Аня Тейлор-Джой и ее феноменальный успех

Караван историйЗнаменитости

От пешки до королевы

Ее героиню из «Ферзевого гамбита» сравнивают с Алисой в Зазеркалье. Вот такой, дескать, путь проходит Бет Хармон, успешно минуя клетку за клеткой, чтобы за несколько ходов преодолеть пространство шахматной доски и превратиться в Белую Королеву.

Ханна Лебовски

Сама Аня Тейлор-Джой прошла похожий путь. Или еще только проходит и ее феноменальный успех — вовсе не финальная королевская клетка, а только промежуточная победа? На этой дороге ей, как и Алисе в удивительном путешествии, начавшемся еще в Стране чудес, встречались разные персонажи, открывавшие новое и учившие подчас в парадоксальном духе. И она на собственном опыте постигала кэрролловские премудрости: «Раз некому ответить, то не все ли равно, о чем спрашивать?», «Чем неправильнее, тем правильнее», «Если бы каждый занимался своим делом, то Земля завертелась бы гораздо быстрее, чем вертится теперь» или еще вот такую — «Не понимаю, как может она закончить свою историю, если никак ее не начнет?!»

На первой шахматной клетке Аня Тейлор-Джой в начале жизненной партии располагала лишь базовым багажом. Например необычной «инопланетной» внешностью, обеспеченной причудливым смешением кровей: аргентинской и шотландской у отца, английской, африканской и испанской у матери, уроженки Замбии.

Детей в семье шестеро, Аня — младшая. Она родилась в Майами шестнадцатого апреля 1996 года, дальше был Буэнос-Айрес — папина родина, а с шести лет — Лондон, куда семья подалась из-за стремительно ухудшавшейся политической ситуации в Аргентине. Переезд ей дался тяжело: после зеленых полей и бешеных скачек на лошади, после жаркого солнца — огромный стылый город, пробки и смог. И чужой язык: дома-то все говорили на испанском, а теперь нужно было учить английский. Аня упорно отказывалась зубрить неправильные глаголы и осваивать британское произношение, втайне надеясь, что родители скоро вернутся в обожаемую Аргентину.

С ровесниками наладить контакт не получалось — те интуитивно чувствовали инаковость девочки с необычной внешностью и в компанию не брали. На помощь в преодолении языкового барьера пришел друг воображаемый, книжный — Гарри Поттер. Многотомную сагу читал вслух дядя — и вместе с новым языком потихоньку отпечатывались на подкорке особенности новой страны, ментальности и быта. Ане, как и маленькому волшебнику со шрамом, пришлось разобраться в том, как же устроена эта неподатливая реальность. Родные долго вспоминали, как девочка бродила по дому, твердя магические заклинания из поттерианы. Ее любимой книгой по сей день остается «Гарри Поттер и Орден Феникса».

В Лондоне с детьми обосновалась мама, бывшая хиппи, сначала работавшая дизайнером и фотографом, а потом ставшая психологом. Отцу пришлось остаться в Аргентине: карьеру инвестиционного банкира Дэвид Джой бросил ради увлечения, которым горел по-настоящему, — водных мотогонок и даже стал чемпионом.

Аня скучала по отцу и курсируя между Буэнос-Айресом и Лондоном, потеряла шанс на осуществление мечты — стать балериной. Залогом успеха были обязательные регулярные тренировки, а частая перемена мест им не способствовала, и с хореографией пришлось распрощаться.

Она и школы все время меняла. Сначала «приготовишка» в Челси, потом «началка» в Аргентине, после нее средняя — в Кенсингтоне... И везде Аня чувствовала себя чужой. В Аргентине была англичанкой, в Англии — экзотической латинос. Даже акцент у нее в результате сформировался странный, ни на кого не похожий. Аня называет его «лингвистическим стокгольмским синдромом».

Она никуда не вписывалась и отчаянно тосковала по месту, которому бы принадлежала. Если бы просто не замечали — это полбеды. Но ее всегда подтравливали. Закрывали в шкафчиках в раздевалке. Не впускали в класс. Отбирали и портили вещи. Дразнили. Однажды отметили в «Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» на изображении лупоглазой рыбы, после этого Аня долго не могла смотреть в зеркало.

Над ней смеялись на уроках физкультуры: девочка не могла сфокусироваться на мяче, летящем прямо на нее. И вот, с одной стороны, она обожала уроки драмы, участвовала в постановках школьного театра и получала отличные оценки по истории, литературе и английскому, а с другой — дня не обходилось без рыданий в туалете. У нее развились панические атаки и нервная икота. Ее не понимали и не хотели понимать. Назначили изгоем и парией.

Родители, люди вовсе не слепые — особенно мама-психолог, быстро поняли: если у младшей тяжело на душе, ее нужно усадить смотреть фильм — и дочь скоро будет в порядке. Умножим эту привычку на тотальное одиночество и получим одержимого киномана с детства. Как было сказано Алисе: «Нет ничего на свете, из чего нельзя было бы сделать вывод. Надо только знать, как взяться за дело».

В четырнадцать лет стало настолько невыносимо, что Аня убедила обеспокоенных родителей отпустить ее в Нью-Йорк. Она решила продолжить учиться там и первое, что сделала по прибытии, — выкрасила волосы в ярко-розовый цвет, но в шестнадцать школу бросила. Может, именно тогда и родилась мысль: человек, личность которого никого не интересует, может состояться, примеряя чужие личности.

И Аня решила стать актрисой. Как Сирша Ронан... Аня обожала ее фильмы — и вдруг однажды до нее дошло: ведь Сирша — примерно ее ровесница и снимается в проектах, которые так близки... вдруг она тоже могла бы так? Сказала маме и папе, точнее написала им длинное письмо-эссе, подробно объясняя, чего хочет от жизни и почему бросает учебу. Родители ответили: пробуй, действуй!

Наступивший вслед за этим период идеально описывается кэрролловской фразой: «Столько удивительных вещей случилось в этот день, что Алисе уж начало казаться, что на свете нет ничего невозможного». Ане было шестнадцать. Готовясь к вечеринке, она решила потренироваться ходить на каблуках. Надела мамины туфли и пошла на прогулку с собакой. Неожиданно показалось, что за ней следят. Сначала Аня решила, что пересмотрела криминальных триллеров, но нет, она не ошибалась: за ней действительно медленно ехал автомобиль. Подхватив собаку на руки, она побежала, то и дело спотыкаясь. Тут окно машины приоткрылось и оттуда сказали: «Если остановишься, то не пожалеешь». После такого, казалось бы, бежать надо еще быстрее. Но она остановилась.

Так ее нашла Сара Дукас, легендарная экс-модель и скаут, открывшая миру Кейт Мосс и Кару Делевинь. Сара протянула свою визитку и попросила привести родителей. А перед тем как уехать, строго сказала: «Кстати, никогда больше в подобной ситуации не смей останавливаться! Это может очень плохо кончиться. И не суй руку в окно, чтобы пожать мне руку, я же могу просто затащить тебя в машину, ты вообще понимаешь, что делаешь?!»

Уже назавтра Аня подписала контракт с модельным агентством Storm — и начала новую жизнь. Вскоре она снималась в журнальной фотосессии с участием актеров «Аббатства Даунтон». В разговоре с Алленом Личем — он играл Тома — девушка призналась, что мечтает стать актрисой. Аллен попросил что-нибудь прочесть. Она выдала парочку стихов Шеймаса Хини. Лич сказал: «Оставь свое имя и номер телефона и жди звонка». Ей действительно позвонили из актерского агентства. Вот так просто. Она до сих пор задыхается от благодарности, когда вспоминает эту внезапную бескорыстную щедрость.

Дальше были прослушивания. Первое — неудачное: Аня мечтала сыграть юную Малефисенту, но роль, увы, досталась другой претендентке, а ТейлорДжой проплакала несколько дней с досады. Впрочем, опыт отказа был необходим. Потом она получила маленькую роль в «Академии вампиров», но... Анину сцену вырезали. Что ж, опыт разочарования тоже необходим. Затем последовал кастинг на роль в «Ведьме», и тут повезло.

Как раз в это время состоялся примечательный разговор с родителями. Аня сказала: «Я, ваш младший ребенок, уже выросла и была последней, за кем нужно следить. Больше вы ничего никому не должны. О чем мечтаете?» Мама с папой переглянулись и признались, что не прочь отправиться вдвоем в путешествие. Что вскоре и сделали.

Аня же вскоре полетела в Канаду, чтобы сниматься в по-настоящему мрачном, медленно-страшном фильме. «Ведьма» — хоррор. По сюжету семью колонистов — мужа с женой и четверых детей — изгоняют из религиозной общины, они поселяются на опушке леса, и начинается всякая мистика: ведьма крадет сыновей. Дочь, юную Томасину, которая в конце концов сама становится ведьмой, как раз Тейлор-Джой и сыграла.

После премьеры в 2015 году на фестивале «Санденс» за эту работу ее признали «Актерским прорывом года» по версии Gotham Awards, последовало еще шестнадцать различных номинаций, а затем ее выдвинули на премию «Сатурн» в номинации «Лучшая молодая актриса». Хотя на первом просмотре готовой картины Аня горько плакала: она показалась себе ужасной, бездарной и практически уверилась, что кино — точно не для нее. При этом она настолько сроднилась с ролью, что теперь, когда Томасина осталась позади, чувствовала подавленность и опустошение. Так будет потом не раз: каждая героиня словно забирает частичку Ани и завершение работы становится прощанием с близкой подругой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валерия Ободзинская: Валерия Ободзинская:

Валерия Ободзинская рассказывает о своем отце Валерии Ободзинском

Караван историй
Алкогений: Александр Годунов Алкогений: Александр Годунов

Биография Александра Годунова могла бы стать основой шпионско-любовного романа

Maxim
Венсан Кассель и Тина Кунаки. Еще раз про любовь Венсан Кассель и Тина Кунаки. Еще раз про любовь

История любви Венсана Касселя и Тины Кунаки

Караван историй
«Красная родинка на мизинце»: Николь Кузнецова назвала признаки венца безбрачия «Красная родинка на мизинце»: Николь Кузнецова назвала признаки венца безбрачия

Николь Кузнецова объяснила, что из себя представляет венец безбрачия

Cosmopolitan
Юрий Мороз: Юрий Мороз:

Юрий Мороз — о работе с актерами, своей киноистории и «Содержанках»

Караван историй
Корзина с бигмаком: что на самом деле показывает популярный индекс Корзина с бигмаком: что на самом деле показывает популярный индекс

Что полезное можно извлечь из индекса бигмака?

Forbes
Валерий и Виола Сюткины: «Мы не идеальная, но... классная парочка!» Валерий и Виола Сюткины: «Мы не идеальная, но... классная парочка!»

Семейную жизнь Валерия и Виолы Сюткиных безоблачной не назовешь

Караван историй
Сделано, чтобы прилипать Сделано, чтобы прилипать

Почему одни идеи выживают, а другие умирают

kiozk originals
В двух шагах от трона В двух шагах от трона

Герцог и герцогиня Кембриджские стремительно набирают очки в погоне за троном

Караван историй
Старая Земля: почему важно открытие планеты у одной из древнейших звезд в Галактике Старая Земля: почему важно открытие планеты у одной из древнейших звезд в Галактике

Астрономы открыли планетную систему у одной из древнейших звезд Галактики

Forbes
Елизавета Моряк: Елизавета Моряк:

Умирать в кадре — это элемент творчества

Коллекция. Караван историй
Шорты и сахар: 10 самых странных правил королевского этикета Шорты и сахар: 10 самых странных правил королевского этикета

За жизнью Елизаветы II и ее семьи следит весь мир

Cosmopolitan
Девушка созрела? Каким получился третий альбом Билли Айлиш Девушка созрела? Каким получился третий альбом Билли Айлиш

Каким вышел новый альбом и чем можно объяснить популярность Билли Айлиш?

Psychologies
Художник постсоветской реальности: жизнь и творчество знаменитого российского фотографа Сергея Чиликова Художник постсоветской реальности: жизнь и творчество знаменитого российского фотографа Сергея Чиликова

Сергей Чиликов и его художественный метод "фотопровокации"

Esquire
Ирина Апексимова. Живу как хочу Ирина Апексимова. Живу как хочу

Ирина Апексимова — о работе в театре и критике

Коллекция. Караван историй
Материнское выгорание: почему нам кажется, что мы недостаточно хорошие мамы Материнское выгорание: почему нам кажется, что мы недостаточно хорошие мамы

Ты чувствуешь себя недостаточно хорошей матерью?

Cosmopolitan
Самые странные корабли, когда-либо выходившие в море Самые странные корабли, когда-либо выходившие в море

Как тебе такое, Дейви Джонс?

Maxim
Как повернуть вспять кариес Как повернуть вспять кариес

Бытовые привычки, которые помогают остановить разрушение зуба

Maxim
Интересные и нешуточные факты о Хите Леджере Интересные и нешуточные факты о Хите Леджере

Удивительно, сколько Хит Леджер успел за отведенное ему время

Maxim
Взрослые самки острохвостых амадин сохранили любовь к отцовским песням Взрослые самки острохвостых амадин сохранили любовь к отцовским песням

Самки острохвостых амадин с детства запоминают песню отца

N+1
«Хорошие плохие чувства: Почему эволюция допускает тревожность, депрессию и другие психические расстройства» «Хорошие плохие чувства: Почему эволюция допускает тревожность, депрессию и другие психические расстройства»

Отрывок из книги «Хорошие плохие чувства» о том, почему страдания полезны

N+1
2 препятствия, которые мешают нам отделиться от токсичных родителей 2 препятствия, которые мешают нам отделиться от токсичных родителей

Какие шаги помогут выпутаться из паутины токсичной семьи?

Psychologies
Постоять за себя Постоять за себя

Учим детей правильно реагировать на агрессоров и выходить из сложных ситуаций

Лиза
Готовим дома магазинные десерты: молочный ломтик, ириска с орехом и маршмелоу Готовим дома магазинные десерты: молочный ломтик, ириска с орехом и маршмелоу

Готовить дома магазинные десерты — это вызов себе

Cosmopolitan
Метод зеленой ручки Метод зеленой ручки

5 способов мотивировать ребенка на учебу

Лиза
Такси для чиновников и голосование против поправок к Конституции: чем запомнилась мэр Якутска Сардана Авксентьева Такси для чиновников и голосование против поправок к Конституции: чем запомнилась мэр Якутска Сардана Авксентьева

Чем мэр Якутска Сардана Авксентьева запомнилась на своем посту

Forbes
Где же ваши ручки Где же ваши ручки

Какой уход необходим зимой коже рук, чтобы предотвратить сухость и обветривание?

Лиза
Дядька императора Дядька императора

В Российской империи воспитание царских отпрысков было делом политическим

Дилетант
Кэри Маллиган: «Меня всегда поддерживали родители» Кэри Маллиган: «Меня всегда поддерживали родители»

Кэри Маллиган о новом проекте и о первом поцелуе с Ди Каприо

Cosmopolitan
5 нон-фикшн книг с хорошей научной базой: против стресса и тревоги 5 нон-фикшн книг с хорошей научной базой: против стресса и тревоги

Нон-фикшн книги, которые помогут сохранять душевное равновесие

Популярная механика
Открыть в приложении