Как Бальзак создал миф о зловредных старых девах
Когда мы слышим термин «старая дева», у нас сразу возникает определенный образ: женщина за 40, одинокая, без сексуальной жизни, живет одна или с несколькими кошками. Возможно, воображаемая женщина окажется еще и уродливой и озлобленной — получится уже почти ведьма. Поговорим о том, как с легкой руки французского писателя старых дев записали почти во «враги общества»
Не обязательно быть психологом, чтобы понимать: подобные стереотипы могут причинять большой вред — особенно женщинам, которые по каким-то причинам решают не вступать в брак или не заводить детей.
Но как возник этот известный всем нам стереотип? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории. Знакомый нам образ старой девы одним из первых создал классик французской литературы Оноре де Бальзак в цикле «Человеческая комедия» (1829–1848 годы). Одна из повестей цикла прямо называется «Старая дева», но похожие персонажи присутствуют и в других произведениях писателя.
Старая дева — враг общества?
Почему Бальзак в своих произведениях столь осуждающе смотрел на незамужних женщин средних лет? «Существо женского пола, оставшееся в девицах, холодное и эгоистичное, — это отвратительная бессмыслица. Такой беспощадный приговор вполне справедлив, и старые девы отдают себе в этом отчет. Вполне естественно, что и сами они таят подобные мысли в глубине души, а сознание своей жалкой участи отражается у них на лицах», — писал классик («Турский священник»).
А в предисловии к «Пьеретте» Бальзак даже предлагает вернуть закон времен Французской революции, повышавший налоги для холостых и незамужних
И хотя сам писатель отрицал, что испытывает какие-то предубеждения к одиноким людям, внимательный читатель непременно заметит его явную неприязнь ко всем, кто по какой-то причине не смог создать семью и завести детей.
Мужчин автор также не щадит: в повестях «Человеческой комедии» можно встретить образы женоподобных и глуповатых католических священников и наивных холостяков, доводящих своих родителей до разорения.