Ловушка парентификации: как «стакан воды» превращается в травму на всю жизнь
Одна из распространенных поколенческих травм — травма парентификации — или «усыновления родителей», когда дети меняются с родителями эмоциональными ролями, беря несоразмерную ответственность за старшее поколение. Об этом феномене Forbes Life поговорил с нейропсихологом и психотерапевтом Аленой Ванченко
Что такое парентификация
Парентификация — это форма детской травмы, которая возникает вследствие нарушений классического взаимодействия «родители — дети». Простыми словами ее можно описать так: вместо того, чтобы быть ребенком, мы становимся родителями своих родителей, а они — нашими детьми. Основная задача родителей — позволять детям развиваться, направлять развитие, контейнировать эмоции и обеспечивать до какой-то поры беззаботное детство. Если в этой схеме появляются изменения, цена за них обычно ложится на плечи ребенка.
Сдвиги в детско-родительских отношениях встречаются довольно часто, и многие из них в российском обществе воспринимаются как абсолютная норма. Есть святая троица «неправильного» изменения родительского отношения к ребенку.
- Парентификация. Ребенок начинает брать на себя ответственность за эмоциональное психологическое состояние родителей, контейнирование их эмоций. Роли «ребенок — родитель» меняются полностью. «Все, что происходит в нашей семье, из-за тебя, надо думать, что ты говоришь и делаешь». При таком отношении ребенок понимает, что ему нужно быстро подтянуться до того, как его видят мама или папа, чтобы соответствовать их ожиданиям.
- Аделтификация. Родитель относится к ребенку как к равному взрослому: мы друзья. Родитель раньше времени сталкивает ребенка со взрослыми задачами. Например, рассказывает ему — как подружке — о своих изменах или просит подростка вести семейный бюджет. У таких детей с раннего возраста есть друзья, но нет настоящих родителей, которые бы позволили им быть детьми, а не равными взрослыми.
- Инцест. Речь далеко не всегда идет о физическом насилии. Это может быть эмоциональный психологический инцест, когда родитель наделяет своего ребенка задачами, которые по-хорошему должен выполнять его партнер. Такой родитель может, например, ревновать ребенка, когда у него появляются романтические отношения.
В нашем обществе не принято проводить границ между здоровой заботой и парентифицированными отношениями, которые иногда даже поощряются. Действительно, грань очень тонкая. Кто не похвалил бы старшую сестру, которая нянчится с младшим братом? Кого хоть раз в жизни не восхищала забота, с которой некоторые дети относятся к родителям, тем более престарелым и немощным, обеспечивая их морально и финансово. Однако иногда забота о старших может быть проявлением нездоровых взаимоотношений в семье. Вполне вероятно, что эти обязанности были «навешаны» на ребенка.
Виды парентификации
Исследователи делят парентификацию на эмоциональную и инструментальную. При инструментальной парентификации ребенку назначаются бытовые задачи — не соответствующие этапам взросления и опережающие развитие детской психики: купить продукты, приготовить ужин, разобраться со счетами, прибраться в доме и так далее. Эта ситуация вроде как является следствием обстоятельств: маме надо работать, у папы болит голова, бабушка устала. Такой вид парентификации считается учеными менее «вредным», поскольку ребенок может научиться получать чувство удовлетворения, если в семье есть поощрение и чувство благодарности за проделанную работу.
Другое дело — эмоциональная парентификация. Она призвана покрывать психологические потребности родителя. Маме/папе постоянно нужна поддержка, утешение, компания, помощь, и ребенок должен закрывать эти потребности из позиции взрослого, в то время как в норме детско-родительских отношений должно быть ровно наоборот. Последствия такой парентификации гораздо более опасны, поскольку есть огромное несоответствие между родительскими ожиданиями и реальным развитием ребенка.
Зачастую эмоциональная и инструментальная парентификации присутствуют в отношениях родителя и ребенка в разной степени смешения, поэтому четко сказать «это опасно, а это безопасно» — нельзя.