эффективная система защиты промышленного предприятия?

А. М.: У нас замкнутый цикл информационной безопасности (ИБ), который позволяет планировать, внедрять, проверять и улучшать систему защиты. Есть направление, которое обеспечивает методологическую и стратегическую обвязку ИБ, проектный офис, направление архитектуры и контроля, эксплуатации, а также направление, отвечающее за безопасность технологических процессов и производственных систем.

Результаты контроля попадают в службу развития информбезопасности. Она отслеживает не только российское законодательство и лучшие практики, но и международный опыт. Плюс в том, что функции команд максимально разные. И именно комплексный подход позволяет нам успешно защищаться.

РБК: Вы допускаете вероятность, что злоумышленники все же проникнут в вашу инфраструктуру?

А. М.: Кибербезопасность—это не только превентивные меры и защита от атак. Мы допускаем сценарий, что рано или поздно нас взломают и тогда нужно будет минимизировать ущерб.

У нас разработан алгоритм обнаружения и планы по реагированию на кибератаки. Чтобы эти планы работали, мы постоянно проводим тренировки. То есть сами себя взламываем при помощи команды «белых хакеров», которая работает в нашей компании.

Последние пять лет команда занимает первые и вторые места на международных соревнованиях по этичному хакингу. То есть эти ребята точно не хуже обычных хакеров представляют, как атаковать и какие инструменты использовать. И они помогают нам вырабатывать меры безопасности.

РБК: На какие IT-решения опирается кибербезопасность после ухода западных вендоров?

А. М.: До 2022 года мы стремились выбирать лучшие решения из присутствовавших на рынке. И уже тогда примерно 50% из них были российскими, но использовались и западные технологии. Часть вендоров ушли из РФ, часть продолжают работать, но мы видим риск их ухода. Поэтому планируем полностью импортозаместиться и перейти на российское ПО.

РБК: Но ведь одномоментно это сделать нельзя.

А. М.: Процесс начался полтора года назад, сейчас уже осталось заместить небольшое количество средств. Мы пошли по пути заключения стратегических соглашений с крупными игроками на рынке информационной безопасности (в сентябре 2023 года «Норникель» договорился о сотрудничестве с «Лабораторией Касперского».—РБК). Вместе с ними будем создавать решения в тех сегментах, которые нам необходимы, но пока не представлены на российском рынке.

Игровой формат и привычка к кибергигиене

РБК: Уровень защищенности компании сильно зависит от осведомленности сотрудников в области кибербезопасности. Какие есть эффективные способы ее повысить?

А. М.: До сих пор мы использовали классические подходы—информационные рассылки, обучение, фишинговые тестирования. Эффект есть, сотрудники уже не попадаются на простые уловки злоумышленников.

Традиционно информбезопасность воспринимается как источник ограничений и запретов. Наша задача сейчас—изменить представление о нашей функции. В первую очередь, мы помощник бизнеса.

РБК: Как этого можно добиться?

А. М.: От длинных методических документов и тяжелых курсов мы переходим к легкой подаче информации, встроенной в разные процессы. Это могут быть велкам-завтраки для новых сотрудников, стратегические сессии для отдельных блоков компании, руководства. Или полезные лайфхаки от ИБ в нашем внутреннем корпоративном канале.

Мы используем развлекательный контент, конкурсы. Кстати, когда мы в 2021 году проводили турнир по кибербезопасности, победителем оказался не айтишник, а дежурный слесарь по ремонту оборудования завода «Норильскникельремонт». Человек просто был очень увлечен этой темой.

Планируем продолжать эту практику и развивать киберкультуру компании в доступных форматах. Чтобы кибергигиена стала для сотрудников хорошей привычкой, частью ежедневной рутины.

РБК: Как вы думаете, можно ли создать решение и выстроить систему безопасности так, чтобы на 100% обеспечить защиту промышленной компании?

А. М.: «Лаборатория Касперского» создала операционную систему, которая технически блокирует почти все векторы кибератак. Кроме одного—человека. Всегда найдется кто-то, кто окажется подвержен манипуляциям злоумышленников, например, социальной инженерии. Поэтому, на мой взгляд, на 100% защититься невозможно. Безопасность—это процесс, а не результат.

Фото: Алексей Золенко

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ЧВК «Рюрик» ЧВК «Рюрик»

Около 838 года в поле зрения Византии попали люди, называвших себя русами

Дилетант
О корт, ты — мир О корт, ты — мир

Андрей Рублев добавил теннису эмоций

Men Today
Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

РБК
Дельфины чувствуют электрические поля Дельфины чувствуют электрические поля

Дельфины используют «электрочувство» при охоте и навигации

ТехИнсайдер
«Не каждый может придумывать что-то новое» «Не каждый может придумывать что-то новое»

Испанец Дабиз Муньос – гастрономическая сенсация

Правила жизни
Европа призвала Африку к декарбонизации Европа призвала Африку к декарбонизации

Ежегодные конференции ООН по климату официально называются конференциями сторон

Монокль
Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства

В 1818 году Фридрих Вильгельм III вместе со своими сыновьями приехал в Россию

Дилетант
«Тайскую тюрьму не советую»: бойцы ММА рассказали, как их карьеры едва не оборвались «Тайскую тюрьму не советую»: бойцы ММА рассказали, как их карьеры едва не оборвались

Про уголовное дело, быт в тайской тюрьме и планы на будущее

Forbes
Рецепт донны Тани Рецепт донны Тани

Майя Кучерская о бразильской балерине Татьяне Лесковой

Seasons of life
Дети у экрана Дети у экрана

Как экранное время влияет на развитие и здоровье детей?

Здоровье
Плохие гены, огромные деньги: шесть мифов о приемном родительстве Плохие гены, огромные деньги: шесть мифов о приемном родительстве

Зачем рассказывать ребенку правду о кровных родителях, сколько получают опекуны?

Forbes
Тейлор Свифт стала человеком года по версии Time: почему одни люди ее боготворят, а другие — на дух не переносят Тейлор Свифт стала человеком года по версии Time: почему одни люди ее боготворят, а другие — на дух не переносят

Тейлор Свифт: за что её любят и за что ненавидят?

Psychologies
«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Что есть будем Что есть будем

Чем опасны для ребенка здоровые пищевые привычки: 7 неочевидных факторов

Лиза
Пока все дома Пока все дома

Что стоит за страстью к порядку?

Лиза
Жесткое седло из Монголии назвали древнейшим в мире Жесткое седло из Монголии назвали древнейшим в мире

Жесткое седло из Монголии датируется примерно началом V века нашей эры

N+1
Зерновая сделка Зерновая сделка

Обитатели Древнего Рима вполне могли бы сделать символом своей жизни колос

Дилетант
Елизавета Туктамышева: «С детства любила выигрывать и не показывала слез» Елизавета Туктамышева: «С детства любила выигрывать и не показывала слез»

Фигуристка Елизавета Туктамышева раскрывает секрет своей внутренней стойкости

VOICE
Заимствованные рецепты кулинарных сборников Западной Европы XVI века Заимствованные рецепты кулинарных сборников Западной Европы XVI века

В XVI веке в кулинарную традицию и практику вошли поваренные книги

Знание – сила
Сколько секса нужно для счастья? Сколько секса нужно для счастья?

Сколько секса нам нужно?

Добрые советы
Кодекс постороннего Кодекс постороннего

Как Альбер Камю обнаружил, что жизнь не имеет смысла — и нашел, зачем стоит жить

Weekend
Бывшие единороги Бывшие единороги

Компании шеринговой экономики столкнулись с серьезными трудностями

Монокль
Учимся падать Учимся падать

Иногда удовольствие зимнего отдыха сопровождается рисками. Давай ими управлять

Лиза
Правую или заднюю? Какую лапу сосет медведь в своей берлоге? Спойлер: никакую! Да и берлоги у него нет Правую или заднюю? Какую лапу сосет медведь в своей берлоге? Спойлер: никакую! Да и берлоги у него нет

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему медведь сосет лапу?

ТехИнсайдер
Геннадий Хазанов Геннадий Хазанов

Геннадий Хазанов, артист эстрады, театра и кино, телеведущий, Москва, 77 лет

Правила жизни
Корабли лавируют Корабли лавируют

Учимся выстраивать опоры, чтобы справляться с кризисами

VOICE
Большой ресурс для маленькой компании Большой ресурс для маленькой компании

Где предпринимателю взять деньги на развитие бизнеса?

РБК
Изучаем состав Изучаем состав

5 ингредиентов в составе зубной пасты, которые на самом деле опасны

Лиза
Ора экзакта Ора экзакта

Электричество бьется в наши сердца и в новом китайском электромобиле

Автопилот
Кредиты становятся роскошью Кредиты становятся роскошью

Где агросектору брать деньги на ведение и развитие бизнеса

Агроинвестор
Открыть в приложении