Спасают и калечат: 5 фактов о подушках безопасности
Ставшая неотъемлемой частью современных машин система безопасности ежегодно спасает множество жизней, но порой становится причиной гибели водителей и пассажиров

Подушка безопасности автомобиля, надувающаяся в момент аварии, чтобы спасти водителя и пассажиров от травм, была запатентована в США в августе 1953 года инженером Джоном Хетриком. Практически одновременно аналогичный патент в Германии получил инженер Вальтер Линдерер. Однако доработки и внедрение этого изобретения заняли почти 20 лет, а массово устанавливать подушки безопасности на автомобили производители начали только в 90-х годах прошлого века.
В США первым серийным автомобилем с фронтальными подушками безопасности стал выпущенный в 1974 году концерном General Motors Oldsmobile Toronado. Примечательно, что в 1976 году концерн на несколько лет отказался от этой опции на своих машинах из-за низкого спроса покупателей. На европейских машинах подушки безопасности впервые появились в 1981 году — тогда водительскую подушку начали опционально устанавливать на автомобиль Mercedes-Benz S-Class (W126).
«Воздушный мешок» без воздуха

подушка
безопасности.
Фото:
Mike Ford / Alamy
Англоязычное название подушки безопасности (airbag) дословно переводится как «воздушный мешок». Наполнять подушки сжатым воздухом предлагали запатентовавшие их инженеры, но эксперименты показали, что сжатый воздух не может надуть подушку с необходимой скоростью. В 1964 году японский автомобильный инженер Ясузобуро Кобори создал подушку современного типа, работающую по принципу ружья.
В момент аварии подушка за доли секунды наполняется азотом и «выстреливает» со скоростью 200–300 километров в час. Для надувания подушек используется газогенератор с пиропатроном. Последний активируется от электрического импульса при срабатывании датчиков фронтального удара и поджигает находящуюся в газогенераторе смесь азида натрия (NaN3), нитрата калия (KNO