Ольга Науменко — о своей карьере актрисы и непростой семейной жизни

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Ольга Науменко. Три жизни

Рязанов просил: "Оля, больше любви, больше счастья!" Я старалась, но он был недоволен, злился. Я нервничала. В какой-то момент не выдержала: "Может, тень от шапки мешает вам разглядеть любовь в моих глазах?" Реакция последовала незамедлительно...

Елена Ланкина

Фото: из архива О. Науменко

Это было на «Иронии судьбы...». Мы снимали сцену, в которой Женя Лукашин отдает невесте Гале — моей героине — ключи от квартиры. На мне была очень модная тогда пушистая меховая шапка. Сделали несколько дублей. Рязанову все время что-то не нравилось, я устала, вот и «выступила». Эльдар Александрович взорвался: «Тебя не спрашивают! Это дело оператора — следить за тем, куда падает тень!» У меня был шок, я расплакалась и запомнила этот окрик на всю жизнь, а Рязанов, выплеснув эмоции, видимо успокоился, злополучную сцену наконец сняли. Потом, когда повзрослела, набралась опыта и узнала, как ведут себя другие режиссеры, поняла, что в его реакции ничего ужасного не было.

С Андреем Мягковым снималась всего один день. Он замечательный партнер, но душевного контакта у нас не возникло. Андрей достаточно закрытый человек. Задним числом я порадовалась, что пробы проходила не с ним, а с Олегом Далем. На роль Жени Лукашина Рязанов пробовал многих популярных актеров. Даля я немного побаивалась, потому что слышала о его непростом характере, но он был мил и доброжелателен. Олег видел, как волнуется молодая артистка, и старался помочь.

C Мягковым в «Иронии судьбы...» снималась всего один день. Душевного контакта у нас не возникло. Андрей был достаточно закрытым человеком. Фото: Мосфильм-Инфо/кадры из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

С Барбарой Брыльской мы на картине не сталкивались, а позже пересекались несколько раз. Познакомились в ГДР на фестивале телевизионных фильмов, где обе представляли «Иронию судьбы...». Много общались, вместе завтракали в отеле. Однажды за столом Барбара сказала: «Оля, запомни — надо дружить с операторами!» В справедливости этих слов я вскоре убедилась на премьере нашего фильма в московском Доме кино. Я себе на большом экране ужасно не понравилась. Особенно огорчил эпизод, в котором Галя разговаривала с Надей по телефону. Брыльска выглядела прекрасно, а у меня на лице, как под лупой, просматривался весь грим. Наверное, неудачно выставили свет.

Зрителям моя Галя запомнилась. В Театре имени Гоголя, где я работала и работаю, все поздравляли с прекрасной ролью. Обычно артисты достаточно болезненно реагируют на успехи коллег в кино. Приходишь после премьеры — и никакой реакции, а «Иронию судьбы...» все сразу полюбили. Коллеги пребывали в каком-то поросячьем восторге, обнимали, целовали.

У меня как под лупой просматривался весь грим... Фото: Мосфильм-Инфо/кадры из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Не так давно летала с театром на гастроли в Махачкалу. В аэропорту во время регистрации обнаружила, что забыла паспорт. Пришлось сказать: «Неужели вы не узнаете невесту Галю из «Иронии судьбы...»? Сегодня я обязательно должна быть в Махачкале на фестивале театрального искусства!» И меня посадили без документов.

В Москве поведала о своих приключениях подруге. Она заметила:

— Скажи спасибо маме и папе.

— За что?

— За прекрасные гены! За то, что через сорок лет после выхода фильма ты все еще похожа на Галю!

Сейчас узнают по «Иронии судьбы...», но популярность ко мне пришла после другого фильма — «Тени исчезают в полдень». Успех у него был не меньше, чем у картины Рязанова, а может, и больше. Один из первых советских телесериалов стал настоящим событием. Я играла дочку зловещей парочки — Устина и Пистимеи Морозовых. И если потом для всех стала Галей, то сначала все-таки была Варькой.

Никогда не забуду, как шла по Баку во время гастролей и горячие азербайджанские мужчины со всех сторон кричали: «Варька! Варька! Красавица!» Дарили хурму, яблоки. Эта роль мне очень помогала. На прилавках магазинов ничего не было, все приходилось доставать из-под полы. А у меня благодаря Варьке были связи — в мясном отделе, винном, овощном. Могла раздобыть любой дефицит.

Фото: из архива О. Науменко

С режиссерами «Теней...» Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским я познакомилась еще студенткой на фильме «Неподсуден». К нам в Щукинское училище приезжала их ассистентка, она буквально схватила меня за руку: «Стой! Есть небольшой эпизод в замечательной картине. Поехали! По-моему, ты подойдешь». Приезжаем на «Мосфильм», а там скандал на площадке. Мое появление стало последней каплей. Увидев меня, Усков с Краснопольским в один голос закричали: «Валентина, кого ты привезла? Нам нужна деревенская девчонка, а не столичная штучка!»

Но у меня лицо как чистый лист, на нем можно нарисовать и деревенскую простушку, и светскую даму. Я не смутилась, побежала в туалет и смыла яркие тени и стрелки на глазах. Режиссеры сразу успокоились. Сыграла маленькую роль девушки на почте, но в очень популярном фильме. Усков и Краснопольский меня приметили и пригласили в следующую картину.

Фото: из архива О. Науменко

Впервые на съемочной площадке я оказалась еще школьницей — в короткометражке «Длинный день Кольки Павлюкова», которую сама и не видела. Нашли меня во Дворце пионеров на Ленинских горах, в театральной студии «Театр юных москвичей». Там же, только в разные годы, занимались Сережа Никоненко и Наташа Гундарева. С Наташей мы играли в спектакле «Дикая собака Динго»: я — главную героиню Таню, она — маму моего друга Коли. Наташа была полноватой и выглядела старше своих лет.

В «Щуку» мы поступали в один год. Я попала только со второго раза, а Наташа сразу, хотя очень переживала из-за своей комплекции. Наш педагог Евгения Васильевна Галкина уговаривала ее поступать, а Гундарева сомневалась: «Какая из меня артистка?»

Для меня Евгения Васильевна была второй мамой. Помню, девчонкой приехала к ней на дачу в Пушкино поплакаться. Была влюблена в Валерку Беляковича, впоследствии ставшего создателем Театра на Юго-Западе. А ему нравилась другая девочка, и я страшно переживала. Евгения Васильевна постаралась утешить и даже оставила у себя на ночь. Утром накормила необыкновенной яичницей с помидорами и напоила чаем с крыжовенным вареньем.

Потом мы отправились на озеро. Сидели на одеяле и разговаривали о театре и любви. С близкими я не могла обсуждать такие вещи. Для меня стало трагедией, когда одна из сестер нашла мой дневник и стала смеяться над записями. Я его сразу разорвала. И с мамой мы никогда не говорили по душам. Возможно, у нее просто не было времени, ведь надо было накормить, обуть, одеть восьмерых детей — семь дочек и сына, я — шестая по счету. Папа Николай Илларионович был военным, танкистом, дослужился до полковника и много лет ездил по гарнизонам. Мама занималась домом.

Семья была далека от искусства, а я чуть ли не с младенчества рвалась на сцену. Старшие сестры участвовали в школьной самодеятельности и меня прихватывали на репетиции и премьеры. Однажды они неосторожно пообещали перед спектаклем: «Ладно, выйдешь, когда пирожки вынесут к столу». Это должно было быть не скоро. Думали, малышка отвлечется и забудет, а я запомнила, стала ждать. Мы с подружкой Таней сидели в первом ряду. Как только принесли поднос с «угощением», я схватила ее за руку и потащила на сцену. Началась суматоха. Нас пытались увести. В конце концов Таня убежала, а я спряталась под столом. Меня долго не могли оттуда достать: я не только не вылезала, но еще и рыдала в голос. Зрители в зале умирали от смеха. В результате пришлось объявить антракт.

Родители нас любили, но, конечно, срывались, когда мы баловались. Мама в сердцах кричала: «И что же я вас всех не переубивала!» Папа командовал нами как своими солдатами: «Быстро взяли в руки швабры! Всем мыть полы!» До сих пор не могу понять, почему паркет надо было драить с мылом? Хотя мне, конечно, грех жаловаться — шестой дочери доставалось меньше, чем старшим.

Временами отец проявлял суровость, но по характеру был добрым и веселым. Мы не могли дождаться, когда он приедет, это был праздник. Любили, если папа варил борщ, а не мама. Она это делала как-то механически, а он — вдумчиво, с душой. Наверное, маме было некогда изощряться. Хотя мы ей помогали.

С отцом Николаем Илларионовичем и сестрами: слева от него Света и Лена, справа — Римма и Люба, на переднем плане мы с Наташей. Я — самая маленькая. Фото: из архива О. Науменко

В семье мое увлечение театром не принимали всерьез. С первого раза в «Щуку» не поступила, но после провала не пала духом. Пробралась тайком на третий тур, послушала более удачливых конкурентов, а потом посмотрела списки принятых и вычислила, что нужно комиссии. К следующей попытке мы с Евгенией Васильевной Галкиной готовили уже совсем другой репертуар. Какое же это было счастье — увидеть себя в списках принятых!

Театр имени Гоголя был первым, в который меня взяли после окончания «Щуки». В принципе могла попасть и во МХАТ, мы показывались туда с Олей Барнет, но у них была одна-единственная вакансия актрисы. В Художественном предпочли взять Олю.

Помню, шла первый раз на работу и плакала. Не потому что Театр имени Гоголя так ужасен, а потому что пришлось долго искать, бродить по каким-то переходам, железнодорожным путям. Для тех, кто не знает, должна объяснить: наш театр расположен рядом с Курским вокзалом, на улице Казакова. Я вообще склонна переживать по пустякам. Смена привычной обстановки выбивает из колеи. Сколько раз бывало — еду на гастроли и плачу. Через какое-то время успокаиваюсь, смиряюсь с судьбой — и жизнь снова прекрасна и удивительна. Так было и с театром. Сначала я плакала, а потом полюбила его и не хотела никакого другого. Меня приглашали в разные коллективы, но я осталась верна своему.

Театральная карьера началась с череды срочных вводов. Если честно, мне нравились такие экстремальные истории, в них был адреналин. Но я никогда не претендовала на то, чтобы сохранить за собой ту или иную роль. Надо было выручить коллег — я выручала... В театре познакомилась со своим мужем Александром Скворцовым. Он пришел чуть позже меня. Саша был на год моложе. Мы постоянно играли любовь в разных спектаклях и тусовались в одних и тех же компаниях, но несколько лет шли параллельным курсом. У Саши была своя личная жизнь, у меня — своя.

Сейчас девушки стремятся устроить свою судьбу чуть ли не в шестнадцать-семнадцать лет. То ли слишком быстро созревают, то ли боятся, что всех нормальных парней разберут. А у меня не было цели выйти замуж, тем более с каким-то расчетом, я просто встречалась с теми, кто нравился. Когда один из моих мужчин, очень привлекательный и достойный, сделал предложение, от ужаса рыдала! (Фамилию назвать не могу: он известный артист и у него семья.) Мне было страшно выходить замуж. Считала, что жизнь изменится бесповоротно — раз и навсегда.

Отсутствие расчета для актрисы, наверное, плохо. Я нравилась многим режиссерам и если бы ответила на их чувства, могла бы сделать более успешную карьеру. Мне это предлагали, но для меня было немыслимо сойтись с мужчиной без любви, а любвеобильные мэтры казались просто стариками. Некоторые режиссеры в таких случаях мстили несговорчивым артисткам. Меня просто не снимали. Ну и ладно, я о славе не думала, может, это и спасло от многих ошибок и соблазнов. Или Бог уберег. Звездную жизнь не каждый может потянуть.

Мы с Сашей чувствовали, что нравимся друг другу, но ничего не предпринимали. Он был достаточно скромным, стеснительным, и я не привыкла навязываться. В театре за нами наблюдали с большим интересом и время от времени подкалывали: «Когда же наконец поженитесь? Вы же любите друг друга!» Мы отшучивались.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Меган и Гарри. Неприкаянные Меган и Гарри. Неприкаянные

Сумеют ли герцоги Сассекские выдержать испытание свободой и сохранить семью?

Караван историй
Почему мы до сих пор пользуемся литий-ионными аккумуляторами вместо графеновых Почему мы до сих пор пользуемся литий-ионными аккумуляторами вместо графеновых

Где же обещанные графеновые аккумуляторы? Давайте разбираться

CHIP
Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
Как и зачем Disney купила Marvel — сделка глазами легендарного CEO Боба Айгера Как и зачем Disney купила Marvel — сделка глазами легендарного CEO Боба Айгера

Отрывок из книги «Умение предвидеть» легендарного CEO Боба Айгера

Forbes
Света в темном царстве Света в темном царстве

Актриса Светлана Ходченкова — о том, что любить надо себя

Tatler
Анте Томич: «Чудо в ущелье Поскоков». Хорватский роман о перипетиях сумасбродного семейства Анте Томич: «Чудо в ущелье Поскоков». Хорватский роман о перипетиях сумасбродного семейства

Отрывок из романа о том, как Крешимир покинул родные края в поисках невесты

СНОБ
Наталья Градская. Наталья Градская.

Наталья Градская — о своем двоюродном брате Александре Градском

Коллекция. Караван историй
Магнитные аномалии защитили лед в полярных кратерах Луны от разрушения Магнитные аномалии защитили лед в полярных кратерах Луны от разрушения

Полярные области Луны представляют для астрономов большой интерес

N+1
Отпусти и забудь Отпусти и забудь

Психологи считают наше тело сосудом, где хранится память о пережитых потрясениях

Vogue
Когда что-то пошло не так Когда что-то пошло не так

Не всегда наши ожидания от бьюти-процедур совпадают с реальностью

Домашний Очаг
Анастасия Меньшикова. Своя дорога Анастасия Меньшикова. Своя дорога

История жизни жены Олега Меньшикова

Караван историй
5 мифов о здоровом образе жизни 5 мифов о здоровом образе жизни

Вреден ли спорт для сердца? Почему от витаминов не увеличивается энергия?

РБК
Все как в тумане. Почему мутнеет хрусталик и как спасти зрение Все как в тумане. Почему мутнеет хрусталик и как спасти зрение

Катаракта – одно из распространеннейших заболеваний глаз с риском потери зрения

Лиза
Что делать, если AirPods не подключаются к устройству: инструкция Что делать, если AirPods не подключаются к устройству: инструкция

Что делать, если не получается подключить беспроводные наушники от Apple

Популярная механика
Химики получили циклический молекулярный узел с 12 перекрестьями Химики получили циклический молекулярный узел с 12 перекрестьями

Как химики синтезировали сложные молекулярные узлы

N+1
По праву вождения По праву вождения

«Сядь за руль моей машины»: о пользе Чехова

Weekend
Дело вкуса Дело вкуса

Почему люди выбирают сознательные ограничения в питании, связанные с религией?

Seasons of life
Пропали навсегда: самые таинственные исчезновения в Бермудском треугольнике Пропали навсегда: самые таинственные исчезновения в Бермудском треугольнике

Исчезновения в Бермудском треугольнике, которые заставят верить в паранормальное

Cosmopolitan
Все о мигрени: современные способы профилактики головной боли Все о мигрени: современные способы профилактики головной боли

Мигрень: какие лекарства действительно работают, а какие – нет

Популярная механика
Деликатный вопрос: что делать, если ты сильно потеешь Деликатный вопрос: что делать, если ты сильно потеешь

Что делать, если дезодорант не помогает?

VOICE
«Женщина может многое, кроме замужества»: как купчиха Морозова строила школы рабочим «Женщина может многое, кроме замужества»: как купчиха Морозова строила школы рабочим

Как Варвара Морозова открывала школы и больницы и заботилась о рабочих

Forbes
Загадочная история девочки Николь Морен, которая пропала 37 лет назад Загадочная история девочки Николь Морен, которая пропала 37 лет назад

Спустя 37 лет поиски пропавшей девочки всё ещё продолжаются

Популярная механика
История пациента Н.М., также известного как История пациента Н.М., также известного как

Как мозг Генри Молисона помог ученым раскрыть тайну памяти

Esquire
Огуречный рассол: не спеши выливать Огуречный рассол: не спеши выливать

7 неожиданных применений огуречного рассола в быту

Лиза
Вокруг временщика Вокруг временщика

По мере атрибуции портретов иногда складываются целые группы персонажей

Дилетант
Mini App: зачем компаниям создавать мини-приложения и где их размещать Mini App: зачем компаниям создавать мини-приложения и где их размещать

Разработка мини-приложения поможет выйти на новую аудиторию

Популярная механика
Вячеслав Заренков Вячеслав Заренков

В домах, построенных бизнесменом в Петербурге, живет почти 300 тысяч человек

Собака.ru
Путь на Олимп Путь на Олимп

Как возродилась древняя традиция Олимпийских игр

Вокруг света
С чего начать половое воспитание: рассказывает врач-психотерапевт С чего начать половое воспитание: рассказывает врач-психотерапевт

В каком возрасте и что говорить ребенку о половом воспитании?

Psychologies
Блеск и нищета Америки сороковых в фильме «Аллея кошмаров» Блеск и нищета Америки сороковых в фильме «Аллея кошмаров»

Как художник Луис Секейра работал над костюмами к фильму «Аллея кошмаров»

Esquire
Открыть в приложении