Театр — это живой организм: как ты к нему относишься, так он и отвечает

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Ксения Таран: «Благодарна Касаткиной, Бурдонскому, Чурсиной за то, что преподали мне свои уроки!»

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: из архива К. Таран

«Корифеи пытались передать свою школу. В театре было наставничество. Считаю Людмилу Касаткину своим наставником в профессии и в жизни. Потому что, действительно, это и уроки жизни, и уроки театра, и уроки отношений… Иногда до сих пор, когда задумываюсь, как мне ответить, думаю: а как бы Людмила Ивановна на это прореагировала? Какое у них было достоинство, какая скромность... Это невозможно забыть», — рассказывает Ксения Таран, актриса театра и кино.

— Ксения, порог Театра Российской армии вы перешагнули 21 год назад, расскажите, пожалуйста, о своих первых впечатлениях. Чем запомнились контакты с корифеями?

— Я приехала сюда из Перми — окончила Пермский государственный институт искусства и культуры, мастерская народного артиста Выходова. Показывалась в несколько театров, у меня было два приглашения, помимо этого. Кстати, когда я еще училась в институте, у нас часто работа шла в пермском театре, на огромной сцене. И я думала, что не хочу работать в таком большом театре, мне ближе что-то камерное. А в результате попала в Театр Российской армии с самой большой драматической сценой в Европе. (Улыбается.) Выбрала его, потому что это история. Я ценю эту историю и благодарю судьбу, что все сложилось именно так. Никогда не забуду, как мы с мамой гуляли вокруг здания, возле гигантских колонн. И она мне рассказывала: «Представляешь, здесь играют Людмила Касаткина, Лариса Голубкина, Алина Покровская, Владимир Зельдин, Нина Сазонова!» А я помнила открытки с этими актерами из киоска «Союзпечать». Я восхищалась ими, смотрела фильмы. Даже не верилось, что увижу этих легенд и буду работать с ними на одной сцене.

Ксения Таран в спектакле «Школа любви» режиссера Андрея Житинкина, 2005 год. Фото: из архива К. Таран

— Конечно, хочется сразу спросить про Владимира Михайловича Зельдина.

— С Владимиром Зельдиным я играла в спектакле «Приглашение в замок». Я еще только пришла в театр. Постановка Александра Васильевича Бурдонского, потрясающая, танцевальная, очень стильная для того времени. Видела, как Зельдин работает, как он относится к профессии, как он себя держит. Многие задавали ему вопрос: «Владимир Михайлович, как так получается, что вы в такой форме в свои годы — вы и танцуете, и поете, и энергии у вас столько?» Он отвечал: «Во-первых, это генетика, во-вторых, здоровый образ жизни. Я каждый день по несколько часов гуляю с собаками вокруг своего дома утром и вечером... И еще я не пью и не курю!»

— Удивительно для нашего актерского мира.

— Да. И вот, пожалуйста, результат. На первое место, конечно, все-таки ставил генетику. Но важно и его отношение к жизни, он же был абсолютно светлейшим человеком, помогал всем в театре. Нес себя людям, отдавал — и от этого был счастлив. Сложное чувство, не всем доступное... Первое, что я почувствовала, когда пришла в эту огромную труппу, — все актеры старшего поколения хотят поддержать молодежь, помочь. Как Людмила Ивановна Касаткина говорила: «К сожалению, со временем в людях уходит сопереживание, сочувствие. Почему многие не умеют порадоваться за других? Ну приди, поддержи, классная премьера, классный актерский состав».

— Это для актерского контингента сложнее всего.

— Конечно, прийти и сказать, причем сказать искренне. Легендарные старики Театра Российской армии всегда так делали, они не боялись этого. Этому меня научила Людмила Касаткина. И сейчас Людмила Алексеевна Чурсина, которая тоже всегда пытается помочь. Не говоря уже о Владимире Зельдине. Помню, как я пришла в нашу столовую на верхнем этаже и он стоял в очереди. Я пропустила его: «Владимир Михайлович, конечно, конечно, покупайте». И он покупает мне шоколадку и говорит: «Это тебе — шоколадка «Вдохновение»!» И стал меня расспрашивать: «Кто ты? Когда была принята в театр?» Я была так растрогана! Мы же с ним раньше не пересекались. И это ощущение, что с тобой соприкасаются эти невероятные личности и они тебя ценят, живет во мне до сих пор, согревает, помогает.

Владимир Зельдин празднует свой 90-летний юбилей на сцене Театра Российской армии, 2005 год. Фото: А. Эрштрем/архив «7 дней»

— Вы почувствовали себя в семье, в которую вас приняли доброжелательно, с заботой, поддерживали.

— Да! Корифеи пытались передать свою школу. В театре было наставничество. Считаю Людмилу Ивановну своим наставником в профессии и в жизни. Потому что, действительно, это и уроки жизни, и уроки театра, и уроки отношений... Иногда до сих пор, когда задумываюсь, как мне ответить, думаю: а как бы Людмила Ивановна на это прореагировала? Какое у них было достоинство, какая скромность, что сейчас абсолютно не воспитывается.

— И была же еще культура поведения — все здороваются, уважение к стенам театра...

— Уважение к стенам театра! Никто не опаздывает на репетиции. Все приходят минимум за два часа до спектакля. Сейчас кто приходит за два часа? За час-то еще половины состава нет... Но у меня осталось это правило — я прихожу за два часа, настраиваюсь.

Людмила Касаткина, 2004 год. Фото: М. Клюев/архив «7 дней»

— Это прямо старая школа.

— По-другому не могу. В общем, считаю главной удачей, что я попала в то время, в ту атмосферу. И неважно, в спектакле с Зельдиным ты танцуешь в небольшом эпизоде или играешь главную роль, но ты смотришь на него, как он работает на сцене, как он работает в партнерстве, как он относится к театру. И ты даже можешь чего-то не понимать, но ты в этом живешь, и ты сам по-другому не можешь. Они воспитывали нас. Не воспитывая... Очень благодарна Александру Васильевичу Бурдонскому, который тоже был сторонником той старой школы. И доверил мне роль в своем спектакле «Приглашение в замок». Помню, как меня с ним познакомили. Когда меня подвел к нему завтруппы, чем занимался режиссер? Он расправлял кулисы! Вот ему не нравилось, что они загнуты, и он сам их расправлял. Посмотрев на меня, сказал: «Хорошо. Пусть смотрит».

И потом я была занята у него во многих спектаклях. В «Серебряных колокольчиках» играла Фриду, в спектакле «Та, которую не ждут...» — Дорину. Великолепный спектакль, потрясающая драматургия, где главную роль играла Людмила Алексеевна Чурсина. Это было что-то невероятное. Бурдонский привыкал к актерам, не любил их менять... Я забеременела, готовилась к декрету, но все еще играла 14-летнего ребенка. До седьмого месяца! И только когда люди в зале начали шушукаться, почему юная героиня беременна, он меня отпустил в декрет. А когда я вернулась, взял обратно.

— Как он репетировал?

— О-о-о! Он репетировал, он разбирал, давал столько литературы, столько разных примеров! К каждой репетиции готовился, к каждому актеру относился индивидуально, с кем-то он мог работать более эмоционально, на кого-то он мог даже накричать, чтобы добиться своего. Это не было с какой-то злобой. Многие актеры обижались, но я, например, знала, что он кричит по делу. И у нас процесс творческий складывался очень хороший. Он так много давал, обязательно давал предысторию, разбирал роль досконально, разбирал весь спектакль — почему, как...

Как он относился к костюмам каждой актрисы! Вникал в любую деталь, общался с костюмерами. Со всеми общался. То он у гримеров, то в будке помрежа. Никого он не делил на «департаменты» — это «мое» дело, это «не мое». Во все вникал. У него каждый спектакль был как его ребенок. Кстати, он на каждый свой спектакль приходил.

Александр Бурдонский, 2011 год. Фото: Ю. Феклистов/архив «7 дней»

— Это тоже удивительно.

— Никакого дежурного режиссера, никакого ответственного, как сейчас у нас есть: приходил сам, и не просто где-то сидел, а смотрел спектакль, как он идет, из-за кулис или из зала. Я родила, говорю потом: «Александр Васильевич, может быть, девочку-то мне играть уже и не надо?» — «Играй, — говорит, — ты можешь ее играть, я сам тебе скажу, когда...» И я играла. Потом я снова ушла в декрет, он назначил другую артистку. Но, когда вернулась, снова стала играть я.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валерий Гаркалин: «Моя будущая жена подумала, что я от нее сбежал» Валерий Гаркалин: «Моя будущая жена подумала, что я от нее сбежал»

«Мы не копили деньги, я не дарил Кате бриллианты и шубы»

Коллекция. Караван историй
Врагу не пожелаешь! Вот почему люди впадают в кому: интересные факты Врагу не пожелаешь! Вот почему люди впадают в кому: интересные факты

Кома — одно из самых загадочных и сложных состояний глубокой потери сознания

ТехИнсайдер
Как арктические микроорганизмы строят себе железомарганцевый дом Как арктические микроорганизмы строят себе железомарганцевый дом

Бактерии формируют себе надежное убежище и одновременно создают запасы сырья

Наука
Вредные советы: 5 способов навсегда остаться матерью-одиночкой Вредные советы: 5 способов навсегда остаться матерью-одиночкой

Какие ошибки совершают одинокие матери, пытаясь наладить личную жизнь?

Psychologies
Полина Лазарева: «Не теряю надежды, что рано или поздно мне встретится хороший человек, с которым буду счастлива» Полина Лазарева: «Не теряю надежды, что рано или поздно мне встретится хороший человек, с которым буду счастлива»

«Все детство меня пугали, как ужасна актерская профессия!»

Караван историй
Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами» Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами»

«Цветов у тебя не будет никогда, но колбасы и всего остального — сколько угодно»

Коллекция. Караван историй
Что читают в книжном клубе Сары Джессики Паркер Что читают в книжном клубе Сары Джессики Паркер

Топ-7 книг из списка актрисы Сары Джессики Паркер

СНОБ
Восточная мудрость Восточная мудрость

Утонченный интерьер с ориентальными мотивами

SALON-Interior
Письмена доколумбовой Америки Письмена доколумбовой Америки

Системы письма у майя, ацтеков, мештеков и инков

Знание – сила
Неуправляемый хаос: 7 лучших (и не самых очевидных) книг Владимира Сорокина Неуправляемый хаос: 7 лучших (и не самых очевидных) книг Владимира Сорокина

На примере 7 книг рассказываем, как Владимир Сорокин играет с текстом

Правила жизни
Это смело. 5 неочевидных особенностей кроссовера Jaecoo J7 Это смело. 5 неочевидных особенностей кроссовера Jaecoo J7

Кроссовер Jaecoo J7 обладает целым рядом интересных особенностей

РБК
Золотой завтрак: как хлопья стали символом успеха для олимпийских чемпионов Золотой завтрак: как хлопья стали символом успеха для олимпийских чемпионов

Почему попасть на коробку хлопьев Wheaties — мечта многих спортсменов

Forbes
История альянса: факты, которые вы могли не знать о НАТО История альянса: факты, которые вы могли не знать о НАТО

Договор, военная поддержка и армия: необычные факты о НАТО

ТехИнсайдер
Стрит-арт полушепотом Стрит-арт полушепотом

Артем Филатов: ботаническая философия

Weekend
Руководитель Форума креативного бизнеса Елена Маринина: Резко вырос спрос на специалистов в креативной сфере Руководитель Форума креативного бизнеса Елена Маринина: Резко вырос спрос на специалистов в креативной сфере

Почему игрокам креативных индустрий важно объединяться, а не конкурировать

СНОБ
Кого на самом деле всю жизнь любила Клавдия Шульженко Кого на самом деле всю жизнь любила Клавдия Шульженко

«Я это исполнять не буду. Что за платочки? Банально, приторно!»

Коллекция. Караван историй
Имплантация зубов Имплантация зубов

Что важно сделать до, во время и после процедуры имплантации зубов

Лиза
Шеф — собственник Шеф — собственник

Свою карьеру в Bellini начал еще в 2006 году. Мне тогда было 19

Bones
Ученый Горелов рассказал, как найти утечки тепла в доме Ученый Горелов рассказал, как найти утечки тепла в доме

Есть ли польза от бесконтактного термометра, где искать «мостики холода»?

ТехИнсайдер
«Женщины в синем»: как появилось первое женское подразделение полиции в Мексике «Женщины в синем»: как появилось первое женское подразделение полиции в Мексике

Сериал «Женщины в синем» о первом женском отряде полиции в Мексике 1970-х

Forbes
Снижение самооценки и панические атаки: чем опасно позитивное мышление Снижение самооценки и панические атаки: чем опасно позитивное мышление

Стоит ли придерживаться позитивного мышления? Отвечает гештальт-терапевт

Psychologies
Разворот с Запада на Юго-Восток Разворот с Запада на Юго-Восток

О создании комплексной системы и развитии аграрной грузовой логистики

Агроинвестор
Многоразовый космический корабль Многоразовый космический корабль

Как космический корабль «Буран» опередил свое время

Наука и Техника
«У нас нет хороших решений» «У нас нет хороших решений»

Денис Соловьев — о ситуации на валютном рынке и проблемах с внешними платежами

Монокль
Мороз, жара и низкая рентабельность: почему Россия потеряла часть урожая картофеля Мороз, жара и низкая рентабельность: почему Россия потеряла часть урожая картофеля

В 2024 году в России соберут на 1,4 млн т, или на 16% меньше картофеля

Forbes
Иногда «Оно» возвращается Иногда «Оно» возвращается

Возвращение хоррор-хита «Оно приходит за тобой», прославившего Майку Монро

Weekend
Почему мигранты хамят, насилуют и убивают: объяснили психологи Почему мигранты хамят, насилуют и убивают: объяснили психологи

В последние годы в России участились нарушения закона со стороны мигрантов

ФедералПресс
«У меня лучше!»: почему некоторые люди так любят хвастаться? «У меня лучше!»: почему некоторые люди так любят хвастаться?

Почему люди любят хвастаться? Это норма или патология?

Psychologies
Топ 10 фильмов про соперничество и соперников Топ 10 фильмов про соперничество и соперников

Фильмы для тех, кто любит наблюдать за напряженными столкновениями соперников

Maxim
Все виды современных фэнтези-романов Все виды современных фэнтези-романов

Какие виды фэнтези существуют и что почитать на их тему

Maxim
Открыть в приложении