Коллективная травма, или «эффект бабочки» в психологии
Может ли травма затрагивать целый народ или поколение? Как это получается и что считают ученые по поводу «генетической памяти»? Почему судьба прадеда может оказывать влияние на нашу жизнь сегодня? И как излечить раны от прошлых коллективных травм?
Боль не исчезает
В жизни ничего не исчезает бесследно, это доказано физикой и биологией. Банальный пример — сгоревшая бумага, которая оставляет после себя пепел. А тот, в свою очередь, удобряет землю, и далее по круговороту веществ в природе.
Если говорить о боли, то она не всегда исчезает сама по себе, не во всех случаях ее лечит время. Даже если человек, который пережил травму, умер, а его история никому не известна, какие-то детали опыта, воспоминаний, чувств, переживаний продолжают откликаться в действиях и ощущениях тех, кто живет после него.
Травма сама по себе характеризуется двумя важными факторами: навязчивыми повторениями, как в мыслях, так и в действиях; а также отсутствием протяженности во времени, оно как бы замерло в этом месте. Вместо связанной истории мы имеем оборванные фрагменты, которые не могут завершиться. Как немой крик. Поэтому так важно коллективные истории в том или ином обществе завершать.
Что такое коллективная травма
Томас Хьюбал и Рашель Иегуда в своих исследованиях часто приводили пример того, что травма может являться не только личным опытом, но и опытом, передаваемым из одной группы в другую. Работа с выжившими жертвами холокоста показала, что ПТСР и повышенный уровень кортизола — гормона стресса, передавались уже их детям, хотя они не застали ужасов геноцида евреев1. Американский социолог Кай Эриксон был одним из первых, кто задокументировал2 феномен коллективной травмы на примере последствий катастрофического наводнения в 1972 году.
1. https://youtu.be/SR4QT2_DYGs?si=9D6zfaHC2SEZFL0V и R. Yehuda and J. Seckl, «Minireview: Stress-Related Psychiatric Disorders with Low Cortisol Levels: A Metabolic Hypothesis» Endocrinology, October 4, 2011, http://press.endocrine.org/doi/full/10.1210/en.2011–1218
2. Кай Эриксон «Все на своем пути», 1978 г.
Понятие коллективной травмы Эриксон описывал так: «Под индивидуальной травмой я понимаю удар по психике, который прорывается через защитные механизмы человека столь неожиданно и с такой грубой силой, что на него невозможно действенно среагировать.
С другой стороны, под коллективной травмой я понимаю удар по основной ткани социальной жизни, который нарушает узы, удерживающие людей вместе, и ограничивает преобладающее чувство общности
Коллективная травма проникает в сознание людей, которые ее переживают, медленно и даже коварно, поэтому у нее нет свойства неожиданности, которое обычно ассоциируется с травмой. Но это все равно разновидность шока, это постепенное осознание того, что сообщество больше не существует как эффективный источник поддержки, и что исчезла важная часть «Я». «Мы» больше не существует в качестве связанной между собой пары или в качестве связанных клеток в большом теле сообщества».
«Генетическая память»
Одед Речави — израильский профессор эпигенетики, провел эксперимент с несколькими поколениями мышей и червей-планарий, чтобы выявить травму рода на наглядном примере3. Вместе с коллегой в сфере науки нейробиологом Эндрю Хуберманом в формате подкаста они подняли тему этого исследования4.
3. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5051648/#fn-group-a.f.btitle