Максим Перельман: Глобальный нефтяной сектор выбирает российские технологии
О том, почему саудиты заинтересовались разработками пермских инженеров нефтяного машиностроения и решили войти в пермскую машиностроительную компанию «Новомет» как инвесторы, Александру Полянскому рассказывает гендиректор и акционер этой компании Максим Перельман
Ɔ. Какое значение имеет для компании грядущая сделка по покупке пакета акций «Новомета» саудовской компании Saudi Aramco, заключение которой приурочено к визиту президента России Владимира Путина в Саудовскую Аравию?
Для нас открылись двери государственной компании Saudi Aramco — одной из крупнейших нефтяных компаний в мире. Мы предлагали сотрудничество Саудовской Аравии долгие 10 лет. Покупателями наших насосов за это время стали нефтяные компании Кувейта и Ирака: мы с 2013 года работаем в Ираке, с 2016 года — в Кувейте.
Но Саудовская Аравия неизменно отклоняла все наши предложения. Что, конечно, было связано с политическими сложностями — достаточно прохладными межгосударственными отношениями между Россией и Саудовской Аравией в прошлые годы.
Однако в начале 2018 года мы увидели, что ситуация начала меняться. Saudi Aramco стала активно с нами коммуницировать, и в результате мы в конце прошлого года подписали первые контракты. А теперь они станут совладельцами «Новомета».
Бюджет Саудовской Аравии зависит во многом от доходов этой нефтедобывающей компании, потому решение начать с нами сотрудничать по закупкам оборудования, а теперь и по инвестициям — серьезное признание.
Ɔ. Как выглядит инвестиционная сделка?
Создается инвестиционный консорциум под эгидой Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), который в сумме будет владеть более 30% акций компании «Новомет». Примерно в равных долях этот пакет будет принадлежать РФПИ, Saudi Aramco, PIF (Суверенному фонду Саудовской Аравии).
Ɔ. Чем вы смогли заинтересовать Aramco и другие нефтяные компании на Ближнем Востоке?
У нас есть технологии, которые наши конкуренты не могут предоставить.
Ɔ. Они обладают глобальной конкурентоспособностью?
Да. Это технологии нефтесервиса, дающие вторую жизнь нефтяным месторождениям: помогающие восстановить дебит скважин, а также позволяющие работать с трудноизвлекаемой нефтью. У нас есть стандартная линейка оборудования, которое выпускают практически все конкуренты, но существенно более энергоэффективная — энергопотребление уменьшено на 25–40% по сравнению с конкурентами. А также уникальные технологии, которых у наших конкурентов пока нет.
Например, малогабаритное насосное оборудование — для очень тонких «проколов» породы: 55, 69 и 81 мм. Такое оборудование нигде не производилось — мы первые, кто его разработал, испытал, поставил в серию. Наши конкуренты только осваивают это направление. А мы разработали его еще в 2007 году и тогда же представили на рынок.
Это оборудование для боковых скважинных стволов — они делаются на старых скважинах, чтобы восстановить дебит добычи нефти на этих скважинах. Оборудование широко используется на месторождениях Западной Сибири — в крупнейшей нашей нефтяной провинции, где много старых скважин.
На западносибирском скважинном фонде практически каждый пробуренный боковой ствол предусматривает «полку» для нашего малогабаритного оборудования. Такое оборудование позволяет увеличить дебит старых скважин.
Для Саудовской Аравии, где также много старых скважин, такое оборудование очень актуально. Они вставляют внутрь старой обсадной колонны так называемые лайнеры — обсадные трубы меньшего диаметра, и в эти лайнеры как раз помещается только малогабаритное оборудование, которое производит наше предприятие.
Также у нас есть технологии спуска электроцентробежных насосов на кабель-канате — уникальные, такое оборудование в мире больше никто не производит.
Ɔ. Что такое кабель-канат?
Это грузонесущий электрический кабель. Технология спуска электроцентробежного насоса на кабель-канате называется «Колибри». Мы буквально месяц назад получили первый заказ на эту технологию из Саудовской Аравии. Она обеспечивает большую экономию на спускоподъемных операциях, то есть вам не нужно задействовать специализированный подъемный агрегат для того, чтобы восстановить добычу на скважине. Это особенно эффективно в том случае, когда у вас речь идет о монтаже на офшорном месторождении. Стоимость аренды специального судна-платформы, способного провести спуско-подъемную операцию на добывающей морской платформе, может достигать 50 тысяч долларов в сутки. Существует также дефицит таких судов для ремонта — соответственно в случае отказа погружного оборудования может пройти несколько месяцев, прежде чем появится возможность провести подземный ремонт. Наша технология рассчитана на грузоподъемное оборудование, которое есть на каждой добывающей платформе, что существенно экономит деньги, снижает время простоя скважин без добычи, и в конечном итоге