Катя Кузнецова: «Рада, что серьезные разочарования случились еще в юности»
Я студентка, опыта ноль, а тут известный артист вдруг начал со мной флиртовать! Опешила, поскольку совсем не была готова к такому повороту. Подумала, что, возможно, неверно поняла его кокетство.
-Катя, интересно, какими вы обзавелись новыми привычками, пока вынужденно сидели дома? Может, научились устраивать онлайн-застолья или общаться с подругами по «Фейстайму»?
— Единственный раз «сходила» на пробы в «Зуме». Не понравилось, скажу честно. Играть с телефоном в руках очень странно, мягко говоря. Судите сами: моей героине надо было подметать пол, произносить текст. Как самой это снять? Справилась, конечно: поставила телефон на туалетный столик и сыграла, но глобально не оценила новые технологии. По нескольким кадрам режиссер все равно не сможет утвердить артиста. Необходимы пробы в костюмах, гриме, с партнерами и так далее. Онлайн удобен, когда актрисе следует показать, что она в хорошей форме, не располнела например. Можно оценить состояние ее кожи, волос — и все. Необходимо личное, очное знакомство с режиссером, обсуждение сценария. Готова ездить на встречи хоть триста раз подряд, но только не снимать так называемые самопробы.
Старомодная я! И не только в профессиональных вопросах. Я за живое общение, за встречи с друзьями, только не по видеосвязи. Но в целом, признаться, отлично провела время, пока оставалась дома. Не помню, когда в последний раз имела возможность столько времени посвятить себе, книгам, друзьям, уборке в конце концов! Два года назад приобрела квартиру в центре Москвы, но никак не могла ею насладиться. То полгода снимаюсь в Киеве, то два месяца — в Ярославле. И вот наконец, когда некуда оказалось спешить, занялась разбором хлама и закупкой... нового. Это же так увлекательно — заказывать на разных сайтах всевозможные полезные и красивые вещицы для квартиры! Но все возвращается на круги своя. На днях начинаются съемки.
— Пятнадцать лет назад вы сыграли свою первую роль. Дебют случился в фильме «Возвращение Мухтара». Опишите Катю Кузнецову, которая снялась в том проекте. О чем думали, мечтали, к чему стремились? Насколько далеко простирались амбиции?
— На втором курсе театрального я вдруг разочаровалась в выбранной профессии. Слишком уж разнилась действительность с моим идеальным представлением. Самый простой пример: в книге Станиславского «Моя жизнь в искусстве» говорится об актерской дисциплине. О том, например, что студенты не вправе входить в аудиторию после мастера. А в нашем институте было в порядке вещей, когда в разгар занятия заходят опоздавшие: «Ой, простите, пробки...» Меня такие вещи поражали и даже возмущали.
Я из семьи профессионального спортсмена, где ребенка растили по определенным правилам: четкий распорядок дня, никаких опозданий, отбой в десять вечера, питание по расписанию, пообещал — сделай и другие понятные вещи. Хотя я была дерзкой, свободолюбивой девчонкой, все это принимала и не бастовала.
Так что тем более было странно и даже обидно столкнуться с тем, что, оказывается, в профессии, которой собиралась заниматься всю жизнь, так много необязательного и несерьезного.
В общем, однажды задумалась: а свой ли путь я выбрала или стоит уйти из института, заняться чем-то другим? Поразмыслив, все же приняла решение остаться и идти избранной дорогой. Несмотря на то, что многое не нравится.
В один прекрасный день заказала у знакомого фотографа портфолио, отнесла снимки в крупное киевское актерское агентство. На обороте, как тогда было принято, написала от руки: рост, вес, где учусь, навыки. Мне почти сразу же позвонили и утвердили на роль легкоатлетки Эльзы в шестьдесят седьмую серию долгоиграющего проекта «Возвращение Мухтара».
Съемочных дней — всего три, за каждый платили по семьдесят долларов. Сумасшедшие деньги для восемнадцатилетней начинающей актрисы. Чувствовала себя миллионершей! Конечно, никакого агента у меня и в помине тогда не было. Да и о предстоящей работе и гонораре была всего лишь устная договоренность. На съемочную площадку добиралась на перекладных, с пересадками.
В первый съемочный день гримеры нанесли мне совершенно неподходящий макияж, прибавив несколько лет. Я, замерев, сидела перед зеркалом и не знала, как быть. Хотелось сказать, что оранжевая помада совсем мне не идет и румяна такого оттенка не подходят к оттенку кожи... Но промолчала, решила не выпендриваться. Хотя неплохо разбираюсь в искусстве визажа — мама научила краситься с учетом особенностей лица. Но переживала тогда больше не об этом, а о том, что в кадре предстоит быть с Александром Носиком.
Я еще студентка, опыта ноль, а тут известный московский артист. И вдруг он начал со мной... флиртовать! Я опешила, поскольку совсем не была готова к такому повороту. Подумала, что, возможно, неверно поняла его кокетство. По сценарию персонаж Носика проявляет к моей героине интерес. Может, Александр так входил в образ? Не выяснила — съемки закончились.
Вообще, та Катя и сегодняшняя — это два разных человека. Я тогда была очень зажатой, стеснялась. Вспоминаю кинодебют с трепетом и приятным волнением — такое ведь больше не повторится... При этом была горда собой, потому что снималась одной из первых на нашем курсе. Помню свою уверенность в том, что и дальше все будет складываться самым лучшим образом. Сейчас думаю, что мне повезло: я попала в нужное время в нужное место. Лед быстро тронулся.
— Но даже если занимаешься любимым делом, случаются периоды опустошения. Да и профессиональная дорога не всегда гладкая и прибранная, согласны?
— Верно. Но пока ты молод, одолевает юношеский максимализм. Очень хочется, чтобы все было по-твоему. Только так, а не иначе! Хочется нестись вперед и много работать. После института я все еще пребывала в розовых очках и оказалась совершенно не готова к тому, что вдруг произошло. Начались разговоры за спиной: мол, я протеже своего знаменитого отца Олега Кузнецова — большого спортсмена, футболиста. Что это он выбивает для меня роли, обустраивает мне местечко под солнцем — я же так активно снималась. Стоило однажды услышать намек, и я превратилась в фурию! Да как вы смеете так считать?!
С отцом у нас изначально была договоренность, что он не будет помогать, я сама проложу путь в профессии. Надо знать Олега Владимировича, чтобы понять: он слишком принципиальный человек, чтобы просить за дочь и как-то влиять на ее карьеру. За это я безумно уважаю папу.
Расскажу один случай. По окончании учебы меня пригласили работать в театр. Боже, как я была счастлива! Даже без зарплаты играла бы, лишь бы выходить на сцену. И вдруг намекают: «А не мог бы твой папа попросить у мэра...»
Ну все, приехали! Я развернулась, уехала и в одиночестве ревела белугой: значит, я бездарная и взяли только из-за папы... Потом успокоилась, подумала, сопоставила некоторые вещи и поняла: нет, я ни при чем. Это все театральные интриги. Ну что же, жизнь преподнесла отличный урок. В том театре, кстати, не проработала ни дня.
Рада, что серьезные разочарования случились еще в юности. Это привело к простой мысли: надо больше трудиться, чтобы самой диктовать правила игры, а не играть по чужим.
— Серьезная проблема всех трудоголиков — отсутствие интересов кроме работы. Как у вас обстоят с этим дела?
— Да, я фанат своей профессии, но все же отделяю работу от частной жизни, в которой присутствуют и любовь, и друзья, и хобби. Не зацикливаюсь ни на карьере, ни на чем-то другом — даже на любимом мужчине. Понимаю, что когда фокус внимания направлен исключительно на партнера — это короткий путь к потере самой себя... Для многих женщин, сосредоточенных на отношениях с любимым мужчиной, крахом становится любая ссора, не говоря уже о разводе. Им просто некуда себя девать. Но девушки, вокруг ведь так много интересного!