3:0 в вашу пользу
Одно из самых заметных и при этом приятных изменений в России за 30 лет ее истории — это повсеместное развитие любительского спорта. Men's Health проследил этот славный путь от смутных 90-х до наших по-спортивному подтянутых дней.
30 лет для человека — это самый расцвет сил и возможностей, но в 1991 году молодой России до этого пика было далеко. Подобно тому же человеку в первый год жизни, спорт в нашей стране на ноги встать не мог чисто физически.
Если в 1990 году на старт главного любительского забега Союза — Московского международного марафона мира (ММММ) — вышли рекордные 18 тысяч 684 человека, то годом позже, когда рухнул СССР, людям стало актуальнее бегать не за спортивными достижениями, а в поисках хоть какого-то заработка, и уже вскоре аббревиатура ММММ окончательно померкла в тени более насущной в то время МММ. Мечтой среднестатистического россиянина было быстро разбогатеть, как Леня Голубков, и купить жене сапоги. Про кроссовки для бега тогда никто и не думал.
“Спортом тогда занимались только люди, которым это нужно было по работе”, — вспоминает дважды герой обложек Men’s Health Сергей Бадюк.
Впрочем, не всегда было до спорта и профессиональным атлетам. Так, будущий пятикратный чемпион Европы по санному спорту Альберт Демченко в перерывах между выступлениями на Олимпиадах 1992 и 1994 года работал на одном из рынков, которые тогда разрастались как раз вокруг стадионов, куда сегодня тренироваться и болеть приходят десятки тысяч человек.
В то время столичные Лужники, Динамо и Черкизово — дом московского “Локомотива” — превратились в царства дикого капитализма, куда ездили не за спортивными рекордами, а за поддельными кроссовками Adibas, которые мерили, стоя на картонке прямо в проходе между торговыми рядами.
Только упорство позволило поколению спортсменов 90-х продолжать тренировки, которые требовали много сил, времени и даже денег — часть экипировки приходилось покупать самому. “В 1990-92-е годы у меня в жизни был очень важный этап, — вспоминает Альберт. — Все разваливалось, а моя карьера только пошла вверх. Я стал серебряным призером первенства мира, потом выиграл чемпионат Советского Союза, Спартакиаду народов Советского Союза...”
Увы, медальное золото никак не конвертировалось в золото обычное, и после Олимпиады 1994 года положение стало совсем тяжелым. “Ситуация была такая, что я решил бросать сани. Тупо не было денег. Еще до Игр мы дотянули, а потом всё рассыпалось вдребезги. Лаборатории, разрабатывавшие инвентарь, позакрывались. Единственная в Союзе трасса с искусственным льдом оказалась за границей — в латвийской Сигулде, а бюджет Федерации санного спорта (пара тысяч долларов) как-то не располагал к заграничным сборам. И если для подготовки к Играм 1980 года под Свердловском построили точную копию будущей олимпийской трассы, то в 1994 году она сгорела — деревянный объект толком не охранялся. Кем я только не подрабатывал! И мясником, и плиточником, и штукатуром, обои клеил, окна стеклил, таксовал”.
Примерно тогда же, в 1993 году, закончил с профессиональным спортом и будущий генеральный директор Newman Business Consulting, лидер Skolkovo Triathlon Team и эксперт всероссийского конкурса спортивных проектов “Ты в игре” Владимир Волошин: “Развал Советского Союза привел к развалу всех сформированных до этого федераций и к полному непониманию того, как спорт будет развиваться. Шел второй год после распада Союза, и все это время на соревнования приходилось выезжать за счет родителей. Это было очень тяжело, потому что в семьях тоже денег не было, и ребята стали уходить. Мы занимались в детско-юношеской школе, где было три секции — биатлон, хоккей и бокс. Неожиданно все они превратились в кузницу кадров уже не для спорта, а для, так скажем, начинающих предпринимателей. Быстрее всего разбирали ребят из боксерской секции, потому что это была такая убойная сила. Мало кто из них остался в живых. Вторыми — хоккеистов, а потом и моих собратьев — биатлонистов”. Те же, кто хотел остаться в спорте, переходили в виды, где было хоть какое-то финансирование. Так, Альберт Демченко в 2000 году перешел в бобслей. На любительском же небосклоне происходили другие перемены: постепенно вместо качалок в стране стали появляться современные фитнес-клубы. Но это произошло не вдруг.