Существует ли деинфлюенсинг в России и насколько это явление новое

ForbesОбщество

Кто такие деинфлюенсеры и почему они возненавидели дорогие фены, термокружки и тушь

Надежда Румак

Фото Edward Berthelot / Getty Images

На смену блогерам-инфлюенсерам, конвертировавшим свою миллионную аудиторию в доход благодаря рекламе различных потребительских товаров и услуг, пришел новый тренд — деинфлюенсинг. Теперь тиктокеры призывают своих подписчиков не покупать тот или иной продукт — или вообще ничего не покупать, и особенно из того, что рекламируют другие тиктокеры. Рассказываем, почему блогеры стали отговаривать подписчиков приобретать модные товары, существует ли деинфлюенсинг в России и насколько это явление новое.

«Не покупайте этот холодильник!»

«Если вы думаете, что у вас проблемы со здоровьем, идите к доктору, вам не нужно покупать лекарства, которые советуют блогеры», — увещевает инфлюенсер из Канады Мишель Скидельски, которая выпустила несколько десятков видео в своем канале в TikTok c хештегом #deinfluencing. В одном из таких видео, которое посмотрели почти полмиллиона человек, она последовательно рассказывает, почему не нужно покупать те или иные товары, которые рекламируют инфлюенсеры. «Холодильник для средств по уходу за кожей. Зачем он вам? Вы хотите, чтобы ваш крем был холодным? Положите его в обычный холодильник, — продолжает она. — Зачем вам бальзам для губ за $30? Это же просто бальзам для губ. У вас наверняка уже есть бальзам, которым вы не пользуетесь. Не надо покупать еще один».

Деинфлюенсинг — сравнительно свежий тренд, суть которого в том, что популярные блогеры призывают своих подписчиков что-то не покупать. В англоязычном сегменте TikTok пользователи массово ставят тег #deinfluencing и пишут посты, в которых рассказывают, почему абсолютно никому не нужен фен Dyson или другие дорогостоящие вещи. Иногда сразу после этого они предлагают в качестве альтернативы более доступные товары. На сегодняшний день у этого хештега на TikTok больше 700 млн просмотров. Деинфлюенсеры противопоставляют себя инфлюенсерам — лидерам мнений и блогерам, которые имеют большое влияние на свою аудиторию. С ростом популярности соцсетей компании по всему миру обратились к маркетингу влияния, рекламируя продукты и услуги для лояльной аудитории популярных блогеров. Рынок продвижения продуктов и услуг через инфлюенсеров растет с каждым годом, и в 2023 году его объем, согласно прогнозу, составит $21,1 млрд. Мнение влиятельных медиаличностей стало ключевым для определенной аудитории: иногда кажется, что влияние блогеров безгранично.

По данным исследования компании Brightlocal, занимающейся разработкой инструментов для маркетинга, 97% потребителей ищут в интернете отзывы о товаре перед тем, как его купить, 60% утверждают, что негативные отзывы заставили их отказаться от покупки, а 85% потребителей доверяют отзывам в интернете так же, как личным рекомендациям.

Вероятно, обилие рекламных публикаций от инфлюенсеров вызвало у части аудитории раздражение из-за псевдоискренности в рекомендациях. «Я здесь, чтобы перестать влиять на вас, — предупреждает пользовательница в видео, которое набрало более 59 000 лайков. — Не покупайте угги Ugg Mini. Не покупайте стайлер Dyson Airwrap. Не покупайте хайлайтер Charlotte Tilbury Wand. Не покупайте термокружки Stanley Cup. Не покупайте книги Колин Гувер. Не покупайте наушники AirPods Max». В этом ролике она перечисляет модные среди тиктокеров разнообразные товары. Так, у хештега с именем автора популярных романов (преимущественно о любви) Колин Гувер (colleenhoover) сейчас 4,2 млрд просмотров.

Одновременно с этим под постами с тегом #TikTokMadeMeBuyIt (TikTok заставил меня это купить) пользователи выкладывают видео о продуктах, которые они купили, найдя рекомендацию в соцсети. По большей части это импульсивные покупки на основе вирусных видео: массажеры, кухонная утварь, гаджеты для дома, бьюти-товары, разные бесполезные в обычной жизни предметы.

Тег #deinfluenсing появился сначала в TikTok, а потом перешел в Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) — в соцсетях, которые считаются главными каналами маркетинга влияния и используются компаниями для рекламы продуктов питания, услуг, модной одежды и бьюти-товаров.

Вопросы этики

Первым импульсом к появлению тренда на «антиинфлюенсинг» стал завирусившийся ролик бьюти-блогера Микайлы Ногейры, в котором та рекламирует тушь Telescopic Lift от L'Oreal и произносит следующее: «Это буквально только что изменило мою жизнь. Это выглядит как накладные ресницы!» Ее подписчики, однако, заподозрили, что для того, чтобы убедительно изобразить волшебный преобразующий эффект от туши, она действительно использовала накладные ресницы, то есть намеренно вводила свою аудиторию в заблуждение. Эта рядовая, в общем-то, ситуация вызвала мощный резонанс в соцсетях — хештег #MikaylaNogueiradrama собрал больше 10 млн просмотров, а журнал Time писал: «Драма с тушью поднимает вопросы о честности среди бьюти-инфлюенсеров». Действительно, случай с (предположительно) накладными ресницами вызвал споры об этике инфлюенсеров и их «честных отзывах», многие из которых на самом деле оплачиваются или спонсируются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правда ли, что с годами происходит падение нравов или это только иллюзия Правда ли, что с годами происходит падение нравов или это только иллюзия

Ученые пришли к выводу, что восприятие морального упадка является иллюзией

ТехИнсайдер
Какие могут быть мотивы Какие могут быть мотивы

Что делать, если музыка вас не связала, а наоборот

VOICE
Громкое имя Громкое имя

Почему Seville стремится на мировую сцену и сколько раз считает нужным влюбиться

VOICE
Дети в парламенте: как женщины-политики совмещают материнство с работой Дети в парламенте: как женщины-политики совмещают материнство с работой

Как женщины-политики добиваются права не выбирать между работой и материнством

Forbes
Хейтвотчинг: почему мы смотрим на вещи, которые нас очень раздражают Хейтвотчинг: почему мы смотрим на вещи, которые нас очень раздражают

Почему люди продолжают смотреть и читать то, что им не нравится?

Forbes
Байки из люка Байки из люка

«Импостер»: очень предсказуемый триллер со смартфоном

Weekend
Полезная еда на скорую руку: 9 простых советов — начните правильно питаться уже сегодня Полезная еда на скорую руку: 9 простых советов — начните правильно питаться уже сегодня

Как тратить на готовку по 10-20 минут?

Psychologies
«Поля-двойники»: как Игорь Вулох вписывается в общий портрет русских нонконформистов «Поля-двойники»: как Игорь Вулох вписывается в общий портрет русских нонконформистов

Почему без Игоря Вулоха нельзя представить неофициальное искусство CCCР?

Forbes
Почему главными гонками в России обречен стать дрифт Почему главными гонками в России обречен стать дрифт

Низкий порог вхождения, локальные герои и понятный формат

Maxim
Отдых без сюрпризов Отдых без сюрпризов

5 опасных бактерий, которые могут скрываться в море

Лиза
Всему своя месть Всему своя месть

Как художники, писатели и поэты увековечивали своих обидчиков

Weekend
Как психологи определяют стоимость консультаций: 3 вопроса экспертам Как психологи определяют стоимость консультаций: 3 вопроса экспертам

«А почему цена за сессию именно такая?» Разбираемся в стоимости психотерапии

Psychologies
Вы и новый партнер пережили развод: как могут складываться отношения — личная история и комментарий психолога Вы и новый партнер пережили развод: как могут складываться отношения — личная история и комментарий психолога

Сколько нужно времени, чтобы залечить душевные раны после развода?

Psychologies
«Барби» Греты Гервиг: почему кукле в розовом больше нет места в этом мире «Барби» Греты Гервиг: почему кукле в розовом больше нет места в этом мире

Как режиссеру удалось создать настоящий летний блокбастер

Forbes
«Простоквашино», поехали! «Простоквашино», поехали!

Центры власти и стратегии выживания в одной нарисованной российской деревне

Weekend
«Шизофрения без страха» «Шизофрения без страха»

Книга для людей с диагнозом и всех, кто рядом

N+1
Умерла накануне дня рождения и спилась: трагические судьбы актрис, сыгравших советских учительниц Умерла накануне дня рождения и спилась: трагические судьбы актрис, сыгравших советских учительниц

Жизненный путь некоторых советских актрис оказался труден

VOICE
Под Томском нашли бронзовую модель лука и булаву из рога раннего железного века Под Томском нашли бронзовую модель лука и булаву из рога раннего железного века

Результаты раскопок могильника шеломокской культуры

N+1
Чем заменить водку, чтобы было вкусно и недорого Чем заменить водку, чтобы было вкусно и недорого

Бюджетные и среднебюджетные дистилляты, которые незазорно рекомендовать друзьям

Maxim
Сезонное предложение Сезонное предложение

Разбираемся, какие сезонные продукты нам помогут отлично выглядеть

Лиза
Зуд купальщика, амеба-мозгоед, морские вши: чем можно заразиться на пляже Зуд купальщика, амеба-мозгоед, морские вши: чем можно заразиться на пляже

Какие опасности нас поджидают на пляже и в водоемах?

РБК
Финское лето. Тест шин Nokian Nordman S2 SUV Финское лето. Тест шин Nokian Nordman S2 SUV

Мы поставили на Subaru Forester финские Nokian Nordman S2 SUV и не прогадали

4x4 Club
Игра в детективов: сколько в России зарабатывают на интересе к убийствам и маньякам Игра в детективов: сколько в России зарабатывают на интересе к убийствам и маньякам

Как авторы подкастов о маньяках зарабатывают миллионы?

Forbes
Заоблачные педали: как доставка на велосипедах и самокатах стимулирует e-commerce Заоблачные педали: как доставка на велосипедах и самокатах стимулирует e-commerce

Как развивается ультрабыстрая доставка и как меняет мир вокруг себя

Forbes
Смерть им к лицу: каково это — побывать на спиритическом сеансе начала XX века Смерть им к лицу: каково это — побывать на спиритическом сеансе начала XX века

Чем жителей Питера так манил сверхъестественный мир?

Правила жизни
Как подобрать купальник по типу фигуры: секреты, которые нужно знать каждой Как подобрать купальник по типу фигуры: секреты, которые нужно знать каждой

Подробный гайд о том, как подобрать купальник под свой тип фигуры

VOICE
Маленький экран, большие амбиции Маленький экран, большие амбиции

История отношений независимых кинорежиссеров и сериальной индустрии

Weekend
Семья плюс: стоит ли доверять близких гибридному кроссоверу Chery Tiggo 8 Pro e+ Семья плюс: стоит ли доверять близких гибридному кроссоверу Chery Tiggo 8 Pro e+

Про гибриды много говорят и хорошего, и плохого

ТехИнсайдер
«Дневник обезьянки». Отрывок из книги Джейн Биркин «Дневник обезьянки». Отрывок из книги Джейн Биркин

Актриса и певица Джейн Биркин о жизни и учебе в Париже, искусстве и Эдит Пиаф

СНОБ
«У вас есть Birkin? Любая»: истории байера, разбогатевшего на сумках Hermès «У вас есть Birkin? Любая»: истории байера, разбогатевшего на сумках Hermès

Истории Майкла Тонелло, который заработал миллионы на перепродаже сумок Birkin

РБК
Открыть в приложении