«Палаты» — проект, в котором века с легкостью соединяются с современностью

РБКРепортаж

Майя Сантимирова — о культуре повседневности и коллекционном фарфоре

За окном все гудит, бежит куда-то Москва, а под сводами «Палат на Льва Толстого» — размеренность и возможность задуматься, что тебе важно. Об этом мы и заводим разговор с основательницей проекта Майей Сантимировой

Автор: Анастасия Каменская

Весенняя московская капель не раз была воспета в литературе и в жизни, но все равно каждый раз, только завидев мартовско-апрельское солнце и услышав звук спешащих капель, чувствуешь в себе пробуждение той самой весны, одновременно извечной и все-таки каждый раз особенной и новой. В этом соединении будто пульсирует сама жизнь: да, все это было до нас и останется после, но момент неповторим, в том его ценность и суть. Такие мысли явно возникают и у любого гостя «Палат» — проекта, в котором века соединяются с современностью не нарочито, но с легкостью.

— Для любого проекта место — важная и порой определяющая часть замысла и контекста. В случае «Палат» это еще и вся суть, поэтому интересно, как произошла эта встреча с местом. Был ли это долгий поиск, внезапный момент-озарение?

— Года два я ходила по Москве и смотрела разные варианты. Что-то было в совсем плохом состоянии, что-то — далеко. Я сразу понимала, что это место будет для меня как второй дом, ну а когда заходишь в свой дом, сразу чувствуешь, что это он. В случае с «Палатами» сложилось сразу несколько моментов, помимо самого здания, которые совпали и стали для меня своеобразным щелчком, когда я поняла: это оно. Раньше здесь, в Хамовном дворе, находилось текстильное производство. А я как человек, увлеченный темой столового этикета и, как следствие, текстиля, к такому факту не подключиться эмоционально не могла. (Смеется.) Эта текстильная мануфактура делала скатерти, различные салфетки, парусину — по сути, текстиль для царского двора. Было и другое неожиданное и даже фантастическое совпадение. Оказалось, что на первом этаже нашего дома жила Вера Ивановна — дочка последнего владельца Трехгорной мануфактуры Прохорова, о которой я узнала совершенно случайно, читая воспоминания Станиславского. Он пишет, что к ним приезжали в гости двоюродные братья, владельцы мануфактуры. А Вера приходилась Станиславскому внучатой племянницей. И эта ниточка вдруг тоже соединила дом и «Палаты». Венчало все, конечно, само здание — историческое и сохранившее в себе все эти сплетения. И я сразу поняла, что нужно позволить этому месту раскрыться, просто не мешать ему это делать.

— То есть можно говорить о том, что место определило проект?

— Изначально, конечно, у меня была в голове концепция, я понимала темы, на которые хотелось говорить, с них все и начиналось, но дальше решать все стали сами стены. Это все-таки маленькие комнаты с переходами, диктующие определенную камерность. И на те темы, которые были у меня в голове, они стали давать свои собственные идеи. Например, в русской культуре очень значим стол, и когда у нас появился наш, вокруг него стали рождаться и идеи: не только про столовый этикет, но и про семейные традиции, про разговоры за столом. А в соседнем зале со сводчатыми потолками сразу захотелось размышлять на тему музыки — и появился рояль. Так что многое происходит от соприкосновения со стенами и предметами, как будто бы они сами рассказывают свои истории.

— Если говорить о теме времени, пытаются ли «Палаты» отвлечь своего гостя от окружающей его современности?

— Ты действительно оказываешься в безвременье, ну, в хорошем смысле. Время замирает. И есть ощущение, которым делятся многие, что, проведя здесь несколько часов, будто успеваешь объять многие эпохи, 300–400 лет. Это эффект опять же самого здания и его стен: сидя за этим столом, ты останавливаешься, останавливается и само время, и вдруг ты говоришь о таких вещах, настолько глубоких и настолько важных, мимо которых в жизни часто пробегаешь в спешке. Все вспоминают семьи, какие- то свои традиции, это уходит корнями глубоко. И тем самым ты эту историю немножко забираешь себе в свою повседневность.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глобальное потепление радикально меняет средиземноморский туризм Глобальное потепление радикально меняет средиземноморский туризм

Может ли изменение климата в конечном итоге изменить туризм?

ТехИнсайдер
Непослушные (?) слова Непослушные (?) слова

В чём хитрость исключений, в чём особенность непослушных слов?

Наука и жизнь
Остап Бендер: авантюрист с психопатическими наклонностями Остап Бендер: авантюрист с психопатическими наклонностями

Что сделало Остапа Бендера «великим комбинатором» и очаровательным мошенником?

Psychologies
Хочу на ручки Хочу на ручки

Почему ребенку так необходимы проявления родительской ласки

Лиза
Неузнаваемый Дауни, комичный Аффлек, многоликий Макэвой: актеры с несколькими ролями в одном проекте Неузнаваемый Дауни, комичный Аффлек, многоликий Макэвой: актеры с несколькими ролями в одном проекте

Проекты, в которых артисты сыграли сразу несколько ролей

Правила жизни
Как национальный проект помог властям России изменить ситуацию в экологии Как национальный проект помог властям России изменить ситуацию в экологии

Что изменилось в сфере экологии в России?

ФедералПресс
Эксперты указали на рост числа поддельных мобильных приложений банков Эксперты указали на рост числа поддельных мобильных приложений банков

Число поддельных приложений банков выросло в 1,6 раз только на Android

Forbes
Разум в наследство Разум в наследство

Откуда взялась наша центральная нервная система – головной и спинной мозг?

Вокруг света
Секс, Кафка и атомная бомба. О чем может рассказать аниме Секс, Кафка и атомная бомба. О чем может рассказать аниме

Четыре фильма, которые изменят ваши представления об аниме

СНОБ
Чем мыши отличаются от крыс Чем мыши отличаются от крыс

Почему нам нравятся мыши, но раздражают крысы? В чем между ними разница?

ТехИнсайдер
Мольберт в тылу врага Мольберт в тылу врага

Современное искусство и теория заговора

Weekend
Ринат Абдрахманов: Любой может создать изображение, но от этого он не станет художником Ринат Абдрахманов: Любой может создать изображение, но от этого он не станет художником

Художник Ринат Абдрахманов — об искусственном интеллекте вместо творца

СНОБ
Бизнес вышел на охоту за инвесторами Бизнес вышел на охоту за инвесторами

О планах провести IPO заявляют компании, которые хотят усилить свой бренд

Монокль
Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Мы решили рассказать о скрытых героях гоночной трассы

Maxim
Как сжать файл ПДФ: несколько простых способов для ПК и телефона Как сжать файл ПДФ: несколько простых способов для ПК и телефона

Сегодня мы расскажем, как сжать ПДФ документ, чтобы он весил меньше

CHIP
Фонотека Фонотека

Как младшая сестра Майкла Джексона прокладывала свой путь в популярной музыке

Правила жизни
Дина Насырова: Быть ювелиром в России чрезвычайно трудно Дина Насырова: Быть ювелиром в России чрезвычайно трудно

Дина Насырова о глобальных проблемах отечественной ювелирной индустрии

СНОБ
Осторожно: смузи! Осторожно: смузи!

Ошибки в приготовлении смузи, которые приводят к увеличению веса

Лиза
Радость, слезы и семейные тайны: семь очень разных фильмов про свадьбы Радость, слезы и семейные тайны: семь очень разных фильмов про свадьбы

«Свадебные» фильмы в самых разных жанрах

Forbes
Сказочный мир и нетривиальный сюжет: 5 книг в жанре мифологического фэнтези Сказочный мир и нетривиальный сюжет: 5 книг в жанре мифологического фэнтези

Подборка современных книг, которые оперируют мифами разных народов

ТехИнсайдер
Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях

В чем суть треугольника Карпмана и его опасность, а главное: как из него выйти?

Psychologies
ВОЗ сообщила о 3500 смертях от вирусных гепатитов в мире ежедневно ВОЗ сообщила о 3500 смертях от вирусных гепатитов в мире ежедневно

ВОЗ представила доклад о вирусных гепатитах Global hepatitis report

N+1
Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях

Фрагмент из романа «Масло», вышедшего в издательстве «Рипол Классик»

СНОБ
«Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно «Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно

Почему магическое мышление стало трендом? Как сохранить здравый смысл?

Psychologies
Бабочки оказались самыми упоминаемыми в хайку членистоногими Бабочки оказались самыми упоминаемыми в хайку членистоногими

Какие насекомые интересовали японских поэтов больше всего?

N+1
Рождаемость в упадке: причины демографической ямы в Оренбуржье Рождаемость в упадке: причины демографической ямы в Оренбуржье

В чем кроются причины демографической ямы в Оренбуржье и как из нее выйти

ФедералПресс
Интервью с руководителем и управляющим партнером Ассоциации REPA Юлией Солодовниковой о рынке недвижимости Интервью с руководителем и управляющим партнером Ассоциации REPA Юлией Солодовниковой о рынке недвижимости

Юлия Солодовникова: из чего складывается репутация строительных компаний

СНОБ
Как правильно выбрать температуру для стирки: важные советы работников прачечной Как правильно выбрать температуру для стирки: важные советы работников прачечной

Подход «одна температура стирки подходит для всего» может повредить вещам

VOICE
«Муму» И. С. Тургенева – неизвестное об известном «Муму» И. С. Тургенева – неизвестное об известном

Что нового «Муму» может рассказать нам сегодня?

Знание – сила
Владимир Вдовиченков: «Я знаю четко только одно: существует судьба, которая меня ведет» Владимир Вдовиченков: «Я знаю четко только одно: существует судьба, которая меня ведет»

Время-то идет, ты не молодеешь, тебе уже шестой десяток, нужно что-то делать!

Караван историй
Открыть в приложении