«Вокруг меня люди, с которыми у нас общая цель»

Караван историйЗнаменитости

Владимир Машков: «Счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной»

«Я нахожусь в идеальной ситуации. Вокруг меня люди, с которыми у нас общая цель. Я просто пришел и еще раз напомнил, чем мы занимаемся, нам всем, себе; причем это был тоже определенный вызов. Ну, раз так судьба поворачивается, я не мог бросить детище моего великого учителя. Я знаю, сколько он потратил времени на эту идею».

Беседовала Анжелика Пахомова

На Владимире Львовиче: рубашка BORRELLI, Bosco di Ciliegi

Владимир Львович, часто прихожу на спектакли в Театр Табакова, вижу вас на сцене. Подметила такую вещь: мне кажется, несмотря на ваш многолетний опыт, в процессе работы до сих пор присутствует такое хорошее волнение, даже трепет... Что вы это состояние бережете...

— Конечно. У меня это начинается где-то за день до спектакля. Это предчувствие выхода на сцену. Такое повышение внутренней температуры, когда твои мышцы, твои суставы начинают гудеть в предчувствии какого-то выброса. Потому что, как правило, театр всегда берет очень острые предлагаемые обстоятельства жизни. И поэтому артисту нужно сделать этот шаг на сцену. И чем дальше этот шаг от себя — тем лучше, тем ближе к персонажу, к его образу, к пониманию автора, к психологии. Вот эти предчувствия, наверное, на уровне рефлексов... У нас же в театре какая интересная ситуация... Художник, у него сегодня есть вдохновение — он пишет. А если его нет — не пишет. Писатель хочет — пишет, не хочет — не пишет. А артист театра в семь часов вечера должен быть полон сил, надежд, веры, вдохновения, хотя это очень зыбкое слово — «вдохновение», — но он должен быть воодушевлен этой совместной работой, существованием со зрителем. Мы же все равно работаем неким зеркалом... Вы знаете, мы, артисты, живем в своем отсчете времени. Мы, например, всегда предчувствуем первый, второй, третий звонок... Это все этапы существования артиста и его подготовки. Когда ты слушаешь зал, как он готовится к спектаклю. Все залы разные абсолютно.

— Если позволите сказать, как зрителю «Ревизора» и «Матросской тишины». После всех этих спектаклей у меня было ощущение, что они прошли только для меня и вам так интересно это играть. И это навело меня на мысль, что, наверное, вы понимаете, что для зрителя это все будет в первый и последний раз. Вопроса не было, это просто такое замечание.

— Нет-нет, вопроса не было, но вы абсолютно правы. Понимаете, для нас все равно так или иначе в большинстве наших спектаклей существует некая невидимая четвертая стена, но мы всегда чувствуем зрителя. Я очень чувствителен к зрительному залу... Если слышу, что кто-то ерзает, значит, это моя вина. Сразу понимаю, что я не интересен. Мне не хотелось бы, чтобы люди тратили свое драгоценное время впустую.

Замечательный, потрясающий наш художник, путешественник, писатель Федор Филиппович Конюхов как-то приходил в театр. Мы с ним говорили о том, что он очень ценит время, оно для него имеет материальную основу, потому что оно для него состоит из Бога, вот он задал такой ритм... Ведь как такового времени вроде и нет. Мы так привыкли, а жили бы ночью, днем бы спали, было бы по-другому. Время придумали люди, чтобы все дела не происходили одномоментно. Поэтому важно — где и как ты его проводишь. И мне бы хотелось, чтобы два часа, проведенные в театре, были для зрителя наполнены смыслом.

На Владимире Львовиче: рубашка BORRELLI, пиджак Brooks Brothers, все Bosco di Ciliegi

— Мне очень интересен вопрос про вашу будущую поездку в Сибирь, на поиск студентов для Театральной школы Олега Табакова. Она и так уникальна тем, что в нее можно поступить уже после 9 класса. Так еще и в несколько городов России приедет комиссия и можно будет показать себя. Это была ваша идея?

— Это принцип нашей школы, придуманный не мной, а нашим художественным руководителем, бессменным... Бессмертным внутренним руководителем, Олегом Павловичем Табаковым. Когда он создал колледж, одним из основных принципов приема студентов было то, чтобы педагоги сами посещали отдаленные от Москвы города. Не у всех есть возможность поехать в столицу, тем более в таком раннем возрасте, поэтому мы двигаемся туда, в регионы. Ближайшие отборы будут в Екатеринбурге, Туле, Кузбассе, Приморье, Красноярске и Краснодаре.

— Сами будете ездить?

— Обязательно. Это у нас уже третьи большие отборы со мной. По нашей уникальной системе интегрированного среднего и высшего образования студенты получат диплом о высшем образовании.

— Сотни людей придут, наверное. Как же в такой толпе заметить талант...

— Да, приходит большое количество людей. У нас есть определенные этапы отбора. Мы, еще когда приезжаем, обязательно вначале разговариваем с людьми, насколько им это нужно. Актер — это прекрасная профессия, но и большая ответственность. Никаких гарантий она тебе не дает. Только работоспособность и увлеченность могут дать свои плоды. А обучение у нас — это постоянное нахождение в одной связке с действующими артистами, которые и являются педагогами школы.

— Мне особенно интересно, что едете в сибирские города. Я родом из Новосибирска. Моим первым журналистским заданием было — сходить в Новосибирское театральное училище и узнать, как там на протяжении двух лет учился наш земляк Владимир Машков. А у вас какие воспоминания остались о тех годах?

— Воспоминания у меня остались самые хорошие. Хотя это было сложное время, исход Советского Союза. Когда я поступил, только умер Брежнев. Атмосфера вокруг — это была уже не ирония, а какое-то саморазрушение... Вроде, еще не свобода, но уже все всё понимают... У нас был великолепный творческий курс. Он позже стал основой известного новосибирского театра «Глобус». Если бы я доучился в училище, я бы и в Москву, возможно, не поехал. Потому что Новосибирск — прекрасный город, наполненный талантами, очень театральный. Чего стоят старейший театр «Красный факел», ТЮЗ...

Сцена из спектакля «Ревизор». В роли Городничего — Владимир Машков , в роли Хлестакова — Владислав Миллер. Премьера в 2019 году. Фото: пресс-служба Московского театра Олега Табакова

— Так приятно слышать знакомые, родные названия. А помните своих преподавателей?

— Конечно. Станислав Горбушин, Владимир Гранат, это мастера нашего курса, у нас было очень творческое училище. Мы делали много самостоятельных работ. В конце первого года обучения я показал первый акт пьесы Исидора Штока «Чертова мельница», и его взяли как дипломный спектакль, то есть мы развивались очень активно. И первые мои попытки сделать что-то как режиссер были там. Причем у наших педагогов были дружеские отношения с картинной галереей, которая на Красном проспекте. Вот в этой картинной галерее нам дали ключи, там была большая комната, где мы переодевались и спали, потому что у нас же общежития не было.

— Как? Снимали квартиру?

— Какие квартиры, вы что! Когда я приехал в Новосибирск и поступил, я снял недалеко, на улице Серебренниковской, в деревянном доме, в бараке, койку рядом с бабулей, она мне ее сдала... Там печка была... И такая веселая бабуля, она все время говорила стихами: «Вот Володенька пришел, что-то там себе нашел». Очень творческий человек. Она мне сдавала кроватку, которая стоила, по-моему, 35 рублей, это были большие деньги. Стипендии у нас не было ни у кого. Мы работали без остановки, увлеченно, очень много интересного было. У меня сохранились и записи уроков, и то, что я делал, какие мы придумывали упражнения. Литература, изобразительное искусство...

Наш педагог по изобразительному искусству был потрясающий человек. Он рано утром всех собирал, показывал картины на диапроекторе и рассказывал о них. А так как это девять утра, многие еще спали, и нас было всего несколько человек. Мы вступили в такую игру: стали быстро зарисовывать произведения искусства шариковой ручкой. Он начинает, допустим, рассказывать про Караваджо, который первый изобрел блик, рефлекс ткани, и мы пишем и зарисовываем картинку. У меня где-то даже сохранились эти рисунки. Очень интересное исследование. И я до сих пор помню многих художников, о которых узнал именно из тех лекций. Так что только самые хорошие воспоминания об училище, которое теперь, я знаю, стало институтом. Я в нем не доучился, расставание было острым, ярким... Так вела судьба.

— Но именно благодаря этому жизненному обстоятельству вы поехали поступать в Москву....

— Да, когда я приехал в Москву, я поступил к Ивану Михайловичу Тарханову, в Школу-студию МХАТ, там были великие мастера, величайшие. У нас преподавали Василий Петрович Марков, Софья Станиславовна Пилявская, Олег Николаевич Ефремов к нам приходил. Это было еще до того, как пришел Табаков. Вначале я даже подумал, что это очень серьезное учебное заведение. Потому что нам начали говорить: не надо никаких самостоятельных работ. Но потом появились возможности для самостоятельной работы, в общем, началась интересная жизнь. Но начиналась она оттуда, из Сибири, от этих творческих людей, заразивших нас всех театром.

На Владимире Львовиче: рубашка BORRELLI, пиджак Pal Zileri, все Bosco di Ciliegi

— Владимир Львович, если переходить к тем годам, когда вы уже вошли в молодой коллектив будущего театра Табакова. Мне кажется, что это понятие о молодости, о студийности, оно идет корнями оттуда...

— Да, это последствия воспитания, это Табаков виноват, не я. Дело в том, что он собрал в свой театр каких-то пацанов черт знает откуда, таких очень динамичных, пластичных, одним словом — лихих... И это заложило основы. Мы же все, первый его набор, делали в театре абсолютно все сами. Тогда, в 1985 году, Театр Олега Табакова еще не был открыт официально, но работал: студенты играли дипломные спектакли, а зрители ломились, и часто не могли попасть на спектакли. Первый спектакль, который я увидел в подвале — «Полоумный Журден», еще раз убедил меня, что я попал в театр, о котором мечтал. Ни в каком другом я себя не представлял. Я до сих пор убежден, что мы продолжаем дело русского психологического театра, что для меня это место жизни моих чувств.

— Там все очень просто было, даже, по-моему, для зрителей не кресла, а скамейки стояли. И это было счастьем, так как и вопрос помещения поначалу стоял остро...

— Да, до этого много было попыток у Табакова получить помещение, которые заканчивались трагически, когда ему не давали пространства. Случилось это чудо — дали угольный подвал в доме на улице Чаплыгина. И в 87-м году театр появился официально. Поэтому отравлен такой хорошей студийностью. Она передалась нам, она суть нашего существования, студийность, которую начал Константин Сергеевич Станиславский с его возможностями создавать артистов. Артисты создают артистов, передают им опыт. У нас в школе все педагоги — действующие актеры театра. И на первом году обучения студенты выходят на сцену вместе со своими педагогами. В этом и есть их главное обучение.

— Кстати, о легендарном Подвале. Что сейчас происходит с Исторической сценой театра на Чаплыгина? Вы сказали, что там капитальный ремонт дома.

— Да, ремонтируется весь дом. Сейчас начинается ремонт нашей Исторической сцены. Мы сделаем ее современной, сохранив камерность и атмосферу. Все это время нас периодически топило, из-за того что коммуникации старые. В общем, это будет бережное сохранение атмосферы нашего легендарного Подвала, он будет таким же, как и 35 лет назад. Но с современными коммуникациями и более удобным для зрителя. Ведь 35 лет, с момента его открытия, не было ни разу настоящего ремонта... А эта сцена уникальна тем, что у нее есть крупный план, возможность очень близко подойти к зрителю.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное» Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное»

Ощутил фантастическую нечеловеческую силу мысли, глядя на космический корабль

Коллекция. Караван историй
Хасбула из 19 века. Как карлики столетиями восхищают людей: удивительная история Хасбула из 19 века. Как карлики столетиями восхищают людей: удивительная история

Вот история "генерала Том-Тама" из 19 века и Хасбика Магомедова из 20 века

ТехИнсайдер
Планета по имени Инна Планета по имени Инна

Бывают актеры способные, бывают талантливые, а иногда случаются — великие

Караван историй
Счастливой Хануки: как приготовить ханукальные пончики суфганиет дома Счастливой Хануки: как приготовить ханукальные пончики суфганиет дома

Рецепт традиционного еврейского блюда — ханукальных пончиков суфганиет

Правила жизни
Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
Стоит ли прощать родителей, которые били вас в детстве? Стоит ли прощать родителей, которые били вас в детстве?

Как ребенку, продолжая любить родителей, защищаться от агрессии?

Psychologies
Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах

Алиса Бруновна вспомнила тех, с кем работала и была связана долгие годы

Караван историй
Кто такие «новые» отцы и все ли с ними в порядке? Кто такие «новые» отцы и все ли с ними в порядке?

«Новое» отцовство — природа и подводные камни этого явления

Psychologies
Александр Домогаров: Александр Домогаров:

Из театра я не уходил и надеюсь, что мне хватит моральных и душевных сил не уйти

Караван историй
«Рациональность» «Рациональность»

Отрывок из книги Стивена Пинкера «Рациональность»

N+1
Разделённые Разделённые

Сегодня разделённые страны составляют значительную часть современной карты мира

Дилетант
Нормальные герои Нормальные герои

Картина «Строители Братска» Виктора Попкова

Вокруг света
Рождение царь-града Рождение царь-града

Санкт-Петербург — слепок представлений Петра Первого об идеале

Караван историй
Как актриса Дженнифер Кулидж перезапустила карьеру после 60 лет Как актриса Дженнифер Кулидж перезапустила карьеру после 60 лет

Дженнифер Кулидж наконец-то обрела долгожданное признание

Forbes
Мариэтта Цигаль-Полищук: «Раньше мне иногда говорили: «Ты прямо Раневская...» Но когда появилось это предложение, я испугалась» Мариэтта Цигаль-Полищук: «Раньше мне иногда говорили: «Ты прямо Раневская...» Но когда появилось это предложение, я испугалась»

Первое время было и страшно, и тяжело. Очень сложно переступить: кто она и кто я

Коллекция. Караван историй
Основатель MDK Роберто Панчвидзе о работе с блогерами, алгоритмах социальных сетей и востребованном контенте Основатель MDK Роберто Панчвидзе о работе с блогерами, алгоритмах социальных сетей и востребованном контенте

Роберто Панчвидзе о том, как блокировки интернет-площадок сказались на блогинге

СНОБ
Анна Банщикова: «Люблю жизнь во всех её проявлениях» Анна Банщикова: «Люблю жизнь во всех её проявлениях»

Как Анне Банщиковой удаётся сочетать роли популярной актрисы и мамы троих детей?

Здоровье
Как развестись с мужем-нарциссом: 4 правила расставания — обязательно запомните их Как развестись с мужем-нарциссом: 4 правила расставания — обязательно запомните их

Развод с нарциссом — непростое испытание

Psychologies
Изменение климата сделало экстремальную летнюю засуху в 20 раз более вероятной Изменение климата сделало экстремальную летнюю засуху в 20 раз более вероятной

Засуха лета 2022 года принесла настоящие бедствия

ТехИнсайдер
Как после 50 лет оставаться в хорошей форме Как после 50 лет оставаться в хорошей форме

Неужели после 50 нельзя быть подтянутым и спортивным?

ТехИнсайдер
Руки делают Руки делают

Для героев этого проекта хобби – не просто увлечение

Новый очаг
Месть умершей ведьмы: история проклятого дома в Харрисвилле Месть умершей ведьмы: история проклятого дома в Харрисвилле

Фильм ужасов «Заклятие» считается одним из самых страшных в истории жанра

VOICE
Шесть мифов о диагностике Шесть мифов о диагностике

Исследования, которые не всегда эффективны при диагностике заболеваний

Здоровье
9 токсичных привычек, из-за которых слабеют тело и дух 9 токсичных привычек, из-за которых слабеют тело и дух

Как справиться с вредными привычками

Maxim
«Привет, занят? Я тут куда-то нажал — и всё поломалось»: что бесит айтишников в рабочей переписке «Привет, занят? Я тут куда-то нажал — и всё поломалось»: что бесит айтишников в рабочей переписке

Как ошибки в коммуникации вредят работе

VC.RU
Artik & Asti. Группа Artik & Asti — первое большое совместное интервью в новом составе Artik & Asti. Группа Artik & Asti — первое большое совместное интервью в новом составе

Artik & Asti поделились впечатлениями от совместной работы и рассказали о планах

ЖАРА Magazine
Космос в кармане: как спутники помогают развивать потребительские сервисы Космос в кармане: как спутники помогают развивать потребительские сервисы

Почему прогресс цифрового мира неотделим от прогресса орбитальных группировок

Forbes
Деловая токсичность: 5 пассивно-агрессивных фраз в рабочей переписке Деловая токсичность: 5 пассивно-агрессивных фраз в рабочей переписке

Вежливые фразы из рабочих переписок, которые бессознательно раздражают

Psychologies
Новые черные комедии на любой вкус Новые черные комедии на любой вкус

Фильмы и сериалы, авторы которых не боятся черного юмора

Maxim
Почему «китайцы» все-таки захватят мир. Экспорт растет лавинообразно Почему «китайцы» все-таки захватят мир. Экспорт растет лавинообразно

Китайские автомобили неизбежно станут грозной силой на международном рынке

РБК
Открыть в приложении