Режиссер монтажа Юрий Карих: «Я делаю что-то свое, а потом вступаю в диалог»

EsquireРепортаж

«Мне постоянно хочется. Кинуть комп в стену, разбить клавиатуру. Но я понимаю, что это надо доделать и все. И вперед»

  • ФИО: Юрий Карих
  • Профессия: Режиссер монтажа
  • Работы: «Майор Гром: Чумной Доктор» (2021), «Лето» (2018), «Ученик» (2016)

Вокруг монтажеров в кино намного меньше шума, чем вокруг актеров или режиссеров, и даже отдельная номинация «Оскара» не слишком повлияла на ситуацию. Меж тем монтаж — это и есть то, что мы видим на экранах, а режиссер монтажа не меньше, чем главный режиссер ленты, влияет на финальный результат и формирует нарратив. 32-летний Юрий Карих попал в профессию едва ли не случайно. Но, очевидно, удачно: первым же его полным метром стал «Ученик» Кирилла Серебренникова, затем Юрий смонтировал прогремевшее в Каннах «Лето» того же режиссера о ранних годах карьеры Виктора Цоя, а совсем недавно на экраны вышел наполовину смонтированный им фильм «Майор Гром», который единогласно окрестили первым русским блокбастером. В интервью Esquire (и по совместительству в своем первом интервью в принципе) Карих рассказал, чем все-таки занимается режиссер монтажа, изменили ли его жизнь кинопремии и мечтает ли он однажды сесть в главное режиссерское кресло.

Ты согласен с тем, что монтажер — это техническая профессия?

Нет. Мне все-таки кажется, что это ремесло. В нем много того, чему можно научиться технически, но также много и творчества.

Если бы ты объяснял человеку, который вообще ничего не знает про создание кино, кто такой режиссер монтажа, как бы ты это сформулировал?

По сути, монтаж — это склеивание всего со всем. Режиссер монтажа ищет интересные решения, играет с психикой и восприятием человека. Что ты решишь показать, то зритель и увидит. При этом монтаж должен быть незаметен. Если зрители говорят: «Как круто он склеил сцену!», то это не классно. Все должно быть естественно. А еще монтаж — это определяющая часть кино как искусства. Все другие кинопрофессии — более смешанные: художник-постановщик тем же самым занимался в театре до того, как появилось кино, художник по костюмам тоже, сценаристы пьесы и книжки писали, но до появления кино никто ничего не монтировал.

Как вышло, что ты начал заниматься именно этой частью кинопроизводства?

Я родился в Москве в 1988 году, после школы поступил в РУДН на инженерный факультет, год отучился, а потом понял, что с меня хватит физики с математикой, и решил уйти оттуда. Перешел в МФЮА — это такой институт, из которого не выгоняют, если ты платишь. Но из-за того, что я перешел на платное, мне пришлось начать активно работать. Сначала в типографии, потом — в Московской государственной филармонии. Уже после нее я начал заниматься видео, делал ролики для телеканалов. Этот институт я в итоге тоже бросил. С учебой у меня не очень вышло. Зато я познакомился с давним другом отца, которого папа в свое время привел в компьютерную графику (отец работал в этой сфере, но он давно умер, поэтому пути у всех разошлись). Мы с ним начали делать корпоративные фильмы. Потом я попал в рекламный продакшен — монтировал кастинги. Я туда прихожу, а меня спрашивают: «Ты умеешь работать в Final Cut?». Я: «Да, конечно, никаких проблем». А я даже «мака» (компьютера Apple, для которого написана эта программа для монтажа. — Esquire) не видел в своей жизни ни разу. На первом проекте я глобально так обосрался, но режиссер был очень культурный и не подал виду — просто начал объяснять, как монтировать.

Ты сказал, что у тебя папа был «примерно из этой сферы» — из компьютерной графики или из кинопроизводства? Чем вообще родители твои занимались?

Родители большую часть своей жизни веселились. В один момент папа начал заниматься компьютерной графикой. Его взял на работу, так скажем, мой названый дядя. Собственно он же потом взял меня в филармонию, и с ним мы делали ролики для канала «Культура».

Я правильно понимаю, что у тебя довольно веселая творческая семья и выбор инженерной специальности был твоим решением, на тебя не надавили?

Ну, это тяжело назвать весельем. А когда умер отец, я «вошел в штопор». Инженерный факультет я выбрал, потому что про кино вообще никто не думал. Я хотел быть архитектором, а мне говорили, что я карандаш в руках держать не умею, какой из меня архитектор. Сказали, что нужно попробовать пойти в строительный — я попробовал, поступил. Не очень.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дети-бабочки и меч. Писатель Александр Цыпкин — о том, почему стоит заниматься благотворительностью Дети-бабочки и меч. Писатель Александр Цыпкин — о том, почему стоит заниматься благотворительностью

Об удивительных знакомствах, которые приносит благотворительность

Esquire
Секс без оргазма — нормально ли это? Секс без оргазма — нормально ли это?

Секс не всегда может заканчиваться оргазмом

Psychologies
Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт

Она впервые вышла замуж в 53 года, разрушив все возможные стереотипы

Psychologies
Правила жизни Курта Воннегута Правила жизни Курта Воннегута

Писатель, умер в 2007 году в возрасте 84 лет в Нью-Йорке

Esquire
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Астрономы отыскали кандидата в самую близкую к Земле черную дыру Астрономы отыскали кандидата в самую близкую к Земле черную дыру

Астрономы открыли одну из самых маломассивных черных дыр

N+1
Как забыть кота Как забыть кота

Шесть рабочих советов, как пережить потерю питомца

Maxim
Чем эмоции отличаются от чувств? Чем эмоции отличаются от чувств?

Почему слова «эмоция» и «чувство» — не синонимы

Psychologies
Хищницы в городе: женщина за 40 желает познакомиться Хищницы в городе: женщина за 40 желает познакомиться

Почему общество осуждает отношения женщина за 40 с мужчинами младше?

СНОБ
«Физика и жизнь. Законы природы: от кухни до космоса» «Физика и жизнь. Законы природы: от кухни до космоса»

Как немецкая домохозяйка помогла ученым исследовать поверхностное натяжение

N+1
Шато и фортификация Шато и фортификация

Что общего у древней крепости и современного винного бренда?

Forbes
Медина Дитц: «Многое зависит от поведения правительства в период пандемии» Медина Дитц: «Многое зависит от поведения правительства в период пандемии»

Как изменился рынок премиальной коммерческой недвижимости в России и в мире?

Forbes
Современная красота: 10 шагов к тому, чтобы стать такой же, как все Современная красота: 10 шагов к тому, чтобы стать такой же, как все

Хочешь стать такой же, как все?

Cosmopolitan
Насколько точна метрика подсчета калорий в фитнес-гаджетах? Ответ эксперта Насколько точна метрика подсчета калорий в фитнес-гаджетах? Ответ эксперта

Стоит ли верить фитнес-трекерам?

Playboy
Ешь, толстей, люби: звезды, которые набрали вес и обрели счастье Ешь, толстей, люби: звезды, которые набрали вес и обрели счастье

Звезды, которые изменились до неузнаваемости, но стали намного счастливее

Cosmopolitan
Павел Пепперштейн: Никогда не развивался. Я ненавижу развитие Павел Пепперштейн: Никогда не развивался. Я ненавижу развитие

Интервью с одни из главных современных художников России Павлом Пепперштейном

СНОБ
Манёвры на границе Манёвры на границе

Ограничения позволяют ребёнку расти свободным и самодостаточным

Здоровье
В Луксоре нашли древнеегипетский город мастеров эпохи расцвета Нового царства В Луксоре нашли древнеегипетский город мастеров эпохи расцвета Нового царства

Город был построен в XIV веке до нашей эры для обслуживания царской резиденции

N+1
Астрономы опровергли связь между гигантскими и повторяющимися быстрыми радиовсплесками Астрономы опровергли связь между гигантскими и повторяющимися быстрыми радиовсплесками

Они наблюдали за пульсаром в Крабовидной туманности

N+1
Генетики установили важность родственных связей при захоронениях в домах эпохи неолита Генетики установили важность родственных связей при захоронениях в домах эпохи неолита

Исследователи описали генетическое родство между совместными захоронениями

N+1
«Дорожная карта» стремительного развития «Дорожная карта» стремительного развития

Что такое подрывные технологии и чего от них ждать

РБК

Романы Заворотнюк тянут на отдельный сериал с изменами, интригами и расставанием

Cosmopolitan
Иммигрантка из России прожила в американской церкви три года из-за угрозы депортации. За это время она открыла успешный бизнес по лепке вареников Иммигрантка из России прожила в американской церкви три года из-за угрозы депортации. За это время она открыла успешный бизнес по лепке вареников

Ирида живет в США около 20 лет, но продолжает бороться за свой статус в стране

Esquire
История цирка в России История цирка в России

О первых стационарных цирках, которые работают до сих пор

Культура.РФ
Холодный синтез: самое известное физическое мошенничество Холодный синтез: самое известное физическое мошенничество

Так начался один из самых громких научных скандалов XX века

Популярная механика
Стюарт Тёртон: Дьявол и темная вода. Глава из нового романа Стюарт Тёртон: Дьявол и темная вода. Глава из нового романа

Книга о восьмимесячном пути через Индийский океан, вокруг Африки — в Европу

СНОБ
Диета для планирующих беременность: рекомендации с Востока Диета для планирующих беременность: рекомендации с Востока

Как передать будущему малышу максимум сил и здоровья?

Psychologies
Елизавета Боярская: «Четкий план – это моя стихия» Елизавета Боярская: «Четкий план – это моя стихия»

Жизнь Елизаветы Боярской на первый взгляд кажется идеальной

Psychologies
Откуда берётся привычка засиживаться допоздна и что делать для хорошего отдыха и борьбы с «прокрастинацией сна» Откуда берётся привычка засиживаться допоздна и что делать для хорошего отдыха и борьбы с «прокрастинацией сна»

Почему появляется прокрастинация сна и как с ней справиться?

VC.RU
Шпинель принесет любовь и еще 5 драгоценных камней, заряженных на счастье Шпинель принесет любовь и еще 5 драгоценных камней, заряженных на счастье

Об энергии драгоценных камней рассказывает ювелир Диана Джанелли

Cosmopolitan
Открыть в приложении