Юбер Живанши: Аристократ от-кутюр
В дверь постучали: "Месье, к вам мисс Хепберн". Юбер вскочил с кресла, одергивая пиджак. О визите кинодивы взволнованная секретарша сообщила накануне, и он ждал этой встречи с нетерпением.
Неужели знаменитая Кэтрин Хепберн и впрямь почтила вниманием его фирму, созданную лишь год назад, и сейчас в кабинет войдет рыжеволосая звезда «Ребра Адама»?
Но на пороге показалась хрупкая брюнетка с огромными глазами, застенчивая и совершенно незнакомая. Клетчатые узкие брючки, простенькие сандалии, белая футболка и соломенная шляпа, как у венецианского гондольера — никакого стиля, и все же, пожалуй... Тем временем помощница прервала его мысли, представив: «Мисс Одри Хепберн». Одри?
Эта путаница всю жизнь будет преследовать актрис-однофамилиц и станет поводом для множества шуток. В те дни, в августе 1953-го, мир знал лишь одну из них — Кэтрин. Премьера «Римских каникул», ставших визитной карточкой другой Хепберн — Одри, уже состоялась в Нью-Йорке, но во Франции о новом фильме еще не слышали. И Юбер понятия не имел о том, что перед ним — зарождающаяся звезда эпохи, более того — его будущая муза и ближайший друг. Он лишь оценил профессиональным взглядом ее пропорции и поразительное изящество, сразу представив, как прекрасно будут сидеть на этой девушке его лучшие творения.
Живанши было двадцать шесть, Одри — двадцать четыре. В ту первую встречу ни он, ни она не могли и мечтать, что впереди обоих ждет всемирная слава. Юбер с детства точно знал лишь одно: он хочет сочинять самую красивую одежду.
Юберу Джеймсу Марселю Таффену де Живанши ничего не пришлось выбирать — он угодил в число тех, чей путь предопределен с рождения. Модельер появился на свет двадцать первого февраля 1927 года, как говорится, «с серебряной ложкой во рту» — с именем и титулом. Кого только не значилось среди его предков: венецианские зодчие и французские аристократы, живописцы и фабриканты. Родовитая семья, дом в Бове на севере Франции, любящие родители...
Впрочем, отца своего он толком не помнил — тот умер, когда Юберу едва исполнилось три, но навсегда остался для сына героем. Маркиз Люсьен Таффен де Живанши — летчик из того же легендарного поколения, что и Антуан де Сент-Экзюпери, — благополучно вернулся с Первой мировой. Скончался он от последствий «испанки», разновидности тяжелого гриппа, в 1930-м, оставив сиротами будущего модельера и его брата Жан-Клода двумя годами старше. В детстве Юбер мечтал покорять небо, как отец, но жалел маму, не перестававшую оплакивать любимого мужа и возненавидевшую авиацию.
Беатрис де Живанши младшего сына обожала, но воспитывала в жестких протестантских традициях, считая главными постулатами трудолюбие, честность и целеустремленность. Зато ее мать баловала внука при любой возможности. У бабушки Маргерит имелась корзинка с рукоделием, где хранилось бесчисленное множество лоскутков — атласа, шелка, бархата... Мальчик подолгу играл с разноцветными обрезками, раскладывая их в одному ему понятной последовательности, пробуя всевозможные сочетания фактур и оттенков. Старший брат посмеивался над «девчоночьими» пристрастиями, на что Юбер, научившийся безошибочно определять ткани на ощупь, упрямо твердил: «Они — живые».
Довольно рано выяснилось, что у мальчика недюжинные способности к рисованию. Правда, поначалу трудно было понять, что увлекает его больше — живопись или архитектура. В десять лет будущий модельер с братом и мамой посетил Всемирную выставку в Париже. В зале, посвященном моде и элегантности, он увидел восхитительные платья и едва вернувшись домой, тут же кинулся их зарисовывать. С тех пор в его альбомах эскизы диковинных зданий уступили место наброскам не менее диковинных нарядов. Отныне ничего другого мальчику не хотелось — только сочинять одежду, какой до него не придумал еще никто.
В 1940-м умерла бабушка. К этому времени благосостояние клана Живанши вконец истаяло и все хлопоты о семействе легли на плечи Беатрис. Шла война, обедневшая маркиза не гнушалась обстирывать более удачливых женщин и ухаживала за ранеными в местном госпитале. Она надеялась, что отпрыски выберут профессию по возможности достойную, но в любом случае гарантирующую стабильный заработок, и не сразу смирилась с решением младшего сына попробовать себя в модном бизнесе.
По окончании Второй мировой в 1945 году восемнадцатилетний провинциал в точности по заветам любимого Бальзака, чьи герои в поисках признания направлялись покорять столицу, отправился в Париж. По настоянию матери, все еще с трудом воспринимавшей превращение потомка аристократов в портного, Юбер поступил в Национальную школу изящных искусств и одновременно, уже по собственному желанию, устроился в Модный дом известного кутюрье Жака Фата. Там юноша постигал бесчисленные премудрости: рисовал эскизы, помогал в работе с моделями, ловя каждое слово и движение.
Живанши было суждено сменить еще нескольких именитых учителей, и у каждого он проводил около года: Робер Пиге, Люсьен Лелонг, где Юбер трудился бок о бок с еще никому не известными Кристианом Диором и Пьером Бальменом. Затем его взяла в ассистенты прославленная Эльза Скиапарелли, у которой он проработал пять лет, постаравшись извлечь из этого сотрудничества максимум пользы. В конце концов Скьяп, как звали ее близкие, доверилась Юберу настолько, что даже назначила управляющим одного из бутиков.
Своенравная, причудливая, нестандартно мыслящая Эльза все делала по-своему. В отличие от консервативных коллег она с готовностью принимала любые вызовы эпохи, экспериментируя с формами, фактурами и цветом. Именно Скиапарелли мы обязаны появлением застежки-молнии на одежде, она шокировала публику аксессуарами вроде шляпки в виде женской туфли или сумки в форме телефонного аппарата.
Благодаря ей Живанши усвоил главное: в мире моды есть место любой смелой фантазии, лишь бы она соответствовала духу времени. Впрочем, уже тогда он знал, что не хочет выходить за рамки элегантности и вкуса — экстравагантность его не занимала. Будущие эксперименты Юбер надеялся осуществлять ненарочито, скорее на уровне дразнящего намека — подобно запаху духов, который можно уловить, лишь приблизившись.
Вооруженный накопленными знаниями и умениями, неопытный, но страстно рвущийся в бой двадцатипятилетний модельер осмелился рискнуть по-крупному. Он занял денег у родственников и открыл собственный Дом. Бутик Живанши распахнул двери на улице Альфреда де Виньи неподалеку от парка Монсо третьего февраля 1952 года. На что мог рассчитывать новичок, еще не предъявивший миру никаких собственных успехов? Надеялся, что на его первую коллекцию бросят хотя бы пару заинтересованных взглядов. Он позволил себе самые недорогие ткани и фурнитуру и сделал ставку на единственное, в чем действительно был силен, — силуэт и крой. Свою главную задачу он видел в том, чтобы не скрывать линии тела, а подчеркнуть его природные достоинства, по возможности приблизив к идеалу.
К искреннему изумлению Юбера коллекцию расхватали как горячие пирожки! Особенно понравилась белая блуза из хлопка с оборками-воланами на рукавах, обшитыми черными кружевами. Называлась она «Беттина» — в честь манекенщицы Беттины Грациани, ставшей лицом и пресс-атташе нового Дома. Они с Живанши дружили со времен работы у Жака Фата. В пятидесятые Беттина считалась истинной королевой модного Парижа и являлась рекордсменкой по количеству публикуемых фотографий. В столицу она приехала за год до Юбера из Нормандии, мечтая открыть собственное ателье. Однако судьба распорядилась по-иному: роскошная внешность хрупкой рыжеволосой красавицы определила ее карьеру.
Беттина дружила со всеми знаменитыми кутюрье (сменить «негромкое» имя Симон Мишлен Боден на более звучный псевдоним ей посоветовал Пьер Бальмен), обладала ярким характером и редкой в тех кругах верностью и порядочностью. Она увлекала самых притягательных мужчин, но подиум оставила лишь ради Али Салмана Ага-хана — восточного принца, плейбоя и бывшего мужа Риты Хейворт. Увы, вскоре пара попала в автомобильную аварию, Али погиб, а его беременная возлюбленная потеряла ребенка.
После пережитой трагедии ее ожидало возвращение в мир моды, бесконечные путешествия и статус одной из культовых персон. Но все это было позже, а тогда, в начале пятидесятых, Беттина просто горячо поверила в Юбера, дружба с которым продлится до самой ее смерти в 2015 году. Уже известная модель, она охотно взялась помогать новичку и, воспользовавшись своими связями, привлекла к сотрудничеству и коллег, и модных редакторов, обеспечив теплые отзывы в прессе.