Путешествие из Петербурга в Москву - любимое русское занятие

Караван историйИстория

За пять минут до полуночи... Маршрут № 1

Путешествие из Петербурга в Москву (равно как и наоборот) - любимое русское занятие еще со времен Радищева. Вот почему в легендарном экспрессе "Красная стрела", уже девяносто лет курсирующем между двумя столицами, всегда аншлаг...

Нина Белова

Фото: Сергей Гаврилов, ассистент фотографа: Вячеслав Цветков

...В начале лета 1931 года в газете «Гудок» появилось объявление: «9 июня, в 1 ч. 30 мин. ночи, из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между городами экспресс покроет в 9 ч. 45 мин. Средняя скорость — 70 километров в час. На отдельных перегонах она дойдет до 100 километров в час».

Организовать между столицами регулярные рейсы быстрых и комфортных составов для поездок партийных и государственных чиновников распорядился лично Сталин — вождь самолетами не летал и другим не советовал...

Нарком путей сообщения Моисей Рухимович с энтузиазмом взялся за дело. Для нового поезда отобрали деревянные, еще царские вагоны, украсив их черным мореным дубом, бронзовыми канделябрами и хрусталем. В составе насчитывалось семь жестких купейных вагонов, три мягких и один спальный с двухместными купе. В нем сняли верхние полки, а на их место повесили зеркала и светильники.

Новый поезд был назван в духе времени — «Красная стрела». Каким он еще мог быть в «красной» стране? Название на вагонах писали на двух языках — русском и английском. Однако на старом плакате начала тридцатых годов поезд изображен синим. Объясняется это тем, что еще до Первой мировой войны существовал стандарт, действовавший во всей Европе: вагоны первого класса должны были быть непременно синими. Цветовая палитра изменилась только в 1962 году — состав приобрел красивый темно-красный оттенок.

Поезд был назван в духе времени — «Красная стрела». Однако на плакате начала тридцатых годов он синий. Еще до Первой мировой войны существовал стандарт, действовавший во всей Европе: вагоны первого класса должны быть непременно синими. Темно-красным экспресс стал в 1962-м. Отправление первого состава после снятия блокады — 20 марта 1944 года. Фото: архив РЖД

Итак, в свой первый рейс «Красная стрела» отправилась в ночь с девятого на десятое июня 1931 года. Экспресс вышел из Ленинграда в 01:30 ночи и прибыл в Москву в 11:20, он мчался с рекордной по тем временам скоростью (в среднем 69,8 километра в час).

Тянуть составы «Красной стрелы» ставили самые современные локомотивы. В 1937-м появился знаменитый «Иосиф Сталин» — самый мощный в мире паровоз Ворошиловградского паровозостроительного завода. Год спустя в Коломне выпустили два опытных пассажирских локомотива типа 2-3-2К. Стальные красавцы представляли собой фантастическое зрелище: современному пассажиру они напомнили бы знаменитые шлемы героев культовой саги «Звездные войны» — для снижения сопротивления воздуха локомотивы были покрыты обтекаемыми футуристическими кожухами, что позволило им развивать скорость до 160 километров в час.

В тридцатые и сороковые годы «Красная стрела» возила важных персон: главным образом крупных советских и партийных чиновников. И не было большего символа советской исключительности и престижности, чем поездка на этом статусном поезде. Среди пассажиров встречались и высокопоставленные иностранцы. «Вчера ночью министр иностранных дел Чехословакии д-р Эдвард Бенеш с женой поездом «Красная стрела» выехал в Ленинград», — в газетах предвоенных лет часто мелькали подобные сообщения. Говорили, будто сам товарищ Сталин ездил в Ленинград именно на новом экспрессе. В действительности же вождь путешествовал спецсоставом, но «Красную стрелу» осмотрел и остался доволен.

Поезд и впрямь словно сошел со страниц каталога лучших железнодорожных экспрессов того времени: мягкие салоны с приглушенным светом, крахмальное белье, шелковые занавески на окнах, ковровые дорожки... Вышколенный персонал в униформе разносил не только чай, но и горячие обеды из нескольких поездных буфетов. Со временем в фирменном экспрессе появился и первый вагон-ресторан. В Наркомате путей сообщения даже придумали особое меню для пассажиров-иностранцев с традиционными русскими блюдами — солянкой, блинами, квасом, от которых те приходили в неописуемый восторг.

Особым шиком стал телефонный переговорный пункт, оборудованный в одном из вагонов. На больших остановках — в Бологом, Окуловке и Малой Вишере — прямо из поезда можно было позвонить в любой город Советского Союза и европейские столицы. И что уж совсем экзотично — при необходимости связаться с Кремлем, а также отправить радиограмму практически в любую точку мира.

Фото: Сергей Гаврилов, ассистент фотографа: Вячеслав Цветков; стиль: Светлана Румянцева; визаж: Марина Ладычук; на Ирине платье M.Reason, босоножки Jimmy Choo

К весне 1938-го весь 650-километровый путь между столицами был полностью реконструирован. Поезда пошли по более тяжелым рельсам, уложенным на щебеночный балласт. Пассажирские составы покрывали расстояние между Ленинградом и Москвой за двенадцать часов, экспресс долетал за десять. «Красная стрела» стала не только самым быстрым и комфортабельным, но и самым точным поездом — по нему сверяли часы. Железнодорожники строго следили за расписанием и делали все, чтобы в любой, даже форс-мажорной ситуации экспресс всегда приходил вовремя.

Десять лет «Красная стрела» курсировала между двумя столицами. Утром двадцать второго июня 1941 года очередной поезд прибыл из Москвы в Ленинград точно по расписанию. Но оказалось, что уже пять с половиной часов идет война. Стремясь уберечь уникальный состав от бомбежек, его надежно укрыли в бывшем Императорском павильоне у Витебского вокзала.

Когда после окончательного прорыва блокады «Красную стрелу» вывели из депо, выяснилось, что за время вынужденного простоя вагоны существенно пострадали — металлические части покрылись ржавчиной, деревянная обшивка местами отсырела, с нее сошла краска, на тканях появилась плесень. Инженер ремонтной бригады вспоминал: «Поезд походил на доисторическое животное, которое только что извлекли из-под земли. Страшно было подумать о том, что надо сделать для возвращения ему первозданного вида». Но ленинградские железнодорожники смогли довольно быстро восстановить первоначальный вид «Стрелы». Правда, часть вагонов в целях маскировки перекрасили в защитный белый цвет, а к хвосту поезда прицепили бронированную платформу с зенитными пулеметами — еще существовала угроза вражеских налетов. Достали и спрятанное имущество — постельное белье, одеяла, занавески, ковры и даже хрустальные графинчики, каким-то чудом они не разбились.

Первая после блокады «Красная стрела» отправилась от перрона Московского вокзала двадцатого марта 1944 года. Проводники в белых фирменных перчатках и аккуратно подогнанной по похудевшим фигурам форме встречали пассажиров возле вагонов. Для ленинградцев это ознаменовало возвращение к мирной жизни, в тот же день даже первую парикмахерскую открыли — здесь, на Московском вокзале. «Красная стрела» окончательно пронзила кольцо немецкой блокады», — написал тогда журналист Давид Ортенберг.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юрий Мороз: Юрий Мороз:

Юрий Мороз — о работе с актерами, своей киноистории и «Содержанках»

Караван историй
Дрейпинг: винтажный тренд в макияже, который изменит твое лицо Дрейпинг: винтажный тренд в макияже, который изменит твое лицо

Как с помощью дрейпинга освежить лицо?

Cosmopolitan
Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться» Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться»

Екатерина Вилкова о том, как однажды ей стало тесно в этом мире

Караван историй
Токсики, нарциссы и газлайтеры: простые приемы, которые помогут им противостоять Токсики, нарциссы и газлайтеры: простые приемы, которые помогут им противостоять

Отрывок из книги Шахиды Араби «Токсичные люди»

Inc.
Зендея. Нестандартная «золотая девочка» Зендея. Нестандартная «золотая девочка»

Зендея и Том Холланд встречаются. Сенсация! Будто и нет у мира других забот

Караван историй
6 причин, по которым мужчины уходят из семьи 6 причин, по которым мужчины уходят из семьи

По каким причинам мужчины разрушают свои браки чаще всего?

Psychologies
Александр Панайотов: Александр Панайотов:

Александр Панайотов оказался в нужное время в нужном месте

Караван историй
Бокал решает: меняет ли алкоголь нашу личность Бокал решает: меняет ли алкоголь нашу личность

Отрывок из книги Дэвида Натта «Пить или не пить»

Forbes
Шарлиз Терон. Голова не в облаках Шарлиз Терон. Голова не в облаках

Ее признали самой сексуальной из ныне живущих женщин

Караван историй
Собственная реальность. О чем на самом деле написал Путин в своей статье Собственная реальность. О чем на самом деле написал Путин в своей статье

Президент России живет в своей реальности

СНОБ
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Жертвы экзорцистов: женщины, которых обряд изгнания дьявола убил в наше время Жертвы экзорцистов: женщины, которых обряд изгнания дьявола убил в наше время

Эти женщины погибли от рук экзорцистов в XX и XXI веках

Cosmopolitan
Дачные удовольствия Дачные удовольствия

Кончалось лето, а Мария Шумакова так и не сфоткалась на даче

Maxim
Бабушки-косатки Бабушки-косатки

Людей и «китов-убийц» роднит забота бабушек о внуках

Вокруг света
Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло» Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло»

Сати Спивакова — о муже маэстро Спивакове и семейных традициях

Караван историй
Депутат Балтики Депутат Балтики

Евгения Милова пишет инструкцию по любви к Калининградской области

Tatler
Капитанская папка: как моряк из Петербурга превратил хобби в бизнес на 150 млн рублей Капитанская папка: как моряк из Петербурга превратил хобби в бизнес на 150 млн рублей

Проект «Верфь» начинался как хобби двух петербургских моряков

Forbes
Солнечный круг: как безопасно загорать и чего опасаться? Солнечный круг: как безопасно загорать и чего опасаться?

Солнце – наш друг и враг одновременно. Какие опасные симптомы могут возникнуть?

Cosmopolitan
«Все цветы мне надоели, кроме „Астры“!»: вспоминаем поколения популярного немецкого хэтча «Все цветы мне надоели, кроме „Астры“!»: вспоминаем поколения популярного немецкого хэтча

Обзор предшественниц культовой модели Opel Astra

Maxim
Физики заявили, что нашли способ решить парадокс кота Шрёдингера Физики заявили, что нашли способ решить парадокс кота Шрёдингера

Судьба самого знаменитого в мире кота в коробке наконец прояснится!

Maxim
Победа Германии: кто выиграл от конфликта вокруг «Северного потока-2» Победа Германии: кто выиграл от конфликта вокруг «Северного потока-2»

Как сказался конфликт вокруг «Северного потока-2» на разных странах?

Forbes
Андрей Фёдоров делает блокирующие чехлы для телефонов с помощью технологии 1836 года. Нужны ли они кому-то, кроме чиновников и шпионов? Андрей Фёдоров делает блокирующие чехлы для телефонов с помощью технологии 1836 года. Нужны ли они кому-то, кроме чиновников и шпионов?

CEO Velter — как шил первые чехлы и искал покупателей на Facebook

Inc.
Психотерапия правда помогает? Вот что думает наука Психотерапия правда помогает? Вот что думает наука

Что ученые думают о пользе психотерапии?

Популярная механика
Пропавшая летчица: 5 фактов об Амелии Эрхарт Пропавшая летчица: 5 фактов об Амелии Эрхарт

Самая известная летчица своего времени бесследно исчезла над Тихим океаном

Вокруг света
Экспертное насилие: как понять, что психолог может причинить вред Экспертное насилие: как понять, что психолог может причинить вред

Как понять, что психолог может причинить вред

Psychologies
Тамара Романова Тамара Романова

В России живут трое праведников, 99-летняя Тамара Григорьевна — в Петербурге

Собака.ru
Тайные возлюбленные и громкие разводы: личная жизнь звезд сериала «Медиатор» Тайные возлюбленные и громкие разводы: личная жизнь звезд сериала «Медиатор»

Неординарная личная жизнь звезд сериала «Медиатор»

Cosmopolitan
Как освободить оперативную память на компьютере Как освободить оперативную память на компьютере

Пять способов освободить пару лишних гигабайт «оперативки» своего компьютера

CHIP
Уикенд в Сибири: чем можно заняться на выходных в Горном Алтае Уикенд в Сибири: чем можно заняться на выходных в Горном Алтае

Горный Алтай: как отдохнуть, чтобы остались незабываемые впечатления?

Playboy
История японского солдата, который продолжал воевать целых 29 лет после капитуляции Японии История японского солдата, который продолжал воевать целых 29 лет после капитуляции Японии

Этот японский солдат не знал, что война давно закончилась

Популярная механика
Открыть в приложении