Почему парижское открытие Игр и революционное, и «жульническое» одновременно

СНОБСпорт

Чем съемка Игр в Париже отличалась от съемки Олимпиады в Сочи — рассказывает Андрей Болтенко

В СМИ продолжают обсуждать открытие Олимпиады. Автор сценария и режиссер-постановщик церемонии сочинских Игр 2014 года Андрей Болтенко рассказал «Снобу», почему парижское открытие и революционное, и «жульническое» одновременно.

Андрей Болтенко
Андрей Болтенко

О том, как снимают Олимпиаду

У каждой церемонии открытия есть три условно независимые трансляции. То есть в каждой точке съемки установлено по три камеры: одна — страны-организатора, другая и главная камера — OBS (Olympic Broadcasting Services). Наконец, третья камера — телекомпании NBC, у которой эксклюзивные права на показ Олимпиады американским зрителям. У каждой компании свой автобус — так называемая ПТС (передвижная телевизионная станция), в которую приходят сигналы от всех камер. И не важно, чей именно это автобус, использовать можно любой сигнал. В основном берут картинку от OBS, потому что у них все-таки есть несколько эксклюзивных камер, которых ни у кого больше нет. Помню, как я монтировал съемку из трех трансляций Сочи — чуть с ума не сошел: ощущение, что все было снято не так, а то, что нужно было снять, не сняли. 

Я это так подробно рассказываю к тому, что в Париже была еще более сложная схема. Если внутри стадиона может работать один телевизионный режиссер-постановщик, то в городе эпизоды разнесены географически, и один человек просто физически не может успеть оказаться в каждой точке. Поэтому на этом открытии и режиссеров было больше, и телевизионных машин.

Фотография с высоты птичьего полёта размаха пространств, которые были задействованы для открытия Олимпиады в Париже
Фотография с высоты птичьего полёта размаха пространств, которые были задействованы для открытия Олимпиады в Париже. Фото: Lionel Bonaventure / Pool / предоставлено Getty Images

О смелости

С точки зрения творческого и технического производства, парижское открытие — это абсолютно смелый, безумный, я бы даже сказал, суицидальный акт. Сделать в прямом эфире настолько масштабное шоу в разных локациях — это подвиг. Никто до них не делал ничего подобного. Поэтому и ошибки были неизбежны.

Многие обсуждают и осуждают эту церемонию. Я понимаю, какой это труд. И то, с каким авангардным мальчишеским духом это все реализовали, вызывает уважение. 

Очень рад тому, что такие события происходят. И мне кажется, нам всем в столь поляризованном сейчас мире не хватает возможности находиться одновременно в каком-то коллективном положительном чувственном диапазоне, чтобы у человечества был повод для радости, любви и объединения. Олимпиада в этом смысле, конечно, по-прежнему замечательная возможность почувствовать эти эмоции.

Дым, символизирующий флаг Франции, над мостом Аустерлиц во время церемонии открытия Олимпийских игр в Париже, 26 июля 2024 года
Дым, символизирующий флаг Франции, над мостом Аустерлиц во время церемонии открытия Олимпийских игр в Париже, 26 июля 2024 года. Фото: Lars Baron / Getty Images Sport / предоставлено Getty Images

О подмене

Люди включают трансляцию такого грандиозного события, потому что хотят увидеть чудо. В сегодняшнем мире много фальши, и церемония открытия — редкое место, где оно в реальном времени может произойти. На деле мы увидели зрелище, которое состояло частично из заранее отснятого материала и того, что снималось в прямом эфире. У организаторов, кажется, было ощущение, что они смогут создать иллюзию, будто все это происходит одновременно, что зрители не заметят подмены. Таких параллельных сюжетов было довольно много. И эти вставки не совпадали даже по погодному режиму: в одном кадре показывали солнце, в другом — проливной дождь. Это было вполне предсказуемо. Но мне кажется, что это было и немножко жульничество: я, например, не мог полноценно сопереживать происходящему.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении