Театр — это живой организм: как ты к нему относишься, так он и отвечает

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Ксения Таран: «Благодарна Касаткиной, Бурдонскому, Чурсиной за то, что преподали мне свои уроки!»

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: из архива К. Таран

«Корифеи пытались передать свою школу. В театре было наставничество. Считаю Людмилу Касаткину своим наставником в профессии и в жизни. Потому что, действительно, это и уроки жизни, и уроки театра, и уроки отношений… Иногда до сих пор, когда задумываюсь, как мне ответить, думаю: а как бы Людмила Ивановна на это прореагировала? Какое у них было достоинство, какая скромность... Это невозможно забыть», — рассказывает Ксения Таран, актриса театра и кино.

— Ксения, порог Театра Российской армии вы перешагнули 21 год назад, расскажите, пожалуйста, о своих первых впечатлениях. Чем запомнились контакты с корифеями?

— Я приехала сюда из Перми — окончила Пермский государственный институт искусства и культуры, мастерская народного артиста Выходова. Показывалась в несколько театров, у меня было два приглашения, помимо этого. Кстати, когда я еще училась в институте, у нас часто работа шла в пермском театре, на огромной сцене. И я думала, что не хочу работать в таком большом театре, мне ближе что-то камерное. А в результате попала в Театр Российской армии с самой большой драматической сценой в Европе. (Улыбается.) Выбрала его, потому что это история. Я ценю эту историю и благодарю судьбу, что все сложилось именно так. Никогда не забуду, как мы с мамой гуляли вокруг здания, возле гигантских колонн. И она мне рассказывала: «Представляешь, здесь играют Людмила Касаткина, Лариса Голубкина, Алина Покровская, Владимир Зельдин, Нина Сазонова!» А я помнила открытки с этими актерами из киоска «Союзпечать». Я восхищалась ими, смотрела фильмы. Даже не верилось, что увижу этих легенд и буду работать с ними на одной сцене.

Ксения Таран в спектакле «Школа любви» режиссера Андрея Житинкина, 2005 год. Фото: из архива К. Таран

— Конечно, хочется сразу спросить про Владимира Михайловича Зельдина.

— С Владимиром Зельдиным я играла в спектакле «Приглашение в замок». Я еще только пришла в театр. Постановка Александра Васильевича Бурдонского, потрясающая, танцевальная, очень стильная для того времени. Видела, как Зельдин работает, как он относится к профессии, как он себя держит. Многие задавали ему вопрос: «Владимир Михайлович, как так получается, что вы в такой форме в свои годы — вы и танцуете, и поете, и энергии у вас столько?» Он отвечал: «Во-первых, это генетика, во-вторых, здоровый образ жизни. Я каждый день по несколько часов гуляю с собаками вокруг своего дома утром и вечером... И еще я не пью и не курю!»

— Удивительно для нашего актерского мира.

— Да. И вот, пожалуйста, результат. На первое место, конечно, все-таки ставил генетику. Но важно и его отношение к жизни, он же был абсолютно светлейшим человеком, помогал всем в театре. Нес себя людям, отдавал — и от этого был счастлив. Сложное чувство, не всем доступное... Первое, что я почувствовала, когда пришла в эту огромную труппу, — все актеры старшего поколения хотят поддержать молодежь, помочь. Как Людмила Ивановна Касаткина говорила: «К сожалению, со временем в людях уходит сопереживание, сочувствие. Почему многие не умеют порадоваться за других? Ну приди, поддержи, классная премьера, классный актерский состав».

— Это для актерского контингента сложнее всего.

— Конечно, прийти и сказать, причем сказать искренне. Легендарные старики Театра Российской армии всегда так делали, они не боялись этого. Этому меня научила Людмила Касаткина. И сейчас Людмила Алексеевна Чурсина, которая тоже всегда пытается помочь. Не говоря уже о Владимире Зельдине. Помню, как я пришла в нашу столовую на верхнем этаже и он стоял в очереди. Я пропустила его: «Владимир Михайлович, конечно, конечно, покупайте». И он покупает мне шоколадку и говорит: «Это тебе — шоколадка «Вдохновение»!» И стал меня расспрашивать: «Кто ты? Когда была принята в театр?» Я была так растрогана! Мы же с ним раньше не пересекались. И это ощущение, что с тобой соприкасаются эти невероятные личности и они тебя ценят, живет во мне до сих пор, согревает, помогает.

Владимир Зельдин празднует свой 90-летний юбилей на сцене Театра Российской армии, 2005 год. Фото: А. Эрштрем/архив «7 дней»

— Вы почувствовали себя в семье, в которую вас приняли доброжелательно, с заботой, поддерживали.

— Да! Корифеи пытались передать свою школу. В театре было наставничество. Считаю Людмилу Ивановну своим наставником в профессии и в жизни. Потому что, действительно, это и уроки жизни, и уроки театра, и уроки отношений... Иногда до сих пор, когда задумываюсь, как мне ответить, думаю: а как бы Людмила Ивановна на это прореагировала? Какое у них было достоинство, какая скромность, что сейчас абсолютно не воспитывается.

— И была же еще культура поведения — все здороваются, уважение к стенам театра...

— Уважение к стенам театра! Никто не опаздывает на репетиции. Все приходят минимум за два часа до спектакля. Сейчас кто приходит за два часа? За час-то еще половины состава нет... Но у меня осталось это правило — я прихожу за два часа, настраиваюсь.

Людмила Касаткина, 2004 год. Фото: М. Клюев/архив «7 дней»

— Это прямо старая школа.

— По-другому не могу. В общем, считаю главной удачей, что я попала в то время, в ту атмосферу. И неважно, в спектакле с Зельдиным ты танцуешь в небольшом эпизоде или играешь главную роль, но ты смотришь на него, как он работает на сцене, как он работает в партнерстве, как он относится к театру. И ты даже можешь чего-то не понимать, но ты в этом живешь, и ты сам по-другому не можешь. Они воспитывали нас. Не воспитывая... Очень благодарна Александру Васильевичу Бурдонскому, который тоже был сторонником той старой школы. И доверил мне роль в своем спектакле «Приглашение в замок». Помню, как меня с ним познакомили. Когда меня подвел к нему завтруппы, чем занимался режиссер? Он расправлял кулисы! Вот ему не нравилось, что они загнуты, и он сам их расправлял. Посмотрев на меня, сказал: «Хорошо. Пусть смотрит».

И потом я была занята у него во многих спектаклях. В «Серебряных колокольчиках» играла Фриду, в спектакле «Та, которую не ждут...» — Дорину. Великолепный спектакль, потрясающая драматургия, где главную роль играла Людмила Алексеевна Чурсина. Это было что-то невероятное. Бурдонский привыкал к актерам, не любил их менять... Я забеременела, готовилась к декрету, но все еще играла 14-летнего ребенка. До седьмого месяца! И только когда люди в зале начали шушукаться, почему юная героиня беременна, он меня отпустил в декрет. А когда я вернулась, взял обратно.

— Как он репетировал?

— О-о-о! Он репетировал, он разбирал, давал столько литературы, столько разных примеров! К каждой репетиции готовился, к каждому актеру относился индивидуально, с кем-то он мог работать более эмоционально, на кого-то он мог даже накричать, чтобы добиться своего. Это не было с какой-то злобой. Многие актеры обижались, но я, например, знала, что он кричит по делу. И у нас процесс творческий складывался очень хороший. Он так много давал, обязательно давал предысторию, разбирал роль досконально, разбирал весь спектакль — почему, как...

Как он относился к костюмам каждой актрисы! Вникал в любую деталь, общался с костюмерами. Со всеми общался. То он у гримеров, то в будке помрежа. Никого он не делил на «департаменты» — это «мое» дело, это «не мое». Во все вникал. У него каждый спектакль был как его ребенок. Кстати, он на каждый свой спектакль приходил.

Александр Бурдонский, 2011 год. Фото: Ю. Феклистов/архив «7 дней»

— Это тоже удивительно.

— Никакого дежурного режиссера, никакого ответственного, как сейчас у нас есть: приходил сам, и не просто где-то сидел, а смотрел спектакль, как он идет, из-за кулис или из зала. Я родила, говорю потом: «Александр Васильевич, может быть, девочку-то мне играть уже и не надо?» — «Играй, — говорит, — ты можешь ее играть, я сам тебе скажу, когда...» И я играла. Потом я снова ушла в декрет, он назначил другую артистку. Но, когда вернулась, снова стала играть я.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами» Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами»

«Цветов у тебя не будет никогда, но колбасы и всего остального — сколько угодно»

Коллекция. Караван историй
«Включение в систему» «Включение в систему»

Как немецкий народ приобщали к обязательной для всех нацистской идеологии

Дилетант
Евгений Цыганов: «Главная награда — иметь возможность делать то, что хочется» Евгений Цыганов: «Главная награда — иметь возможность делать то, что хочется»

Интервью с Евгением Цыгановым о театре, музыке и нынешнем состоянии нашего кино

СНОБ
Солнечные гибриды Солнечные гибриды

Как прокладывается путь к созданию серийных солнцемобилей

ТехИнсайдер
Наталья Архангельская: «Тамара Макарова наклонилась к Герасимову и сказала, указывая на меня: «Посмотри, твоя Дуняша пришла» Наталья Архангельская: «Тамара Макарова наклонилась к Герасимову и сказала, указывая на меня: «Посмотри, твоя Дуняша пришла»

«Наташа, ты артистка первого дубля, не тяни время, сразу выкладывайся по полной»

Коллекция. Караван историй
«Архипелаг 2024»: главные инновации «Архипелаг 2024»: главные инновации

В Сахалинской области прошел проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2024»

ФедералПресс
Фьюзинг: дедовский метод Фьюзинг: дедовский метод

Процесс создания красоты, «фьюзинг», — давняя и довольно традиционная технология

КАНТРИ Русская азбука
Модный пример Модный пример

8 стильных фильмов, которые развивают насмотренность и вкус

Лиза
Новая жизнь Новая жизнь

Вилла в Сочи с интерьером вне времени

SALON-Interior
Ярких летучих мышей из Азии начали истреблять ради изготовления украшений Ярких летучих мышей из Азии начали истреблять ради изготовления украшений

На онлайн-площадках в большом количестве торгуют украшенными гладконосами

N+1
Борьба за ярлык Борьба за ярлык

Как Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы?

Дилетант
4 простых лайфхака, как вывести плесень с одежды 4 простых лайфхака, как вывести плесень с одежды

Как убрать плесень на одежде — ловите целых четыре способа

ТехИнсайдер
Пчелы учат дроны летать роем Пчелы учат дроны летать роем

Как дроны перенимают у пчел манеру полета

ТехИнсайдер
Чай по всем канонам Чай по всем канонам

Как приготовить правильный чай и что при этом важно не упустить из виду

КАНТРИ Русская азбука
Скрытые жиры Скрытые жиры

Ограничивая себя в животных жирах, мы забываем о растительных

Лиза
Антиперфекционизм: чего не понимают отличники и что плохого в стремлении к идеалу Антиперфекционизм: чего не понимают отличники и что плохого в стремлении к идеалу

В чем минусы перфекционизма? Как перестать беспокоиться о неважном?

Forbes
Отчимы и мачехи: как воспитывать «чужих» детей Отчимы и мачехи: как воспитывать «чужих» детей

Как принять и полюбить детей партнера из прошлых отношений?

Psychologies
Опытным путем Опытным путем

20 советов, которые помогут изменить жизнь к лучшему

Men Today
Первый премьер императорской России Первый премьер императорской России

Деяния Витте: сталь Транссиба и сохранение русского Дальнего Востока

Знание – сила
Укрепление Сибири или совпадение: как объяснить масштабные кадровые перестановки Укрепление Сибири или совпадение: как объяснить масштабные кадровые перестановки

За неполные два года в трети сибирских регионов сменились руководители

ФедералПресс
Владимир Пахомов: «Любой язык – саморазвивающаяся сущность» Владимир Пахомов: «Любой язык – саморазвивающаяся сущность»

Беседуем с научным сотрудником Института русского языка им. В. В. Виноградова

Зеркало Мира
Лучшие годы Nissan Pathfinder Лучшие годы Nissan Pathfinder

Nissan Pathfinder: выдающиеся модели и те, о которых лучше не вспоминать

4x4 Club
Гендиректор РЭО: «Необходимо создать современную инфраструктуру по утилизации отходов» Гендиректор РЭО: «Необходимо создать современную инфраструктуру по утилизации отходов»

В России с нуля создается отрасль обращения с твердыми коммунальными отходами

ФедералПресс
Сладкая жизнь Сладкая жизнь

Белок – но сладкий. Может ли такое быть? Да!

ТехИнсайдер
Людмила Вебер: Нажимается кнопочка «выкл» — и ты оказываешься в полной темноте, в которой надо как-то учиться жить Людмила Вебер: Нажимается кнопочка «выкл» — и ты оказываешься в полной темноте, в которой надо как-то учиться жить

Художница Людмила Вебер — о том, что она пережила по ту сторону решетки

СНОБ
Бубновая дама Бубновая дама

Отрывок из книги об истории российского ретейла и концепт-сторе КМ20

Правила жизни
«Самый популярный запрос — перевод денег из России» «Самый популярный запрос — перевод денег из России»

О юридических и организационных сложностях при репатриации в Израиль

РБК
Целительная сила «убойного» цветка Целительная сила «убойного» цветка

За какие целебные свойства ценят зверобой?

Наука и жизнь
Царство покоя Царство покоя

7 интерьерных секретов, которые помогут быстрее засыпать

Лиза
Куда уходит сказка, или Санта Клаус раздора Куда уходит сказка, или Санта Клаус раздора

Западный мир сходит сума, а Санта Клаус отправляется на «свалку истории»

Зеркало Мира
Открыть в приложении