Путешествие из Петербурга в Москву - любимое русское занятие

Караван историйИстория

За пять минут до полуночи... Маршрут № 1

Путешествие из Петербурга в Москву (равно как и наоборот) - любимое русское занятие еще со времен Радищева. Вот почему в легендарном экспрессе "Красная стрела", уже девяносто лет курсирующем между двумя столицами, всегда аншлаг...

Нина Белова

Фото: Сергей Гаврилов, ассистент фотографа: Вячеслав Цветков

...В начале лета 1931 года в газете «Гудок» появилось объявление: «9 июня, в 1 ч. 30 мин. ночи, из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между городами экспресс покроет в 9 ч. 45 мин. Средняя скорость — 70 километров в час. На отдельных перегонах она дойдет до 100 километров в час».

Организовать между столицами регулярные рейсы быстрых и комфортных составов для поездок партийных и государственных чиновников распорядился лично Сталин — вождь самолетами не летал и другим не советовал...

Нарком путей сообщения Моисей Рухимович с энтузиазмом взялся за дело. Для нового поезда отобрали деревянные, еще царские вагоны, украсив их черным мореным дубом, бронзовыми канделябрами и хрусталем. В составе насчитывалось семь жестких купейных вагонов, три мягких и один спальный с двухместными купе. В нем сняли верхние полки, а на их место повесили зеркала и светильники.

Новый поезд был назван в духе времени — «Красная стрела». Каким он еще мог быть в «красной» стране? Название на вагонах писали на двух языках — русском и английском. Однако на старом плакате начала тридцатых годов поезд изображен синим. Объясняется это тем, что еще до Первой мировой войны существовал стандарт, действовавший во всей Европе: вагоны первого класса должны были быть непременно синими. Цветовая палитра изменилась только в 1962 году — состав приобрел красивый темно-красный оттенок.

Поезд был назван в духе времени — «Красная стрела». Однако на плакате начала тридцатых годов он синий. Еще до Первой мировой войны существовал стандарт, действовавший во всей Европе: вагоны первого класса должны быть непременно синими. Темно-красным экспресс стал в 1962-м. Отправление первого состава после снятия блокады — 20 марта 1944 года. Фото: архив РЖД

Итак, в свой первый рейс «Красная стрела» отправилась в ночь с девятого на десятое июня 1931 года. Экспресс вышел из Ленинграда в 01:30 ночи и прибыл в Москву в 11:20, он мчался с рекордной по тем временам скоростью (в среднем 69,8 километра в час).

Тянуть составы «Красной стрелы» ставили самые современные локомотивы. В 1937-м появился знаменитый «Иосиф Сталин» — самый мощный в мире паровоз Ворошиловградского паровозостроительного завода. Год спустя в Коломне выпустили два опытных пассажирских локомотива типа 2-3-2К. Стальные красавцы представляли собой фантастическое зрелище: современному пассажиру они напомнили бы знаменитые шлемы героев культовой саги «Звездные войны» — для снижения сопротивления воздуха локомотивы были покрыты обтекаемыми футуристическими кожухами, что позволило им развивать скорость до 160 километров в час.

В тридцатые и сороковые годы «Красная стрела» возила важных персон: главным образом крупных советских и партийных чиновников. И не было большего символа советской исключительности и престижности, чем поездка на этом статусном поезде. Среди пассажиров встречались и высокопоставленные иностранцы. «Вчера ночью министр иностранных дел Чехословакии д-р Эдвард Бенеш с женой поездом «Красная стрела» выехал в Ленинград», — в газетах предвоенных лет часто мелькали подобные сообщения. Говорили, будто сам товарищ Сталин ездил в Ленинград именно на новом экспрессе. В действительности же вождь путешествовал спецсоставом, но «Красную стрелу» осмотрел и остался доволен.

Поезд и впрямь словно сошел со страниц каталога лучших железнодорожных экспрессов того времени: мягкие салоны с приглушенным светом, крахмальное белье, шелковые занавески на окнах, ковровые дорожки... Вышколенный персонал в униформе разносил не только чай, но и горячие обеды из нескольких поездных буфетов. Со временем в фирменном экспрессе появился и первый вагон-ресторан. В Наркомате путей сообщения даже придумали особое меню для пассажиров-иностранцев с традиционными русскими блюдами — солянкой, блинами, квасом, от которых те приходили в неописуемый восторг.

Особым шиком стал телефонный переговорный пункт, оборудованный в одном из вагонов. На больших остановках — в Бологом, Окуловке и Малой Вишере — прямо из поезда можно было позвонить в любой город Советского Союза и европейские столицы. И что уж совсем экзотично — при необходимости связаться с Кремлем, а также отправить радиограмму практически в любую точку мира.

Фото: Сергей Гаврилов, ассистент фотографа: Вячеслав Цветков; стиль: Светлана Румянцева; визаж: Марина Ладычук; на Ирине платье M.Reason, босоножки Jimmy Choo

К весне 1938-го весь 650-километровый путь между столицами был полностью реконструирован. Поезда пошли по более тяжелым рельсам, уложенным на щебеночный балласт. Пассажирские составы покрывали расстояние между Ленинградом и Москвой за двенадцать часов, экспресс долетал за десять. «Красная стрела» стала не только самым быстрым и комфортабельным, но и самым точным поездом — по нему сверяли часы. Железнодорожники строго следили за расписанием и делали все, чтобы в любой, даже форс-мажорной ситуации экспресс всегда приходил вовремя.

Десять лет «Красная стрела» курсировала между двумя столицами. Утром двадцать второго июня 1941 года очередной поезд прибыл из Москвы в Ленинград точно по расписанию. Но оказалось, что уже пять с половиной часов идет война. Стремясь уберечь уникальный состав от бомбежек, его надежно укрыли в бывшем Императорском павильоне у Витебского вокзала.

Когда после окончательного прорыва блокады «Красную стрелу» вывели из депо, выяснилось, что за время вынужденного простоя вагоны существенно пострадали — металлические части покрылись ржавчиной, деревянная обшивка местами отсырела, с нее сошла краска, на тканях появилась плесень. Инженер ремонтной бригады вспоминал: «Поезд походил на доисторическое животное, которое только что извлекли из-под земли. Страшно было подумать о том, что надо сделать для возвращения ему первозданного вида». Но ленинградские железнодорожники смогли довольно быстро восстановить первоначальный вид «Стрелы». Правда, часть вагонов в целях маскировки перекрасили в защитный белый цвет, а к хвосту поезда прицепили бронированную платформу с зенитными пулеметами — еще существовала угроза вражеских налетов. Достали и спрятанное имущество — постельное белье, одеяла, занавески, ковры и даже хрустальные графинчики, каким-то чудом они не разбились.

Первая после блокады «Красная стрела» отправилась от перрона Московского вокзала двадцатого марта 1944 года. Проводники в белых фирменных перчатках и аккуратно подогнанной по похудевшим фигурам форме встречали пассажиров возле вагонов. Для ленинградцев это ознаменовало возвращение к мирной жизни, в тот же день даже первую парикмахерскую открыли — здесь, на Московском вокзале. «Красная стрела» окончательно пронзила кольцо немецкой блокады», — написал тогда журналист Давид Ортенберг.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
Юбилей овечки Долли. Когда же, наконец, клонируют человека? Юбилей овечки Долли. Когда же, наконец, клонируют человека?

Есть ли вообще в клонировании хоть какой-то смысл?

СНОБ
Зендея. Нестандартная «золотая девочка» Зендея. Нестандартная «золотая девочка»

Зендея и Том Холланд встречаются. Сенсация! Будто и нет у мира других забот

Караван историй
Отблагодарить по-свински Отблагодарить по-свински

Эти животные не раз жертвовали собой, спасая человечество от тяжелейших болезней

Вокруг света
Олег и Марина Газмановы: Олег и Марина Газмановы:

Олег и Марина Газмановы понимают друг друга с полуслова

Караван историй
Бабушка революции: 6 фактов о Кларе Цеткин Бабушка революции: 6 фактов о Кларе Цеткин

Интересные факты о жизни Клары Цеткин

Вокруг света
Венсан Кассель и Тина Кунаки. Еще раз про любовь Венсан Кассель и Тина Кунаки. Еще раз про любовь

История любви Венсана Касселя и Тины Кунаки

Караван историй
«Мой выбор — не гнаться за молодостью и быть счастливой» «Мой выбор — не гнаться за молодостью и быть счастливой»

Нашей героине пятьдесят пять лет, и она уверена, что морщины — это красиво

Psychologies
Шарлиз Терон. Голова не в облаках Шарлиз Терон. Голова не в облаках

Ее признали самой сексуальной из ныне живущих женщин

Караван историй
Это нужно увидеть: фильмы — лауреаты Каннского фестиваля Это нужно увидеть: фильмы — лауреаты Каннского фестиваля

Вспоминаем лауреатов Канн последнего десятилетия

Cosmopolitan
20 способов остаться нормальным человеком 20 способов остаться нормальным человеком

Адекватность — самое стремительно исчезающее свойство современного мужчины

GQ
Как сбываются мечты: даосская техника реализации намерений Как сбываются мечты: даосская техника реализации намерений

События нашей жизни, которые мы способны себе представить, могут реализоваться

Psychologies
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
В Габоне нашли останки людей доколониальной эпохи с деформированными черепами В Габоне нашли останки людей доколониальной эпохи с деформированными черепами

Археологи обнаружили в пещере Ирунгу тысячи человеческих останков

N+1
От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
10 вредных советов по стилю, которые ты найдешь в Сети — не ведись на них! 10 вредных советов по стилю, которые ты найдешь в Сети — не ведись на них!

Популярные запреты и правила, которым не стоит следовать

Cosmopolitan
Запускал стартапы, чтобы побороть тревожность: история Питера Левелса, который поставил цель сделать 12 сервисов за год Запускал стартапы, чтобы побороть тревожность: история Питера Левелса, который поставил цель сделать 12 сервисов за год

Кто такой Питер Левелс и как он запустил 12 стартапов?

VC.RU
Nocode-сервисы на практике: для чего точно подойдут, где бесполезны и почему с ростом проекта от них иногда отказываются Nocode-сервисы на практике: для чего точно подойдут, где бесполезны и почему с ростом проекта от них иногда отказываются

Примеры «живых» сервисов и опыт пользователей

VC.RU
Какую музыку слушать (и под какую танцевать) до конца лета: советуют Cream Soda и Feduk Какую музыку слушать (и под какую танцевать) до конца лета: советуют Cream Soda и Feduk

Feduk рассказывает о работе с Cream Soda и делится любимыми летними треками

Esquire
Самые красивые сестры российских звезд: Фриске, Лободы, Климовой, Бони и других Самые красивые сестры российских звезд: Фриске, Лободы, Климовой, Бони и других

Родственницы знаменитых красоток, с которыми они удивительно похожи

Cosmopolitan
Виртуальный интерлайн: реальные полеты в любую точку мира Виртуальный интерлайн: реальные полеты в любую точку мира

У онлайн-тревел-агентств появился козырь — виртуальный интерлайн

Популярная механика
«У русских и лопата стреляет…». История самого бесполезного советского оружия «У русских и лопата стреляет…». История самого бесполезного советского оружия

Дас ист руссише вундерваффе

Maxim
«Никакой швабры»: самые странные запреты из нашего детства и не только «Никакой швабры»: самые странные запреты из нашего детства и не только

Запреты из детства, смысл которых до сих пор понять невозможно

Cosmopolitan
«У Алисы нет проблем. У нее все прекрасно». История девятилетней девочки-вундеркинда, которая сдала ЕГЭ, а теперь поступает в МГУ «У Алисы нет проблем. У нее все прекрасно». История девятилетней девочки-вундеркинда, которая сдала ЕГЭ, а теперь поступает в МГУ

Стоит ли радоваться за девятилетнюю девочку, которая поступает в МГУ?

СНОБ
Британские пещеры Анкор Черч оказались раннесредневековой кельей Британские пещеры Анкор Черч оказались раннесредневековой кельей

Британские археологи обследовали пещеры Анкор Черч в графстве Дербишир

N+1
На севере Франции нашли остатки крупного поселения эпохи Меровингов На севере Франции нашли остатки крупного поселения эпохи Меровингов

Древнее поселение стояло на римской дороге, ведущей в город Суассон

N+1
Целлюлоза помогла донорской микробиоте повысить чувствительность к инсулину у пациентов с ожирением Целлюлоза помогла донорской микробиоте повысить чувствительность к инсулину у пациентов с ожирением

Целлюлоза дает полезным бактериям преимущество в выживании

N+1
«Король-солнце»: блеск и затмение абсолютизма «Король-солнце»: блеск и затмение абсолютизма

Людовик XIV превратил Францию в супердержаву, но страна стала клониться к упадку

Дилетант
«Вот будет лето, поеду на дачу!»: фильмы и сериалы про дачный отдых «Вот будет лето, поеду на дачу!»: фильмы и сериалы про дачный отдых

Фильмы и сериалы, где важной для сюжета локацией становилась дача

Cosmopolitan
«Спитфайр» против «Мессера»: 9 героических фактов «Битвы за Британию» «Спитфайр» против «Мессера»: 9 героических фактов «Битвы за Британию»

В самолетики у англичан получалось лучше, чем в футбол…

Maxim
Открыть в приложении