Знаю, что расшибусь, но сделаю, потому что парень из села

Караван историйЗнаменитости

Николай Козак: «Без Ленки ничего не достиг бы в жизни»

Владимир Михайлович Зельдин, который встретил на сцене собственное столетие, видя меня, каждый раз интересовался: «А вы кто?» Я отвечал: «Актер, несколько лет здесь служу». Он кивал: «А, ну ладно». Однажды меня попросили проводить его до гримерной, у двери он сказал: «Спасибо, вы свободны».

Беседовала Марина Порк

Фото: из архива Н. Козака

Николай Михайлович, если верить Интернету, вы сыграли сто двадцать восемь ролей в кино.

— Думаю, сегодня уже больше. Конечно, роли у меня разные, не только главные. Переиграл большое число военных, полицейских, следователей, сотрудников ФСБ, да и ролями бандитов не обижен. Жаль, что большинство режиссеров видит меня исключительно в образе брутальных мужчин. А я бы их не только не подвел, но даже удивил в роли интеллигента в очках — учителя, врача. Но пока внешность диктует стереотипы.

— Где зрители увидят вас в ближайшее время?

— В прокат вышла военная драма «1941. Крылья над Берлином» Константина Буслова. В основу сюжета легла непридуманная уникальная история. В самом начале войны в сложных обстоятельствах, когда шло отступление по всей линии фронта, нарком военно-морского флота Кузнецов и командующий морской авиацией Жаворонков предложили провести спецоперацию: в ночь на восьмое августа направили пятнадцать бомбардировщиков на Берлин. Самое удивительное — все пятнадцать экипажей вернулись живыми. Нужных самолетов у советской армии тогда не было, привлекли морские торпедоносцы. Неподалеку от Таллина, который был почти окружен немцами, построили тайный аэродром. Эта история имела большой резонанс. Константин подошел к материалу очень серьезно. Были выстроены реальные макеты двух моторных торпедно-минных самолетов и целая кинодеревня со складами, ангарами, мастерскими, чтобы ремонтировать технику. Я играл комиссара полка, у которого имеется реальный прототип. Когда начали работать, Буслов расширил линию моего героя, дописал несколько эпизодов. Есть в картине и романтическая история. Как без нее? Кстати, в массовых сценах участвовали курсанты военного училища.

Недавно состоялась премьера второго сезона сериала «Чикатило». Я играю полковника ростовского УВД, находящегося в вечном конфликте с прибывшими расследовать преступления маньяка московскими шишками. Исследование патологии — штука опасная, необходимо понимать, зачем это надо. Любое искусство должно чему-то учить, чтобы зритель что-то выносил из истории, а не просто упивался кровожадными сценами. Это удалось благодаря Дмитрию Нагиеву. Его подход к материалу вызывает уважение. До этого мы снимались в комедии, а здесь я видел, как он перевоплотился в монстра, был собран, сыграл на грани, ни разу не скатившись до узнаваемого Димы. О результате судить не мне, я не смотрел и первую часть.

В сериал «Хозяин» утвердили без проб, мне достался злодей, абсолютный перевертыш, беспредельщик, который, переодевшись в форму, грабит фуры и всех убивает к чертям собачьим.

Два года снимался, в том числе в Пермском крае, в исторической саге «Два берега», где сыграл персонажа от тридцатилетнего до восьмидесятилетнего возраста. Герои проживают жизнь, начиная с тридцатых годов до семидесятых прошлого века. Озвучания еще не было. А вот «Стражника» об офицерах Росгвардии мы уже озвучили.

До сих пор не был в эфире «Уголь» Владимира Котта. Не представляю почему. Снимали картину в городе Шахты Ростовской области, на шахтах в маленьких городах вокруг. Вот такая перспектива увидеть меня в кино.

Фото: из архива Н. Козака

— Из какой вы семьи?

— Мои родители не имели ни малейшего отношения к искусству. Они рабочие люди. Я родом из украинского села. Когда в советские времена под Львовом нашли большие залежи серы, там развернулась целая кампания по ее добыче. Был построен поселок городского типа Новояворовск, куда родители со мной и перебрались. Они приехали туда работать. Мне исполнилось всего три года.

— Как же у вас созрело решение пойти в актерскую профессию?

— О каком решении семнадцатилетнего юноши может вообще идти речь? В школе я занимался в драмкружке, вроде бы делал успехи, но о профессиональной актерской карьере даже не мечтал. После десятого класса пытался поступать в техникум лесной промышленности, но завалил сочинение, не давались мне русский язык и литература. Расстраивался, впрочем, недолго, случайно услышал по радио, что во Львове набирается театральная студия. Решил попробовать в нее поступить. Отправился во Львов с мамой. Нас принял директор студии. Я поинтересовался:

— Что требуется для того, чтобы к вам попасть?

— Разучить и прочесть перед приемной комиссией несколько монологов. — Что такое монологи, я вообще не имел представления. Собеседник пояснил: — Ну например монолог Гамлета.

Я усек, что требуется, отправился в свою сельскую библиотеку, взял томик Шекспира (к счастью, в советские времена библиотечные фонды не испытывали недостатка в классической литературе), разучил, вернулся в студию и прочитал хрестоматийное «Быть или не быть?». До сих пор помню его наизусть, хотя прошло несколько десятилетий.

С пением оказалось сложнее, поскольку у меня абсолютно не было слуха. А пел я Высоцкого «Если друг оказался вдруг...». Аккомпаниатор за фортепиано вошла в положение, помогала изо всех сил, чем-то я ей, видно, приглянулся. Брала аккорды, заставляла прислушиваться, пытаться их воспроизвести, но я оказался полным профаном. Тем не менее в студию меня взяли. Позволили даже отучиться восемь месяцев.

— Что же случилось?

— Армия, никакой военной кафедры при студии, как вы понимаете, не было в помине. Пришла повестка, откосить даже не пытался, пошел служить. Попал в учебно-боевую танковую дивизию. Мы стояли на границе с Румынией, в городе Сторожинец. Там выпускали сержантов, командиров отделений, механиков-водителей. Моей специализацией стал ремонт бронетанковой техники, с тех пор про гусеничную технику знаю все.

Кстати говоря, могу не только покопаться в двигателе, но и неплохо плотничаю, кладу плитку, кирпич, да и малярные работы даются мне легко. Спасибо бате — у него были золотые руки, своими навыками он с радостью делился с сыном, за что ему благодарен. У меня до сих пор хранится его рубанок, иногда беру его и вспоминаю отца, который мог смастерить буквально все: полностью построить дом от фундамента до крыши, да еще и обставить его мебелью, как бы теперь сказали, ручной работы.

Еще батя периодически отправлялся на заработки «на севера». Помню, как возвращался бородатый, заросший, с плотно набитым рюкзаком за плечами. Однажды приехал весь обмотанный шкурками соболя: вез на продажу, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Привозил вкуснейшую красную рыбу. Так что батино воспитание и рабочие навыки пригодились в армии, когда приходилось ремонтировать ходовую часть танка, коробку передач, разбирать двигатели, в оптику мы не лезли.

Лена — дочь прекрасного артиста, моего коллеги Феликса Пантюшина. Будущая жена выросла на моих глазах. Фото: из архива Н. Козака

— Дедовщина в танковых войсках была?

— Всякое случалось. Приходилось и драться, и защищаться, и отвоевывать свое пространство. Армия многому учит в плане выживания, безусловно формирует личность, там характеры проявляются ярко. Я исключением не был, научился за себя постоять. Отслужил два года, демобилизовался в звании старшего сержанта, заместителя командира взвода. Пока выполнял воинский долг, закрылась моя театральная студия. Набор в нее оказался разовым. Надо было решать, что делать: оставаться в Львовском драматическом театре с перспективой доучиться, но всю жизнь выходить на сцену с репликой «Кушать подано», поступать в Киевский театральный институт или ехать в Москву? Несмотря на то что я тогда не очень хорошо освоил русский, «хэкал», отважился попытать счастья в столице.

Нетрудно догадаться: не поступил. Но мой педагог из Львова Алла Григорьевна Бабенко верила в меня. Она была ученицей легендарного режиссера Андрея Гончарова, в свое время поставила множество спектаклей в России. В Казанском большом драматическом театре имени Качалова в свое время тоже шли ее постановки. В конце сентября Казанское театральное училище, на мое счастье, объявило дополнительный набор, и Алла Григорьевна попросила: «Обратите внимание на этого парня». К ее мнению прислушались, меня взяли. До этого я учился на украинской классике, а здесь мне, сельскому необразованному парню, привили вкус к Чехову, Хемингуэю, хорошей литературе.

— Известно, что в театральном училище занятия продолжаются с утра до вечера. О том, чтобы где-то найти подработку, речи не идет, а на стипендию прожить сложно. Как решали неизбежно возникавшие материальные проблемы?

— Первые полгода стипендию я не получал вообще, потому что, естественно, не сдал русский язык. Я приехал в Казань в легкой курточке и, извините за интимные подробности, армейских трусах. В кошельке лежала советская десятка. Мама меня поддерживала, старалась что-то присылать, но они с отцом были людьми небогатыми, поэтому денег катастрофически не хватало. Видя это, руководство училища озадачилось, извлекло на свет какой-то указ, где говорилось, что первые полгода студенту по закону обязаны выплачивать стипендию, при этом неважно, как он сдал экзамены. Помню, ходил в департамент культуры в Казанский кремль, где мне выдали сто шестьдесят с чем-то советских рублей. По тем временам — сумму! Я был королем. Армия научила не сдаваться, обстоятельствам я не поддался, устроился дворником при театральном училище, три года махал метлой за восемьдесят рублей в месяц.

Со второго курса нас взяли в Качаловский театр, мы — студенты — бегали в массовке, очень скоро стал выходить на сцену в небольших ролях, за что тоже платили рублей восемьдесят. Позже стал получать повышенную стипендию — сорок пять рублей, поэтому с деньгами у меня было нормально.

Сегодня Соне, старшей дочери, пятнадцать, Ане — двенадцать. Фото: из архива Н. Козака

— С чем выпускались?

— Я заразил однокурсников Достоевским. Сначала поставил самостоятельный отрывок — финальную сцену из «Идиота», где Рогожин объясняется с князем Мышкиным. А к выпуску мы сделали дипломный спектакль «Идиот», я, естественно, сыграл Рогожина. Еще выходил на сцену в роли Валера в «Тартюфе».

Вопрос, куда идти работать, не стоял, меня и еще трех однокашников сразу взяли в Качаловский театр, в котором мы со студенческих времен были вспомогательным составом. В училище я регулярно посещал исключительно мастерство, отговариваясь репетициями в театре. Но все же получил диплом. Мы начинали работать, когда театр переживал сложные времена: ушел главный режиссер, руководство возложили на трех актеров. Это было ужасно, действовали они как лебедь, рак и щука из басни Крылова. В конце концов театр возглавил замечательный Станислав Владимирович Таюшев. Он начал ставить «Мастера и Маргариту», мне поручил роль Ивана Бездомного, ставшую моим дебютом на сцене Качаловского театра. Девяностые открывали нам новые пьесы, в театре шли «Крутой маршрут», «Дальше... дальше... дальше!» Михаила Шатрова. Работы было много, мне находились роли во всех премьерах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону» Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону»

По себе знаю, что либо артиста рвут на части, либо он никому не интересен

Караван историй
Как два брата построили бизнес на полмиллиарда рублей на фудтраках и домах на колесах Как два брата построили бизнес на полмиллиарда рублей на фудтраках и домах на колесах

Братья Хабировы заработали состояние на фудтраках почти случайно

Forbes
Кейт, которая гуляет сама по себе Кейт, которая гуляет сама по себе

Ее саму понимать уже давно перестали

Караван историй
Как животные научились адаптироваться к суровым природным условиям: 10 удивительных примеров Как животные научились адаптироваться к суровым природным условиям: 10 удивительных примеров

Как животные приспосабливаются к окружающему миру

TechInsider
Джеймс Кэмерон: провидец, футуролог, реалист Джеймс Кэмерон: провидец, футуролог, реалист

Ждет ли человечество счастливый конец?

GQ
Как сочетать цвета в интерьере кухни. Советы и правила Как сочетать цвета в интерьере кухни. Советы и правила

Правильные цветовые сочетания помогут сделать кухню более комфортной

Лиза
Джордж Оруэлл Джордж Оруэлл

Правила жизни Джорджа Оруэлла

Esquire
Вернуть награды императору! Вернуть награды императору!

Недавно в Петербурге завершилась масштабная реставрация памятника Николаю I

Дилетант
10 запрещенных советских фильмов 10 запрещенных советских фильмов

Шедевры советского кино, отправленные "на полку"

Esquire
Как перестать чихать и плакать: действенные способы победить сезонную аллергию Как перестать чихать и плакать: действенные способы победить сезонную аллергию

Врач поделилась самыми действенными методами борьбы с сезонной аллергией

Cosmopolitan
Дьявол у двери: 5 тайн и загадок Нотр-Дама Дьявол у двери: 5 тайн и загадок Нотр-Дама

О Нотр-Даме веками ходит множество мрачных легенд

Вокруг света
Какие дома выбирают себе наши звезды и сколько это стоит: рассказывает бизнесмен Какие дома выбирают себе наши звезды и сколько это стоит: рассказывает бизнесмен

Разбираемся, где живут звезды

Cosmopolitan
Британцы: что нужно знать о кошках этой породы Британцы: что нужно знать о кошках этой породы

Для тех, кто хочет завести британскую короткошерстную кошку

Популярная механика
6 способов не впадать в ступор во время трудного разговора 6 способов не впадать в ступор во время трудного разговора

Можно ли развить иммунитет в общении и не терять дар речи во время разговоров?

Psychologies
7 ошибок в макияже, которые зрительно уменьшают твои глаза: не делай так! 7 ошибок в макияже, которые зрительно уменьшают твои глаза: не делай так!

Какие приемы в макияже визуально уменьшают глаза?

VOICE
Вечный вклад: как эндаументы дореволюционной России меняли жизнь, медицину и науку Вечный вклад: как эндаументы дореволюционной России меняли жизнь, медицину и науку

Как работали эндаументы — вечные вклады — в дореволюционной России

Forbes
«Все, что я делал до, не имеет сейчас смысла». Ладо Кватания — о переходе от клипов к полному метру, борьбе конформизма с идеализмом и сравнениях «Все, что я делал до, не имеет сейчас смысла». Ладо Кватания — о переходе от клипов к полному метру, борьбе конформизма с идеализмом и сравнениях

Режиссер Ладо Кватания — о “Казни”, сравнениях с Финчером и корейцами

Esquire
Как выращивать помидоры на дачном участке: секрет высоких грядок Как выращивать помидоры на дачном участке: секрет высоких грядок

Выращивание сезонных овощей на дачном участке требует много времени и сил

Популярная механика
Кто виновен в стрельбе в детском саду: рассуждает психиатр Кто виновен в стрельбе в детском саду: рассуждает психиатр

Многие задаются вопросом: почему целью стрелка стал детский сад?

Psychologies
Глиняные косы, синие ногти и губы: как выглядят красавицы туарегов Глиняные косы, синие ногти и губы: как выглядят красавицы туарегов

На Черном континенте живут «синие люди». Так называют туарегов за цвет их одежды

Вокруг света
4 сервиса, где нейросети рисуют картинку по описанию 4 сервиса, где нейросети рисуют картинку по описанию

Пока привыкать: искусственный интеллект может создать свой шедевр

CHIP
Как вернуться в тренажерный зал после долгого перерыва: 5 простых шагов Как вернуться в тренажерный зал после долгого перерыва: 5 простых шагов

Как возобновить тренировки и вернуться в прежнее русло?

Популярная механика
Фокус внимания: почему сейчас важно смотреть не по сторонам, а на себя Фокус внимания: почему сейчас важно смотреть не по сторонам, а на себя

Несмотря на все трудности, нужно сместить фокус с внешних обстоятельств на себя

Psychologies
Сайлент Хилл по-кавказски: 3 маршрута по городам-призракам Абхазии Сайлент Хилл по-кавказски: 3 маршрута по городам-призракам Абхазии

В Абхазию можно отправиться не только ради пляжного отдыха

Вокруг света
Как создать «умное» производство с роботами: пошаговое руководство для бизнеса Как создать «умное» производство с роботами: пошаговое руководство для бизнеса

Роботы могут работать на любом заводе, выполняя монотонные или опасные задачи.

Популярная механика
«Темные эмпаты»: что делает социопатов и нарциссов еще опаснее? «Темные эмпаты»: что делает социопатов и нарциссов еще опаснее?

Почему так опасно, когда люди наделены способностью считывать наши чувства?

Psychologies
15 главных когнитивных искажений 15 главных когнитивных искажений

Что такое когнитивные искажения и почему они встречаются у многих из нас?

Psychologies
Худеем без диет: 5 советов психолога Худеем без диет: 5 советов психолога

Для победы над лишним весом не хватает главного компонента — психологического

Psychologies
Назад, в прошлое: модные приёмы 80-х, которые стоит повторить сегодня Назад, в прошлое: модные приёмы 80-х, которые стоит повторить сегодня

Модные "фишки" 80-х, которые круто выгуливать и сегодня

VOICE
Прыжки на батуте: упражнения, которые помогут подготовиться к лету Прыжки на батуте: упражнения, которые помогут подготовиться к лету

Фитнес-тренер Hasttings Александр Хмель расскажет о 5 упражнениях на батутах

Популярная механика
Открыть в приложении