Константин Хабенский — о правилах профессии, рефлексии и дружбе с автомобилем

РБКЗнаменитости

Константин Хабенский: «Страшнее всего стать ментором»

Мы встретились с Константином Хабенским, чтобы расспросить его о возвращении спектакля «Поколение Маугли», правилах профессии, рефлексии, командной работе благотворительного фонда, а также о том, зачем дружить с собственным автомобилем.

Анастасия Каменская

755875522313477.jpg
Константин Хабенский. Фото: Станислав Алексеев

График Константина Хабенского расписан плотно, если не сказать поминутно. Его время занимают не только съемки (совсем скоро на экраны выйдет, например, «Фея» Анны Меликян), но также собственные проекты, соединяющие мир театра с искусством помогать, о котором он, человек, основавший собственный благотворительный фонд, не забывает никогда. Оказавшись, как и все мы, дома, первым делом Константин Хабенский поучаствовал в проекте «Изоизоляция», чтобы на своем примере показать: даже в трудные времена не стоит забывать ни о юморе, ни о тех, кому нужна помощь.

— Давайте начнем разговор с вашего проекта — благотворительного спектакля «Поколение Маугли», в котором вместе со взрослыми актерами участвуют дети и подростки. Постановка возвращается на сцену. Это будет уже какая-то обновленная версия?

— Сейчас (репетиции проходили до объявления режима самоизоляции. — «РБК Стиль») мы репетируем спектакль на нейтральной территории, с ребятами, которые частично работают в московском Музыкальном театре юного актера, но большинство артистов было собрано, что называется, «с улицы»: мы производили кастинг и после уже сделали набор. Премьеру планировали сыграть на сцене Московского художественного театра 1 и 2 июня, впрочем, теперь не знаем, как вы понимаете, останутся ли эти планы в силе, но это не возвращение в репертуар — это возвращение спектакля. Я очень надеюсь, что нам удастся воплотить все замыслы, которые связаны с новой версией этого спектакля: сделать его по возрастной категории детско-юношеским, семейным, добавить еще и песен и более сложной хореографией наполнить, еще больше вырасти качественно и с точки зрения смыслов. Цели и задачи все равно остаются прежние. Это спектакль благотворительный, который будет помогать ровесникам молодых актеров, которые будут находиться на сцене, — а их порядка 100–120 человек, — скорее выздороветь и вернуться в большую жизнь.

— У юных артистов, которые заняты в постановке, появляются новые эмоции, вопросы, когда они узнают, что это благотворительный проект? Меняется ли их отношение к работе?

— Я в данный момент не ставлю во главу угла и тот благотворительный фонд, который представляю, и вообще историю благотворительности. И вот почему: сейчас мы сочиняем спектакль, и это творческая составляющая, которую я не хотел бы перегружать другими смысловыми историями. Наступит время, ближе к выпуску постановки, когда я уже непосредственно начну знакомить их — юных артистов — с теми мальчишками и девчонками, подопечными нашего фонда, для которых будет играться спектакль. Все должно быть поступательно, нельзя сразу сваливать на них такой груз и творчества, и милосердия, и всего-всего-всего. Я не спрашивал, кто знает, кто не знает историю моего участия в благотворительности, историю фонда. Захотят — сами узнают. То, что они сами участвуют своим временем, своим талантом, энергией, потом, радостью, слезами, — это и есть тот вклад, который они уже вносят в благотворительность. Они и сами это поймут, кто-то раньше, кто-то позже, но это с ними произойдет.

755875523520107.jpg
Фото: Станислав Алексеев

— Сегодня мы много обсуждаем — и в медиа, и дома на кухнях — разницу между поколениями и особые отношения сегодняшних подростков с техническими новинками. Вы, проводя много времени с ребятами, замечаете разницу в восприятии, что они другие?

— Мне кажется, что все эти новые гаджеты больше мешают не молодому поколению, а нам. Мы в каких-то вещах не догоняем эту историю, часто мы все равно остаемся в каменном веке, пещерными людьми, которые воспитаны немножко на других темпах, ценностях, правилах. Это мешает нам, поэтому надо попытаться использовать эти новшества, чтобы разговаривать на одном языке с молодым поколением и чтобы предлагать им общаться на том языке, к которому они привыкли. То есть тут нельзя делать категорического отрицания. Есть варианты такого общения, есть варианты другого общения, а они должны сами для себя выбрать, могут ли они разговаривать на двух, трех, пяти языках и формах общения. Если говорить про «Поколение Маугли», я предлагаю ребятам язык творческого и человеческого общения, а сам слушаю, как они общаются между собой языком всех новшеств. Это все сейчас будет переплетаться. А то, что мы не понимаем, мешает в первую очередь нам, и мы на это злимся. Не им. Им не мешает ничего.

— То есть никакого особенного «поколенческого» подхода при работе не нужно?

— Мы сочиняем диалоги, реплики, мотивы истории, которая называется «Поколение Маугли», и я у них спрашиваю: «Как правильно?», «А как бы вы сказали?», «А в чем здесь проблема?», «А что для вас на сегодняшний день является серьезной причиной того или иного поступка?». Они честно стараются говорить мне об этом, и я это беру в спектакль. Помню, как в первый раз читал балладу о рыцаре, который пожертвовал собой. Это были стихи, тишина стояла гробовая. И не потому, что ребята не понимали, а потому, что они слушали так внимательно, что у меня самого отчасти остановилось сердце. Когда я дочитал, возникла пауза, и я говорю: «Вы сейчас, ничего не играя, просто внимательно слушали, что и о чем там говорится, и на это можно смотреть не отрываясь». Тут можно валить на гаджеты, но просто у них ритм восприятия и количество информации на один квадратный сантиметр намного больше, чем у нас в их возрасте было, вот и все. Они привыкли намного быстрее отсеивать то, что им изначально неинтересно. Но если работать с этим поколением «по чесноку», если самому не быть ментором, а подключаться хотя бы на 95 процентов в эту историю, то они не остаются равнодушными.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Петровский пассаж Петровский пассаж

Александр Петров — живой человек, который устает и злится

GQ
«Деньги — это ловушка». Французский писатель Жан-Кристоф Гранже о нацизме, депрессии и жизни по Фрейду «Деньги — это ловушка». Французский писатель Жан-Кристоф Гранже о нацизме, депрессии и жизни по Фрейду

Жан-Кристоф Гранже рассказывает, как боролся с депрессией и искал отца

Forbes
Сидящие под дождём Сидящие под дождём

У насекомых и пауков особые взаимоотношения с окружающим миром

Наука и жизнь
Настоящий дурдом! Звезды Настоящий дурдом! Звезды

Жизнь под прицелами телекамер – огромное испытание для психики

Cosmopolitan
«От одного лидера за 16 лет устанет любой народ…» «От одного лидера за 16 лет устанет любой народ…»

Книга, впервые рассказавшая биографию будущего президента Владимира Путина

Огонёк
«Кто-то зарабатывает на таком падении»: почему нефть снова дешевеет? «Кто-то зарабатывает на таком падении»: почему нефть снова дешевеет?

Смогут ли цены на нефть повторить рекорд майских фьючерсов WTI

Forbes
Защищают ли медицинские маски на самом деле: исследование ученых Защищают ли медицинские маски на самом деле: исследование ученых

Стоит ли носить маску или лучше кашлять в сгиб локтя, как советует ВОЗ

CHIP
Какой была Европа XVI века глазами Мишеля де Монтеня? Впервые на русском выходят дневники французского писателя — публикуем фрагмент Какой была Европа XVI века глазами Мишеля де Монтеня? Впервые на русском выходят дневники французского писателя — публикуем фрагмент

Монтень описывает Рим, видит посла московитов и посещает ватиканскую библиотеку

Esquire
Цветы, декор и профессия мечты Цветы, декор и профессия мечты

Декоратор Мария Герман о том, как совместить красоту и бизнес

Cosmopolitan
17 самых несчастных комиков и юмористов 17 самых несчастных комиков и юмористов

Почему самым веселым людям в мире так не везет?

Maxim

Принц Чарльз ждет своей очереди на трон дольше всех

Cosmopolitan
Пианист Риад Маммадов — о джазе, классике и образе рая Пианист Риад Маммадов — о джазе, классике и образе рая

Риад Маммадов рассуждает о скорости наших дней и классической музыке

РБК
Кофе по-новому: 4 неожиданных рецепта Кофе по-новому: 4 неожиданных рецепта

Перед тобой рецепты, якобы превращающих кофе в эликсир силы и здоровья

Maxim
8 любимых блюд киногероев, которые легко приготовить дома 8 любимых блюд киногероев, которые легко приготовить дома

Блюда из популярных фильмов и сериалов, которые легко повторить у себя на кухне

РБК
На снимке юной релятивистской струи удалось разглядеть ее “родителей” На снимке юной релятивистской струи удалось разглядеть ее “родителей”

Астрономы получили первое изображение молодой релятивистской струи

Популярная механика
Лед и пламя: кто придумал дизельный двигатель Лед и пламя: кто придумал дизельный двигатель

История изобретения дизельного двигателя

Популярная механика
Крылатые ракеты и космическая разведка: убийцы авианосцев Крылатые ракеты и космическая разведка: убийцы авианосцев

Интересный разведывательный космический комплекс, созданный в СССР

Популярная механика
Выключить «бешеный принтер»: какие законы нужны российскому бизнесу в кризис Выключить «бешеный принтер»: какие законы нужны российскому бизнесу в кризис

В чем опасность антикризисного законодательства для бизнеса

Forbes
Инженеры Apple научили Raspberry Pi распознавать события в доме по звуку Инженеры Apple научили Raspberry Pi распознавать события в доме по звуку

Американские программисты разработали алгоритм для умных колонок

N+1
35 лет перестройке: от какого наследства отказался Путин 35 лет перестройке: от какого наследства отказался Путин

В отказе от наследия перестройки кроется возможное поражение Путина

Forbes
Пропуск в чужую жизнь: почему пандемия не оправдывает нарушения конституционных прав Пропуск в чужую жизнь: почему пандемия не оправдывает нарушения конституционных прав

Не стоит абсолютизировать толкование термина «государственные интересы»

Forbes
Охотники за привилегиями Охотники за привилегиями

Василий Степанов об «Охоте» Крейга Зобела

Weekend
Как итальянцы сделали кабриолет из прототипа «вазовской» копейки Как итальянцы сделали кабриолет из прототипа «вазовской» копейки

Думаешь, перед тобой «Жигули»? Давай подумаем еще…

Maxim
Вино и голуби Вино и голуби

Отец и сын Пумпянские занялись возрождением виноделия в Лангедоке

Forbes
Электромобили начала XX века: великое изобретение прошлого Электромобили начала XX века: великое изобретение прошлого

Новое – это хорошо забытое старое

Популярная механика
Пьезоэлектрик упрочнился при механической нагрузке Пьезоэлектрик упрочнился при механической нагрузке

При сильных нагрузках материал способен увеличить свою упругость почти в 2 раза

N+1
В преддверии глобальной сделки: окажутся ли ключевые производители нефти в одной упряжке В преддверии глобальной сделки: окажутся ли ключевые производители нефти в одной упряжке

Будет ли заключена новая сделка ОПЕК+?

Forbes
Пустое поле. Все ли смогут вернуться в большой спорт после пандемии Пустое поле. Все ли смогут вернуться в большой спорт после пандемии

Олимпиады и Евро не будет, весь спорт уже больше месяца стоит на паузе

Forbes
Ближе к телу: как меняется мода на мужское белье и у каких марок его искать Ближе к телу: как меняется мода на мужское белье и у каких марок его искать

Что изменилось в сегменте мужского белья и где его можно купить

Esquire
Летучие мыши ни при чем: в Китае нашли нулевую пациентку, с которой началась эпидемия Летучие мыши ни при чем: в Китае нашли нулевую пациентку, с которой началась эпидемия

Расследование пути передачи инфекции в Китае привело к женщине

Домашний Очаг
Открыть в приложении