Истина на Востоке. Почему Китай может стать новым мировым центром виноделия
В Китае мода на покупку виноградников в Италии и Франции пошла на убыль. Китайцы поняли: выращивать виноград и делать вино можно и в своей стране. К 2050-му Китай намерен захватить весомую долю мирового рынка. Футуристы предсказывают: выбирая бордо или шардоне в магазине рядом с домом, вы скоро все чаще будете покупать бордо и шардоне из Китая, а вина из Франции перейдут в разряд раритетов и будут продаваться на аукционах. Forbes Life разобрался, что происходит с китайским алкогольным рынком.
Китайская винная угроза
Летом 2019 года, когда на юго-западе Франции температура поднялась выше 40 градусов, раскаленная за день почва не успевала остыть за ночь и поджаривала виноградные кисти буквально как на сковороде. С мая по сентябрь в регионе не выпало ни одного дождя — прогнозы, что закат виноделия на юге Франции может наступить в ближайшем будущем, стало невозможно игнорировать.
«Бордо больше не центр мирового виноделия. Люди делают вино везде и развиваются гораздо быстрее нас. Мы живем в пузыре!» — жаловался в ноябре 2019-го винодел из Бордо Алан Мофра в интервью National Public Radio. «Виноград сопровождал человека на протяжении более 6000 лет. Если его больше нельзя выращивать на юге Франции, значит, человеческая жизнь здесь более невозможна», — заявила винодел из департамента Эро Катрин Бернар газете Ouest-France. Несколько лет назад The Guardian писала о грядущем спаде производства в ведущих виноградарских регионах к 2050 году: на 85% в Бордо, Роне и Тоскане, на 74% в Австралии, на 70% в Калифорнии, на 55% в Южной Африке, на 40% в Чили. Речь шла о том, что новым центром виноделия станет Китай.
«Около 10 лет назад я с удивлением узнал, что Китай ежегодно засаживает виноградом территории, равные, например, всей площади виноградников ЮАР, — говорит Игорь Сердюк, винный критик и управляющий партнер агентства Double Magnum. — Раньше этого не афишировали. Китай подкрался незаметно». По данным OIV (межгосударственной организации винного сектора), виноградники Китая на мировой карте виноградарства занимают 11% земель. Для сравнения: у Франции — 10% мировых виноградников, у Италии — 9%, у Испании — 13%.
Впрочем, французское виноделие активно приспосабливается и просто так сдаваться не собирается. По данным OIV, только около 15% площади китайских виноградников отведено под винодельни, остальные предназначены для производства столового винограда и изюма.
Китайцы пьют, покупают и продают
В 2016-м виноградники материкового Китая произвели 11,4 млн гектолитров вина. Несмотря на небольшой спад производительности (в 2014-м было сделано 11,6 гл, в 2015-м — 11,5 гл), китайский объем превысил объем производства вина в Бордо, Германии и Португалии, вместе взятых. И это больше, чем произвела в 2016 году каждая из стран Нового Света: Чили, ЮАР, Аргентина. Старейшая китайская винодельня Changyu Pioneer Wine, основанная в 1892 году в городе Яньтай провинции Шаньдун, сейчас занимает четвертое место в мире по продажам вина (15 млн бутылок в год).
«Китай хочет быть настоящим игроком на мировом винном рынке. Сейчас обсуждается вопрос вступления Китая в OIV. Это означает, что китайские виноделы хотят не только соответствовать международным стандартам виноделия, но и непосредственно участвовать в разработке этих стандартов. Сейчас уже два региона Китая получили статус наблюдателя в OIV (Яньтай с 1987 года и Нинся с 2012-го)», — говорит Татьяна Цвинарчук, руководитель отдела экономики и права Международной организации виноградарства и виноделия.
За последние 30 лет Китай из страны, массово употреблявшей традиционный алкогольный напиток байцзю (разновидность водки), стал одним из лидеров производства и экспорта вина. По данным IWSR, базы данных мирового рынка алкогольных напитков, сегодня Китай — второй винный рынок в мире по стоимости и пятый по объему. Согласно отчету рейтингового агентства Moody's Investor Service, в 2020-м Китай является одним из крупнейших в мире потребителей алкогольных напитков, на него приходится 26% мирового объема продаж.
Зачем китайцы пьют вино
Китай полюбил европейское вино около 40 лет назад, в момент открытия страны в 1978 году. Когда компартия взяла курс на реформы, в страну пришла мода на все западное. Сначала китайские нувориши распробовали дорогое французское вино. Окном в Европу для них стал Гонконг. «В 1990-х Гонконг был единственным мостом на материк. До сих пор к компании с офисом в Гонконге у китайцев особое отношение — это статусно, — рассказывает Александр Шпонько, директор по развитию французского коньячного дома Croizet в Китае. — В 2008 году Гонконг отменил налог на ввоз алкоголя ниже 30 градусов и таким образом превратился в большой фрипорт для дорогих вин. Многие китайцы хранят свои коллекции здесь. На материке суммарный налог на импортный алкоголь может достигать 65–70%».
В 2013 году бывший глава администрации Гонконга, инициатор отмены налога на ввоз алкоголя Генри Тан почти сразу после скандала о незаконной постройке подвала в своем доме, стоившей ему участия в следующих выборах, выставил на аукцион Christie’s часть своей винной коллекции. «Я собрал больше вин, чем я смогу выпить, и я хотел бы поделиться ими с другими любителями Бургундии», — прокомментировал прессе бывший политик продажу более 800 бутылок, оцененных в $3,74 млн.
В 1983 году Томас Ип основал в Гонконге Topsy Trading, торговую компанию по продаже вина. С 1994 года ее основной товар — премиальные вина из Бордо, в первую очередь Гран крю Château Lafite Rothschild. Классификация вин Бордо 1855 года ставила именно его на первое место в списке первых крю, а значит, для покупателей из Китая это имело первостепенное значение. Классификация была составлена на Всемирной выставке в Париже по указанию Наполеона III, она упорядочивала красные вина из 61 шато и белые вина из 27 шато. Большинство красных вин были из региона Медок.