Артем Дервоед о гитарной музыке и о том, как складываются судьбы гитаристов

МонокльРепортаж

Артем Дервоед: «Солистом нужно родиться»

Один из самых титулованных гитаристов России — о гитарной музыке и о том, как складываются судьбы гитаристов

Вячеслав Суриков

Гитарист Артем Дервоед — обладатель 16 первых премий на престижных международных конкурсах. Фото: из личного архива Артема Дервоеда 

Артем Дервоед — выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных (класс заслуженного артиста РФ, профессора Николая Комолятова), обучался в академии «Киджиана» (Сиена, Италия) у Оскара Гильи — ученика Сеговии и в Гитарной академии Кобленца (Германия) у Аниелло Дезидерио. Лауреат престижных международных конкурсов и обладатель 16 первых премий. Среди конкурсов — имени Микеле Питталуги (Италия), принцессы Кристины (Испания), Александра Фраучи (Россия), конкурсы BostonGuitarFest (США), StefanoStrata — Città di Pisa (Италия), GuitarGems (Израиль) и другие.

Он сооснователь и артистический директор Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары». Это главный фестиваль академической гитарной музыки в России. На XVIII фестивале в Концертном зале имени П. И. Чайковского в исполнении Артема Дервоеда и симфонического оркестра имени Евгения Светланова под управлением Клемана Нонсье прозвучала мировая премьера Dies Irae — фантазия для гитары с оркестром Никиты Кошкина. После концерта «Монокль» поговорил с музыкантом о гитарной музыке и о том, как складываются судьбы гитаристов.

— В симфоническом оркестре и струнные, и духовые инструменты звучат громче гитары и по отдельности, и тем более когда играют одновременно. Как вы с этим справляетесь?

— Жанр «гитара с оркестром» появился в начале девятнадцатого века, и непонятно, как тогда гитаристы решали эту проблему. Можно только догадываться, что никому бы не пришло в голову написать музыку для гитары и такого состава оркестра, который был у меня на премьере Dies Irae Никиты Кошкина — были струнные инструменты, были духовые — деревянные, не медь, и флейта была другой, и смычки были другие, поэтому гитариста было хорошо слышно. Пример тому — итальянец Мауро Джулиани, один из первых ярких классических гитаристов. После первого концерта для гитары с оркестром, написанного в Вене, куда он приехал делать карьеру — там на тот момент был центр музыкальной вселенной, он сочинил еще два. Если бы первый провалился, Джулиани бы этого не сделал.

Сейчас все движется в сторону увеличения громкости. В XIX веке pianoforte (молоточковое фортепиано по-итальянски. — «Монокль») не было таким громким, как сейчас: оно было меньше размером, и у него было намного более теплое звучание. И гитара тоже становится громче, но догнать своих струнных «соплеменников» она не может — настолько громко гитара даже сейчас не умеет звучать. Но появились хорошие микрофоны, хорошие усилители, хорошие динамики — благодаря им мы можем играть даже с таким составом, в исполнении которого прозвучала моя мировая премьера. Меняется конструкция гитары, появляются усилители, предназначенные именно для классической гитары и сохраняющие ее тембр. При всем разнообразии гитар классическая пленит своим звуком — это теплое полифоническое звучание. Оно сродни человеческому голосу, и это одна из главных cоставляющих ее успеха. Сейчас я нашел одного французского мастера, который делает и гитары, и звукоусиление к ним. Он, хитрец, сделал так, что его чудозвукоусиление работает только с его гитарами. И я загорелся: мне срочно нужна эта гитара.

— Выходит, что эволюция акустических инструментов происходит за счет симбиоза с электроникой.

— Конструкторы постоянно ищут возможности увеличить громкость музыкальных инструментов — и гитары, и рояля. Есть очень много противников: «Как же так? Гитара — тихий инструмент, а эти современные гитары так орут!» Но сравните тембры звучания pianoforte девятнадцатого века и современного Steinway grand piano: это небо и земля. И все к нему привыкли, хотя, на мой взгляд, музыка Шуберта звучит намного приятнее на pianoforte, чем на современном рояле. С гитарой то же самое: да, она становится громче. Каким-то мастерам удается сохранить, по меньшей мере приблизительно, тот самый тембр, который мы полюбили в двадцатом веке — именно тогда сложилось ее звучание и конструкция, — кому-то это удается меньше.

— Что происходит с гитарой? Как меняется ее конструкция?

— Все строится на усовершенствовании верхней деки. Для гитары это «мотор». Все идеи сводятся к тому, чтобы сделать этот мотор легким и максимально упругим. Одна из концепций предполагает решетчатую систему пружин, другая — с применением материалов, разработанных для авиакосмической промышленности. В том числе Nomex — очень жесткий материал и при этом невероятно легкий.

Дека создается из нескольких слоев по принципу сэндвича: два очень тонких слоя, из ели или кедра, а между ними Nomex, по своей структуре напоминающий пчелиные соты. И это дает верхней деке невероятную легкость, но при этом жесткость и упругость, благодаря чему звук становится громче.

— Гитара для концертов и для студийных записей — это разные инструменты?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Влад Тирон Влад Тирон

Кажется, выбрать нетворческую профессию Владислав Тирон не мог

СНОБ
10 советов по организации кухни, которые помогут тебе лучше готовить 10 советов по организации кухни, которые помогут тебе лучше готовить

Готовка начинается еще до того, как ты включаешь плиту

VOICE
Из СССР — вокруг света: как Юрий Сенкевич прожил жизнь-путешествие Из СССР — вокруг света: как Юрий Сенкевич прожил жизнь-путешествие

Юрий Сенкевич и его жизнь, полная приключений

Psychologies
Словарь электротехники Словарь электротехники

Гид по электрокарам

Men Today
Слово пацану Слово пацану

Андрей Максимов о "Слове пацана" и не только

Men Today
Оксана Акиньшина Оксана Акиньшина

В Оксане Акиньшиной сочетаются вещи, казалось бы, несовместные

Собака.ru
Жизнь на высоких нотах: почему весь мир любит (и иногда ненавидит) Ариану Гранде Жизнь на высоких нотах: почему весь мир любит (и иногда ненавидит) Ариану Гранде

О чем поет повзрослевшая Ариана Гранде, за что ее ненавидят моралисты?

Правила жизни
Священная гора Священная гора

Kитайский автомобиль от автора Ferrari

Автопилот
10 мифов о Великом посте 10 мифов о Великом посте

Как провести пост с пользой для души и тела, без заблуждений и ошибок

Maxim
Все фантазии дизайнера Все фантазии дизайнера

Тонкая грань гармонии между модой, традициями и оригинальностью в интерьере дачи

Идеи Вашего Дома
Что не так с «Большими девочками»? 4 главные проблемы популярного шоу о похудении Что не так с «Большими девочками»? 4 главные проблемы популярного шоу о похудении

Почему шоу «Большие девочки» транслирует неправильные идеи

Psychologies
Итальянские протеи покинули пещеры ради охоты на червей Итальянские протеи покинули пещеры ради охоты на червей

Ранее считалось, что европейские протеи проводят под землей всю жизнь

N+1
Горничная или кухарка? Определи, какая ты хозяйка! Горничная или кухарка? Определи, какая ты хозяйка!

Сколько существует типов хозяек и чем они отличаются?

VOICE
Демоны, ставшие ангелами. Как люди искусства боролись с депрессией Демоны, ставшие ангелами. Как люди искусства боролись с депрессией

О том, как творческие люди давали отпор депрессии благодаря своему творчеству

СНОБ
Самые лучшие и горячие кинофильмы про стриптиз Самые лучшие и горячие кинофильмы про стриптиз

Стриптиз в кино: драма, черная комедия, спорный фильм с ДжейЛо

Maxim
Практика добаюкивания: как перепрожить свой детский опыт и дополучить родительскую любовь Практика добаюкивания: как перепрожить свой детский опыт и дополучить родительскую любовь

Клинический психолог рассказывает о том, как и зачем перепроживать детство

Psychologies
5 самых «пьющих» профессий в России 5 самых «пьющих» профессий в России

Представителям этих профессий требуется алкоголь, чтобы расслабиться

Maxim
Найденный на изгороди волос заставил зоологов усомниться в вымирании яванских тигров Найденный на изгороди волос заставил зоологов усомниться в вымирании яванских тигров

Яванские тигры, которые считаются вымершими, могли дожить до наших дней

N+1
Правила жизни Александра Ширвиндта Правила жизни Александра Ширвиндта

Правила жизни народного артиста России Александра Ширвиндта

Правила жизни
Человек на радиоуправлении Человек на радиоуправлении

Нейроинтерфейсами начали заниматься в российской «Моторике»

ТехИнсайдер
Кирилл Зайцев: «Мама сказала: «У актеров такая трудная судьба, давай все-таки моряком» Кирилл Зайцев: «Мама сказала: «У актеров такая трудная судьба, давай все-таки моряком»

Без дисциплины актер — это катящийся с горы камень

Караван историй
Шимпанзе подсмотрели решение непонятной задачи у обученных сородичей Шимпанзе подсмотрели решение непонятной задачи у обученных сородичей

Шимпанзе могут научиться у сородичей решению сложной задачи

N+1
И снова здравствуйте! И снова здравствуйте!

Почему мы выбираем партнеров с одним и тем же психотипом

Лиза
На одной волне На одной волне

Ученые разработали несколько инноваций для российского судостроения

Наука
От Одри Хепберг до Билли Айлиш: 12 легендарных песен, получивших премию «Оскар» От Одри Хепберг до Билли Айлиш: 12 легендарных песен, получивших премию «Оскар»

Самые легендарные оскароносные треки, которые знают и любят во всем мире

Forbes
По ком звонит телефон По ком звонит телефон

Как работают похитители средств граждан и как им противостоять

Деньги
Что ваш музыкальный вкус говорит о вашей личности: только наука Что ваш музыкальный вкус говорит о вашей личности: только наука

Любите поп-хиты? А, может быть, вы фанат хэви-метал? Что это говорит о вас?

ТехИнсайдер
Подводный робот на колесах обработает подводные сооружения антикоррозионным составом Подводный робот на колесах обработает подводные сооружения антикоррозионным составом

Инженеры разработали подводный робот Crawfish

N+1
Расовая теория: цвет кожи и свет разума Расовая теория: цвет кожи и свет разума

О теории вырождения (дегенерации), расовой теории («научном расизме») и евгенике

Знание – сила
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
Открыть в приложении