«Мне постоянно хочется. Кинуть комп в стену, разбить клавиатуру. Но я понимаю, что это надо доделать и все. И вперед»
- ФИО: Юрий Карих
- Профессия: Режиссер монтажа
- Работы: «Майор Гром: Чумной Доктор» (2021), «Лето» (2018), «Ученик» (2016)
Вокруг монтажеров в кино намного меньше шума, чем вокруг актеров или режиссеров, и даже отдельная номинация «Оскара» не слишком повлияла на ситуацию. Меж тем монтаж — это и есть то, что мы видим на экранах, а режиссер монтажа не меньше, чем главный режиссер ленты, влияет на финальный результат и формирует нарратив. 32-летний Юрий Карих попал в профессию едва ли не случайно. Но, очевидно, удачно: первым же его полным метром стал «Ученик» Кирилла Серебренникова, затем Юрий смонтировал прогремевшее в Каннах «Лето» того же режиссера о ранних годах карьеры Виктора Цоя, а совсем недавно на экраны вышел наполовину смонтированный им фильм «Майор Гром», который единогласно окрестили первым русским блокбастером. В интервью Esquire (и по совместительству в своем первом интервью в принципе) Карих рассказал, чем все-таки занимается режиссер монтажа, изменили ли его жизнь кинопремии и мечтает ли он однажды сесть в главное режиссерское кресло.
Ты согласен с тем, что монтажер — это техническая профессия?
Нет. Мне все-таки кажется, что это ремесло. В нем много того, чему можно научиться технически, но также много и творчества.
Если бы ты объяснял человеку, который вообще ничего не знает про создание кино, кто такой режиссер монтажа, как бы ты это сформулировал?
По сути, монтаж — это склеивание всего со всем. Режиссер монтажа ищет интересные решения, играет с психикой и восприятием человека. Что ты решишь показать, то зритель и увидит. При этом монтаж должен быть незаметен. Если зрители говорят: «Как круто он склеил сцену!», то это не классно. Все должно быть естественно. А еще монтаж — это определяющая часть кино как искусства. Все другие кинопрофессии — более смешанные: художник-постановщик тем же самым занимался в театре до того, как появилось кино, художник по костюмам тоже, сценаристы пьесы и книжки писали, но до появления кино никто ничего не монтировал.
Как вышло, что ты начал заниматься именно этой частью кинопроизводства?
Я родился в Москве в 1988 году, после школы поступил в РУДН на инженерный факультет, год отучился, а потом понял, что с меня хватит физики с математикой, и решил уйти оттуда. Перешел в МФЮА — это такой институт, из которого не выгоняют, если ты платишь. Но из-за того, что я перешел на платное, мне пришлось начать активно работать. Сначала в типографии, потом — в Московской государственной филармонии. Уже после нее я начал заниматься видео, делал ролики для телеканалов. Этот институт я в итоге тоже бросил. С учебой у меня не очень вышло. Зато я познакомился с давним другом отца, которого папа в свое время привел в компьютерную графику (отец работал в этой сфере, но он давно умер, поэтому пути у всех разошлись). Мы с ним начали делать корпоративные фильмы. Потом я попал в рекламный продакшен — монтировал кастинги. Я туда прихожу, а меня спрашивают: «Ты умеешь работать в Final Cut?». Я: «Да, конечно, никаких проблем». А я даже «мака» (компьютера Apple, для которого написана эта программа для монтажа. — Esquire) не видел в своей жизни ни разу. На первом проекте я глобально так обосрался, но режиссер был очень культурный и не подал виду — просто начал объяснять, как монтировать.
Ты сказал, что у тебя папа был «примерно из этой сферы» — из компьютерной графики или из кинопроизводства? Чем вообще родители твои занимались?
Родители большую часть своей жизни веселились. В один момент папа начал заниматься компьютерной графикой. Его взял на работу, так скажем, мой названый дядя. Собственно он же потом взял меня в филармонию, и с ним мы делали ролики для канала «Культура».
Я правильно понимаю, что у тебя довольно веселая творческая семья и выбор инженерной специальности был твоим решением, на тебя не надавили?
Ну, это тяжело назвать весельем. А когда умер отец, я «вошел в штопор». Инженерный факультет я выбрал, потому что про кино вообще никто не думал. Я хотел быть архитектором, а мне говорили, что я карандаш в руках держать не умею, какой из меня архитектор. Сказали, что нужно попробовать пойти в строительный — я попробовал, поступил. Не очень.