Эра электрокаров закончилась, так и не успев начаться

МонокльАвто

Электрическое сопротивление

Динамика глобального распространения электромобилей замедляется. Развитые страны из-за экономических сложностей сокращают поддержку этого вида транспорта, при этом сами машины на батарейках по-прежнему дороги и неудобны для потребителя. Значит ли это, что эра электрокаров закончилась, так и не успев начаться?

Алексей Грамматчиков

Продажи электромобилей в прошлом году достигли 9,8 млн штук, это 11% от глобальных продаж новых авто

Пышные похороны традиционным автомобилям в развитых странах устраивают уже давно. Но наступление светлой эры электрического автотранспорта как минимум откладывается: мировые продажи электромобилей все еще в плюсе, но динамика их роста существенно замедляется, не оправдывая прогнозы.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА) и консалтинговой компании Strategy Partners, в 2023 году в мире было продано 9,8 млн «чистых» электромобилей (Battery electric vehicles, BEV) — аккумуляторных авто, которые передвигаются только на электрической тяге, без учета так называемых подключаемых гибридов PHEV. Это на 27% больше, чем в 2022 году, когда было продано 7,7 млн BEV. Прирост существенный, однако такая динамика в два с половиной раза ниже, чем в 2022-м (67%), и почти втрое ниже, чем в 2021-м (77%; см. график 1). В текущем году глобальные продажи BEV будут и дальше замедляться: аналитики предсказывают, что в лучшем случае прирост составит 20%. Это отдаляет время наступления тотального распространения электрокаров.

Если учесть, что всего по итогам прошлого года в мире было продано порядка 90 млн новых авто, доля BEV в продажах составила порядка 11%. Неплохое достижение, если учесть, что еще три года назад, в 2020-м, доля электрокаров в продажах новых машин в мире была более чем вдвое меньше и составляла около 5%. Но от машин на батарейках ожидали большего. Например, глава МЭА Фарих Бирол еще не так давно уверенно прогнозировал, что к 2030 году доля электрокаров сможет смело перешагнуть отметку 50% от всех продаж новых авто в мире. Теперь же эти ожидания выглядят преувеличенными. И уж тем более остается несущественной доля электромобилей в общем мировом автопарке. Если принять во внимание, что общее число автомобилей в мире сейчас оценивается примерно в 1,5 млрд единиц, парк электрических машин сейчас едва дотягивает до 2% от этого показателя. Ранее МЭА прогнозировало, что к 2030 году парк электрокаров достигнет порядка 12% всех машин в мире, и эти прогнозы, опять-таки, вряд ли сбудутся.

Темпы производства и продаж новых электромобилей замедляются, сейчас уже кажутся нереалистичными планы, что к 2030 году машины на батарейках смогут занять до 50% всего мирового рынка новых машин

Протестные настроения

В последние месяцы охлаждение энтузиазма ведущих автопроизводителей в отношении электрического будущего мирового автопрома усилилось. Например, автомобильная марка Jaguar ранее обещала с 2025 года полностью прекратить выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), к 2030 году это планировали сделать Volvo, Mercedes-Benz, Ford Europe, Stellantis Europe, к 2033 году — Volkswagen, к 2035-му — General Motors, BMW, Audi, Toyota Europe.

Но сейчас автокорпорации меняют эти планы. Например, обещание полностью перейти на выпуск электрокаров отозвала Mercedes-Benz, которая объявила о возобновлении исследовательской деятельности в области традиционных ДВС. О нежелании отказываться от ДВС недавно резко заявил глава BMW Оливер Ципсе: выступая на деловом форуме «Рейнско-майнская бизнес-инициатива», глава баварской автокорпорации не только отказался назвать точный срок отказа от традиционных авто, но даже дерзнул вообще поставить под вопрос целесообразность их запрета, подчеркнув, что у покупателя должна быть свобода выбора.

Свой электромобильный проект закрывает американских хайтек-гигант Apple, который осуществлял инвестиции в это направление около десяти лет. Впервые с 2020 года рухнули продажи электромобилей Tesla: за январь– март 2024-го корпорация продала во всем мире 386 тыс. авто, и это не только существенно ниже прогнозов (450 тыс. штук), но и на 20% ниже показателей за аналогичный период прошлого года. Из-за столь существенного падения продаж акции ведущего американского производителя электрокаров в этом году упали почти на треть. Чтобы подстегнуть спрос, Tesla в очередной раз снизила цены на свою продукцию, с помощью снижения цен пытаются сбыть накопившиеся склады электрокаров также Ford, General Motors, MercedesBenz.

Падают акции и других американских производителей электрокаров: например, более чем на 40% в этом году рухнула стоимость бумаг американской компании Rivan, более чем на 30% — другого американского стартапа, Lucid. Невеселый инвестиционный настрой и в Европе: например, Renault отменила IPO своего подразделения электромобилей Ampere, а Volkswagen притормозил инвестиции в свое дочернее предприятие по производству аккумуляторов PowerCo. Как известно, ранее Еврокомиссия постановила, что с 2035 года в ЕС не будут продаваться автомобили с ДВС, однако высока вероятность, что, прежде всего по инициативе Германии, это решение скоро будет пересматриваться.

Бодрым темпом в электрическое будущее движется только Китай: по прогнозу BloombergNEF, в текущем году в КНР будет продано рекордное количество электрокаров — почти 10 млн (включая авто на батареях BEV и подключаемые гибриды PHEV). Таким образом, шесть из десяти произведенных в мире электромобилей в этом году будут произведены в Поднебесной, а доля электрокаров на китайском рынке новых авто достигнет рекордных 38%.

Ведущие германские автопроизводители, например BMW, заявляют, что они не намерены закрывать производство традиционных авто и хотят давать потребителям право выбора

Дорогое удовольствие

Ключевых факторов глобального торможения электрической мобильности несколько. Во-первых, сам по себе электрокар — это все еще дорогое удовольствие. Например, по данным EV Database, в Германии электрическая модель Volkswagen ID.4 Pro сейчас стоит в среднем 46,3 тыс. евро, в Великобритании модель Tesla Model Y предлагается за эквивалент 52,2 тыс. евро, в Нидерландах компактная Renault Zoe — за 34,8 тыс. евро. Это в среднем на 30–40% дороже машин с ДВС.

Причина высокой стоимости электромобилей — все еще дорогие аккумуляторы, на которые приходится порядка 40% цены электрокара. Да, цены на литий-ионные аккумуляторы в свое время серьезно падали: например, по данным BloombergNEF, с 2013 по 2020 год в реальном долларовом выражении они упали почти в пять раз (с 780 до 160 долларов за киловатт-час). Считается, что массовое производство электрокаров станет выгодным, если цена батарей будет менее 100 долларов за киловатт-час, и публика затаив дыхание ждала, когда же этот момент наступит.

Однако в последние годы снижение цен на батареи затормозилось. Более того, из-за роста цен на литий, кобальт и никель в 2022 году стоимость аккумуляторов выросла на 7% и достигла 161 доллара за киловатт-час. В прошлом году цены, правда, опять пошли вниз: по данным BloombergNEF, киловатт-час подешевел на 14%, до 139 долларов (см. график 2).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крик-менеджмент вместо эффективной стройки Крик-менеджмент вместо эффективной стройки

В чем особенности российской стройки и какова ее эффективность?

Монокль
Только спокойствие! Только спокойствие!

Семь идей, которые помогут быстро успокоиться в стрессовой ситуации

Лиза
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Все льготы Арктики: почему выгодно жить в регионах Крайнего Севера Все льготы Арктики: почему выгодно жить в регионах Крайнего Севера

Какие льготы получают жители Арктической зоны?

ФедералПресс
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Лего выдающихся джентльменов Лего выдающихся джентльменов

Как наследник основателя LEGO придумал концепцию гаража для состоятельных людей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как на вулкане! Как на вулкане!

Первозданная красота балийской природы сливается с красотой Елены Чернявской

Maxim
Холодный прием Холодный прием

Реальный случай, когда специалист не помог, а причинил вред

VOICE
Махореро Махореро

Махореро — это редкая драгоценность для понимающих людей

Weekend
Сценарист-фантаст и режиссер-провокатор: 9 фильмов Алекса Гарленда, которые стоит посмотреть Сценарист-фантаст и режиссер-провокатор: 9 фильмов Алекса Гарленда, которые стоит посмотреть

Освежите в памяти всю фильмографию Алекса Гарленда

Правила жизни
ИИ и технологии ИИ в мире науки, техники и предпринимательства ИИ и технологии ИИ в мире науки, техники и предпринимательства

Какой правовой статус у искусственного интеллекта?

Наука и техника
5 установок людей, которых воспитывали трудные родители 5 установок людей, которых воспитывали трудные родители

Пять распространенных установок тех, кого вырастили токсичные родители

Psychologies
Рим наш Рим наш

Разбираемся в том, как работало римское усыновление

Правила жизни
«Если б мужа не было рядом, я бы вообще не родила»: как проходят партнерские роды и как к ним подготовиться «Если б мужа не было рядом, я бы вообще не родила»: как проходят партнерские роды и как к ним подготовиться

Действительно ли партнерские роды могут быть вредны для отношений?

Psychologies
Как мошенники заставляют людей нарушать закон: объясняют психиатр и гипнотерапевт Как мошенники заставляют людей нарушать закон: объясняют психиатр и гипнотерапевт

Как мошенникам удается так ловко обводить людей вокруг пальца?

Psychologies
Незваные гости: 5 рабочих стратегий, как отпугнуть голубей с балкона Незваные гости: 5 рабочих стратегий, как отпугнуть голубей с балкона

Как избавиться от голубей на балконе и предотвратить их появление?

ТехИнсайдер
7 видов смеха: хорошо смеется кто? 7 видов смеха: хорошо смеется кто?

Попробуем разобраться, почему мы шутим, когда нам совсем невесело

Psychologies
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
На счастье На счастье

Как привлечь удачу в свою жизнь и стать везучей

Лиза
Уникальные свойства перовскита и биомедицина Уникальные свойства перовскита и биомедицина

Перовскит – довольно редкий минерал, который был открыт на Урале в 1839 году

Знание – сила
«Эфиопия — наша!» «Эфиопия — наша!»

В 1936 году фашистская Италия ликовала: над столицей Эфиопии поднялся их флаг

Дилетант
Какими пилками лобзика пилить дерево, металл, пластик: рекомендации и основные отличия Какими пилками лобзика пилить дерево, металл, пластик: рекомендации и основные отличия

Лобзиком можно пилить не только древесину! Как найти правильную пилку?

CHIP
Как медитировать правильно: рекомендации экспертов Как медитировать правильно: рекомендации экспертов

Как медитировать в домашних условиях, чтобы от этого была польза?

Psychologies
Третье испытание «Старшипа» Третье испытание «Старшипа»

Очередной и очень ощутимый шаг вперед гигантского гибрида ракеты и звездолета

Наука
«Время заблуждений: Почему умные люди поддаются фальсификациям, распространяют слухи и верят в теории заговора» «Время заблуждений: Почему умные люди поддаются фальсификациям, распространяют слухи и верят в теории заговора»

Что такое мотивированное рассуждение?

N+1
Стесняюсь спросить: как не потеряться в изобилии онлайн-курсов и грамотно построить дистанционное обучение? Стесняюсь спросить: как не потеряться в изобилии онлайн-курсов и грамотно построить дистанционное обучение?

Как организовать дистанционное обучение, чтобы получить на выходе крепкие знания

Правила жизни
«Русская тигрица»: актриса немого кино Ольга Бакланова завоевала Голливуд. На российской театральной сцене ее заменили Орловой — «по типажу» «Русская тигрица»: актриса немого кино Ольга Бакланова завоевала Голливуд. На российской театральной сцене ее заменили Орловой — «по типажу»

Где бы Ольга Бакланова ни жила, она несла на сцену русскую школу

Караван историй
Новый партнер: 7 пунктов, на которые стоит обратить особое внимание Новый партнер: 7 пунктов, на которые стоит обратить особое внимание

Анализировать отношения с самого их начала бывает крайне полезно!

Psychologies
6 неочевидных признаков рабочего стресса. Как восстановиться после выгорания? 6 неочевидных признаков рабочего стресса. Как восстановиться после выгорания?

Как понять, когда причиной вашего стресса является именно работа?

Psychologies
Химики синтезировали голден Химики синтезировали голден

Шведские химики получили голден — одиночные слои золота толщиной в один атом

N+1
Открыть в приложении