Карты, деньги, экономия. Как устроены кешбэк-сервисы в России
Еще десять лет назад в России никто не знал такого слова— кешбэк. Да и сегодня еще далеко не все правильно понимают этот термин, хотя бизнес набирает обороты и кешбэк-сервисы растут как грибы после дождя. Покупки в интернет-магазинах с кешбэком пользуются заслуженной популярностью во всем мире.
Расчетливые европейцы и американцы давно привыкли не просто экономить, покупая на распродажах и по дисконтным картам, но еще и получать назад часть своих денег через интернет. Настало время разобраться: как устроен рынок кешбэк-сервисов в России?
Что такое кешбэк
Кешбэк— это возврат покупателю части денег, потраченных им на покупку товара или услуги. Такая опция впервые появилась в семидесятых годах прошлого века. Кешбэк использовался менеджерами крупных американских и европейских супермаркетов, чтобы поощрить использование покупателями кредитных карт и тем самым уменьшить суммы наличных, которые магазины сдавали в банк.
В среднем размер кешбэка при операциях по банковской карте составляет 1-3%, но иногда может доходить и до 6%. Самый большой кешбэк по карте в любой стране мира можно получить при заправке автомобиля газом, расходах на путешествия (оплата билетов, гостиниц, ресторанов) и покупках в сети магазинов-партнеров банка.
Сегодня жизнь тихого американца уже немыслима без кредитной карты и бонусных баллов, а также кешбэка. Экономия за год может составлять $1000 и больше. В 2016-м автор forbes.com Роб Бергер в своей статье о картах с кешбэком писал, что за два года сумма его кешбэка по карте Citi Double Cash Card составила $3404,36.
В России первые банковские карты с опцией кешбэка появились в 2007 году. С тех пор количество предоплаченных заказов и расчетов, совершаемых с использованием банковских карт, постоянно растет.
Так, по данным ЦБ, количество платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями в 2013 году, составило 211 374 тыс. единиц. В 2016 году эта цифра выросла на неполных 16%. Согласно данным ЦБ за 2016 год, 19,6 млн человек каждый месяц проводят хотя бы одну платежную операцию в интернете. Из них 8,9 млн человек делают это с использованием банковской карты.
От карты к сервису
За последние 10 лет в связи с резким ростом рынка электронной торговли использование кешбэка вышло за пределы банковского сектора и оформилось в отдельный бизнес. Все большей популярностью пользуются кешбэк-сервисы.
Это компании, которые позволяют вернуть своим пользователям часть потраченных на онлайн-покупки денег. Сама система очень проста: у рекламодателя есть маркетинговый бюджет, который предназначен для привлечения новой аудитории и увеличения объема продаж.
Кэшбэк помогает рекламодателю получить продажи и новых пользователей. Рекламодатель платит кэшбэк-сервису, а кэшбэк-сервис, в свою очередь, отдает часть полученных денег своим пользователям.
Объем рынка e-commerce, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом полугодии 2017 года вырос в России на 22% и составил без малого 500 млрд рублей. На фоне общего роста рынка электронной торговли количество пользователей кешбэк-сервисов в России увеличивается почти на 500 000 каждый месяц.
По данным портала Cossa.ru, первым крупным кешбэк-сервисом в России стал SuperCashback. Просуществовал он совсем недолго, но на смену ему пришли другие игроки. В настоящее время на рынке присутствует несколько десятков, а по некоторым данным, около сотни кешбэк-сервисов.