Может ли самый популярный вид спорта стать еще более массовым?

Men TodayСпорт

Футбол уже не тот

Может ли самый популярный вид спорта стать еще более массовым. Судя по тому, что происходит сегодня в футболе, — легко. Достаточно добавить к нему приставку "медиа" и выпустить на поля команды из блогеров с собственной огромной аудиторией, чтобы на трибуны пошли даже те, кто никогда не был на матчах профессиональных клубов, а просмотры в соцсетях стали бить новые рекорды.

Текст: Никита Прунков

Дорогие передачи

Если откроете комментарии к статьям ведущих спортивных СМИ с заголовками, в которых фигурируют названия команд 2drots и “Амкал”, вы непременно столкнетесь с ворохом язвительных мнений в духе “любительская клоунада”, “блогерский цирк” и так далее. Но большинство из этих тейков, взглянем правде в глаза, не более чем снобистский взгляд на абсолютно уникальный для нашей страны спортивно-развлекательный прецедент.

Команды, созданные блогерами — поклонниками FIFA, собирают миллионы просмотров в YouTube, тысячи людей на стадионах и лишь сотни скептических взглядов на все тех же интернет-порталах. Рассказываем, почему и вам пора перестать презирать медиафутбол (если вы еще этого не сделали).

От челленджей к стадионам

Зачатки медиафутбола возникли во второй половине 2010-х, когда спортивные журналисты Василий Уткин и Никита Ковальчук (он же Картавый Ник) плотно занялись своими сайд-проектами. Мэтр отечественного комментаторского дела запустил документальное шоу про любительскую команду “Эгриси”, а Ковальчук взялся за создание полупрофессионального ФК “КФ”. Концептуально оба детища объединял общий формат: футболисты-любители, которым не нашлось места в большом спорте, пытались добиться успеха в турнирах средней значимости. А происходило все это под прицелом камер и руководством крупных блогеров. Как результат, очное противостояние “Эгриси” и ФК “КФ” собрало несколько сотен тысяч просмотров на двух каналах.

Вместе с тем российский YouTube изобиловал контентом по игре FIFA: блогеры KEFIR (Сергей Никифоров), Panda FX (Андрей Щелковский), Finikland по прозвищу Финито (Никита Куриленко), Ставр (Константин Гирин) и другие активно записывали разноформатные видео по симулятору. Последний и вовсе организовывал матч сборной блогеров против комментаторов и сотрудников “Матч ТВ”. Впрочем, долгосрочного успеха добился не Костя Ставр, а Герман Попков (канал “Герман El Classico”): парень активно снимал контент по FIFA, фиксировал попытки вернуться в профессиональный футбол на камеру, а затем взял и собрал собственную футбольную команду из фиферов.

Коллектив, состоявший из не самых мастеровитых блогеров, получил название “Амкал” — оно отсылало к на тот момент расформированному пермскому клубу “Амкар” и обыгрывало дефект речи создателя (Герман картавит). Парни проводили матчи с журналистами, подписчиками, футбольными академиями и вторыми составами профессиональных команд. Постепенно набирая аудиторию и привлекая новых игроков (преимущественно с футбольной школой), “Амкал” стал народным медиаклубом. Зрители наблюдали за тем, как развивается команда, без прикрас и цензуры: в отличие от коллег из РПЛ, медиакоманда предлагала подписчикам искренние эмоции, раскрытие персонажей, распри и прочую внутрянку.

Ближе к 2020-м эскалацию российского YouTube начал канал 2Drots: его основатели Женя и Некит (Евгений Бабенко и Никита Панасюк) также снимали ролики по FIFA и развивали футбольные челленджи с детьми из московских академий. Подростки, визуально напоминавшие звезд мирового футбола (от Роналду до Мбаппе), радовали зрителей туториалами и забавными челленджами на наказания: съесть тухлую рыбу или получить из страйкбольного ружья по спине для представителей канала — another day in the office. Несмотря на то, что идеологических пересечений между “Амкалом” и 2Drots было не так много, в 2020-м между ними вспыхнуло противостояние, по накалу напоминающее дерби между “Спартаком” и ЦСКА.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении