“Мы должны научиться получать удовольствие”
Почему футболисты боятся ошибиться? Почему называют себя счастливыми те, кто лишился зрения? Почему музыканты, которые любят Баха, охотней играют джаз? Ответы и объяснения – у гуру позитивной психологии.
Создать максимум возможностей для счастья – вот главная задача современного государства. И в мировые лидеры выйдут те страны, которым это удастся, считает психолог Михай Чиксентмихайи. Он знает, о чем говорит: ведь он открыл состояние «потока» – вероятно, самую доступную и самую полезную форму счастья.
Psychologies: Как можно достичь этого состояния?
Михай Чиксентмихайи: Это может показаться странным, но работа, которую мы привыкли считать трудной, хоть и необходимой обязанностью, во многом организована по тем же законам, что и игра. Есть цель, сроки и необходимость проявить себя с лучшей стороны. В таких условиях состояние потока очень даже достижимо. А вот, например, в семейной жизни достичь его гораздо труднее. Тут всего слишком много, все очень хаотично, задачи наползают одна на другую, четких сроков и ясных целей нет. Меня часто спрашивают: «Что делать? Мне хочется чаще испытывать состояние потока, но мне стыдно тратить время на себя, потому что есть много важных вещей, которыми нужно заниматься». Но наша задача – научиться быть счастливыми, делая то, что не входит в круг наших естественных потребностей, создавая нечто за пределами того, что нам дала природа. Да, быть счастливым в семье, выполняя свой долг или делая свою работу, трудно. Но если мы несчастливы в этом, то мы вообще не будем счастливы. Значит, мы должны научиться получать это удовольствие, понять, как это делать.
Можно ли сказать, что любая увлеченность – это состояние потока?
М. Ч.: Стоит отличать поток от состояний, которые могут быть на него очень похожи, но им не являются. Возьмите футбол. Когда мальчишки часами гоняют мяч во дворе, не замечая разбитых коленей и жажды, – это, конечно, поток. Но чем выше уровень игры, тем меньше шансов его достичь. Появляются соображения денег, престижа, боязнь ошибки, которая дорого обойдется, – и поток уходит. Остается его имитация. В свое время Ассоциация симфонических оркестров США пригласила меня разобраться, почему многие музыканты – настоящие мастера! – со временем не только не совершенствуются, но начинают играть даже хуже. И знаете, что я выяснил? Что эти же музыканты легко достигают состояния потока, когда вечером собираются с друзьями на джазовый джем-сейшн. Это не значит, что они не любят Баха или Бетховена, нет-нет. Они очень любят классику. Чего они не любят – так это отсутствия выбора. Когда дирижер требует играть так, а не иначе, когда репертуар, график выступлений и репетиций расписаны на год вперед – уходит свобода. А с ней и возможность раствориться в том, что они делают. Если наша работа жестко контролируется, если есть стандарты, которым всегда необходимо соответствовать, – даже занятия, которые могут и должны приносить состояние потока, становятся работой из-под палки.