Кристина Кретова и Игорь Цвирко рассказывают о балете и своей любви

Караван историйКультура

Кристина Кретова и Игорь Цвирко: "Любовь лечит любую боль"

Давно мечтаем встретить человека, который расскажет нам, что ему реально подсыпали битое стекло в пуанты или резали костюмы. Мы таких историй не слышали, только в кино видели...

Екатерина Бойко

Фото: Кристина Лаптева/из архива К. Кретовой и И. Цвирко

рители приходят на балет, восхищаются мастерством артистов, но только сами исполнители знают, какой адский труд стоит за волшебной легкостью танца. Вы бы посоветовали отдать ребенка в балет?

Кристина: Знаете, самое ужасное, что дети страдают, как правило, по вине взрослых. Мы часто сталкиваемся с тем, что много частных школ открывается людьми некомпетентными. Они обещают поставить вашего ребенка на пуанты в три года. Зачастую в такие школы ходят дети довольно известных родителей, которые сами хотят немедленного результата. Хвастаются, что их чадо танцует на пуантах и крутит фуэте. Но мы всегда предупреждаем: если хотите, чтобы ваш малыш радовал маму с папой, пусть начнет с польки, с народного танца... Развивайте ребенка постепенно. Недавно подруга показывает нам запись отчетного концерта, мол, как вам моя на пуантах? Ужасно! Ребята, детей ставят на пуанты ближе к одиннадцати, и только после года серьезного обучения, когда у них сформировался скелет. В ином случае это грозит ребенку неправильным срастанием костей: голеностопа, коленного сустава, а дальше травма на всю жизнь...

Есть преподаватели, которые относятся к обучению ответственно, а есть такие, кто выпустился из училища и тут же открывает школу. Мне недавно рассказали про даму, которая открыла балетную студию в Барвихе, мол, она училась в Московской государственной академии хореографии. Мы примерно одного возраста и обязательно встретились бы там. Но я о ней даже не слышала. Если вы мечтаете о балетном будущем для ребенка, его надо подготовить. Для начала это могут быть танцы, спортивная гимнастика. Профессионалам детей отдают с десятилетнего возраста. Мы призываем: не калечьте своих малышей.

— А как вы с Игорем попали в балет?

— Я родилась в Орле, где на тот момент не было профессиональной балетной школы, только хореографическая студия. Единственная. Причем туда меня принимать не хотели: шея короткая, растяжки никакой... Но я была артистичной, и мама очень хотела, чтобы дочь танцевала. Она смогла договориться, чтобы мне дали шанс. Мама шила норковые шапки, в те времена на них был большой спрос. Кто-то из клиентов подарил ей банку дефицитного растворимого кофе, что тогда было редкостью. Вот за эту взятку — банку импортного кофе — меня и приняли.

Через три года мой педагог Ирина Евстафьевна Барашина посоветовала маме отдать меня в академию хореографии. Я вообще не понимала, куда еду, зачем десятилетнюю девочку везут в Москву и почему меня, раздев до трусиков, так досконально осматривают. В итоге из восьмидесяти человек поступили двое, в числе которых оказалась и я. Помню, мама собирала мне чемодан, а я спросила, положила ли она форму для физкультуры. «Ты вообще понимаешь, куда едешь? — удивилась мама. — Теперь вся твоя жизнь — сплошная физкультура и балет».

Занятия у нас начинались в девять утра, у одних — классика, у других народные танцы — потом пятнадцать минут перемена, чтобы переодеться и идти на общеобразовательные уроки. Дальше до шести вечера снова хореография и фортепиано. Потом час на домашние задания, ужин и отбой. Жизни за пределами интерната попросту не существовало. Но мы чувствовали себя комфортно в тесном коллективе, часто устраивали праздники, причем я всегда была старостой, постоянно организовывала какие-то концерты, вечеринки, кинопоказы...

Игорь: Я как-то спросил у мамы, почему меня отдали в балет. В юности она ходила на танцы и не раз замечала, что почти все мальчики стоят, прижавшись от стеснения к стене. И мама себе пообещала: «Мой сынок обязательно будет танцевать». Сначала она отдала меня в секцию спортивной гимнастики в Одинцово. Там посмотрели данные, попросили встать в пятую позицию — вроде бы получилось — и предложили попробовать силы в танцевальном кружке. Мне было лет шесть.

Однажды мама узнала от соседки, что в академию хореографии объявляется набор детей моего возраста. К тому времени я уже танцевал в студии при цирке на проспекте Вернадского, участвовал в концертах и даже немного там зарабатывал. Так в девять лет я поступил на подготовительные курсы, а через год удалось пройти отбор и в саму академию. Утром папа завозил меня на учебу, а вечером забирал. Я мечтал жить в интернате, но оказалось, что это недешевое удовольствие.

Кристина: Несмотря на то что родители расстались, когда мне не было еще и двух лет, оплачивать интернат помогал отец. Я сама его об этом попросила. Когда я поступала в академию, у меня родилась младшая сестра. Помню, приезжала домой, открывала холодильник, видела на полке шпроты и думала: «Нет, не буду просить. Вдруг это на Новый год». Родители отдавали все средства на мое обучение. Потом произошло обесценивание рубля, и некоторое время мы не могли оплачивать интернат. Родители нашли какую-то знакомую в Москве и попросили меня временно приютить.

— Игорь, в девяностые сверстники не особо принимали ребят, выбравших балет в качестве увлечения. Вам не доставалось за белые трико?

— Я довольно долго не подозревал о существовании трико. В студии в Одинцово мы занимались в спортивных трусиках, концертные номера танцевали в шароварах. В училище долго занимаешься в черных велосипедках. Трико надеваешь только на старших курсах. За годы в профессии я слышал миллионы вопросов о нетрадиционной ориентации артистов балета, но ирония в том, что серьезнее и сложнее профессии, на мой взгляд, не существует. Из зрительного зала кажется, что мы легко порхаем по сцене, но если бы вы знали, сколько труда и боли стоит за этой легкостью! Самое простое, что приходится делать, — надевать трико. А буллинг... он есть в любой сфере. В моем детстве чаще дразнили ребят, носивших очки. Да и потом у меня не было времени общаться с ровесниками, живущими обычной жизнью. Я приезжал в академию к девяти утра, домой возвращался в восемь вечера.

Из зрительного зала кажется, что мы легко порхаем по сцене, но если бы вы знали, сколько труда и боли стоит за этой легкостью. Фото: Дарья Глухова/Из архива К. Кретовой и И. Цвирко

— Получается, что у вас и детства-то не было?

Кристина: Оно было, просто другое и в другой среде. Помню, уже на старших курсах все ребята разъехались по домам и я осталась в интернате одна. Сидела смотрела в окно. Напротив находилась школа. Я наблюдала за компанией мальчишек и девчонок, собравшихся во дворе, кто-то из них меня заметил. Спросили, почему сижу одна, и пригласили погулять. Я впервые познакомилась с ребятами не из балета и узнала, что существует совсем другая жизнь. Мы подружились, даже Новый год вместе встречали.

Игорь: Наши ребята играли с учениками из этой школы в футбол, и тогда единственный раз произошел какой-то инцидент — они отпускали шутки по поводу того, что мы «балеруны». Но «балеруны» крепкие ребята, и быстро поставили всех на место. Когда меня отводили в студию, я поначалу не очень понимал, что такое балет — ну танцы и танцы... Родители считали, главное — ребенок занят и не слоняется на улице. Еще был огромный плюс в том, что заходя в академию, ребенок не может свободно оттуда выйти. По сути, дети постоянно под контролем, у них строгая дисциплина.

— После окончания академии вы сами выбирали театры?

Кристина: За полгода до выпуска руководитель театра «Кремлевский балет» Андрей Борисович Петров пригласил к нему в театр. Это было заманчивое предложение, я же прекрасно понимала, что в Большой театр, о котором мечтают все выпускники, попадут только сливки, но это кладбище талантов, поскольку прорваться смогут немногие. Я в принципе входила в эти «сливки», могла бы побороться, но Валерий Викторович Анисимов, тогдашний управляющий балетной труппой Большого, был другом Петрова, и они договорились, что я пойду в «Кремлевский балет», за что им огромное спасибо.

Фото: Александра Солозобова/Из архива К. Кретовой и И. Цвирко

В первый день работы Андрей Борисович вызвал меня в кабинет и спросил: «С кем ты хочешь работать? Есть Екатерина Сергеевна Максимова (для меня она — легенда) и Нина Львовна Семизорова, которая еще танцует, но уже закончила карьеру в Большом театре. Советую — иди к ней. Молодой педагог, у которого пока нет учениц, поэтому вложит в тебя все силы». И вот я уже двадцать лет работаю с Ниной Львовной. Когда начинали, мне было восемнадцать — пубертатный период и меня разнесло до пятидесяти пяти килограммов, сейчас я вешу сорок семь. Выросла довольно большая грудь. Прежде чем станцевала первую партию — Жизели, а она крестьянка и вполне могла быть пышной, Семизорова сказала: «Начнем с двоечки виллис» — то есть с небольших партий. В итоге я стала примой и в один прекрасный момент поняла, что достигла потолка в этой труппе. Знаете, когда уже не развиваешься и никто не приходит в театр, на кого можно с завистью смотреть, в хорошем смысле, соперничество ведь очень подстегивает на работу. Тогда я получила приглашение от Сергея Юрьевича Филина, который руководил балетной труппой Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Там проработала год в статусе примы-балерины. Позже Филина пригласили в Большой. Я спросила:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На партийном девичнике На партийном девичнике

Расспрашиваем о кремлёвских дамах Нину Хрущёву, внучку советского лидера

Дилетант
«Никак не могу решиться на изменения в жизни. Как стать более смелой?» «Никак не могу решиться на изменения в жизни. Как стать более смелой?»

Как научиться быть готовой к любым изменениям?

Psychologies
Встала и пошла Встала и пошла

Юлия Высоцкая – о красоте, спорте и одинаковых лицах из «Инстаграма»

Домашний Очаг
6 заболеваний, которые могут скрываться за обычным насморком 6 заболеваний, которые могут скрываться за обычным насморком

Часто при насморке все сразу тянутся за каплями. Но так ли все просто?

Лиза
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Сила горя: зачем нужно оплакивать потери Сила горя: зачем нужно оплакивать потери

Все проживают горе по-своему, оно не проходит без следа. Как с ним справиться?

Psychologies
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Бросила его по почте: кем был первый муж Меган Маркл и что с ним стало теперь Бросила его по почте: кем был первый муж Меган Маркл и что с ним стало теперь

Меган Маркл сказала да и обещала быть с ним. Нет, речь не о принце Гарри

VOICE
Дебютантки 2020 Дебютантки 2020

Девушки из очень хороших семей, которых «Татлер» выводит в свет

Tatler
5 увлекательных книг об истории России 5 увлекательных книг об истории России

Подборка книг, авторы которых расскажут о возникновении и становлении России

Популярная механика
Такая, какая есть Такая, какая есть

Совет «Просто быть собой» хорош хотя бы потому, что ему легко следовать

Cosmopolitan
Мамины песни не слушает: как сложилась жизнь единственного сына Анны Герман Мамины песни не слушает: как сложилась жизнь единственного сына Анны Герман

Рассказываем о судьбе единственного сына певицы Анны Герман

VOICE
Настольная книга идеального тренировочного партнера Настольная книга идеального тренировочного партнера

Какого напарника искать и как самому стать тем, кто раскроет силу в других

Men Today
Кто виноват и что делать: мужское бесплодие и как его определить Кто виноват и что делать: мужское бесплодие и как его определить

Можно ли что-то сделать, если бесплоден мужчина?

VOICE
Ученые долго спорили, но все же пришли к выводу, что у человека должен быть еще один орган Ученые долго спорили, но все же пришли к выводу, что у человека должен быть еще один орган

Учебники анатомии придется переписывать из-за брыжейки

ТехИнсайдер
База тренера База тренера

Как отличить коуча здорового человека от коуча курильщика?

Собака.ru
«Чародейка чисел»: как Ада Лавлейс дала начало программированию и оказалась забыта «Чародейка чисел»: как Ада Лавлейс дала начало программированию и оказалась забыта

Августа Ада Лавлейс — гений, опередивший своё время

Forbes
8 отличных фильмов, если хочется погрустить 8 отличных фильмов, если хочется погрустить

Если хочется погрустить, то делайте это в компании трогательных историй

Правила жизни
Как стартап Mirvie научился предсказывать осложнения беременности и привлек $60 млн Как стартап Mirvie научился предсказывать осложнения беременности и привлек $60 млн

Как стартап Mirvie планирует вывести на рынок революционный тест на преэклампсию

Forbes
Репортаж из патруля ГИБДД: погоня, поиск пьяных и психологические трюки Репортаж из патруля ГИБДД: погоня, поиск пьяных и психологические трюки

Как проходит Ночное дежурство у патруля ГИБДД

РБК
Автомобили, ставшие причиной смерти знаменитостей Автомобили, ставшие причиной смерти знаменитостей

Обстоятельства гибели известных людей и виновники этих смертей

Maxim
Почему кошка подставляет зад к лицу хозяина: непредсказуемое поведение вашего питомца Почему кошка подставляет зад к лицу хозяина: непредсказуемое поведение вашего питомца

Кошки тычут нам в лицо своей пятой точкой. Это какой-то особый ритуал?

ТехИнсайдер
Пределы адаптации: как в Индии переносят катастрофическую жару Пределы адаптации: как в Индии переносят катастрофическую жару

Температура поверхности во многих районах Индии превысила 60 градусов

N+1
Что нужно знать об антидепрессантах. Часть 2 Что нужно знать об антидепрессантах. Часть 2

Какими бывают побочные эффекты от антидепрессантов

СНОБ
«Операция «Мясной фарш»: военная драма про гениальный обман «Операция «Мясной фарш»: военная драма про гениальный обман

«Операция «Мясной фарш» — о чем на самом деле это кино

Forbes
Как люди жили до изобретения электричества: не принимайте его как должное Как люди жили до изобретения электричества: не принимайте его как должное

Как люди жили без электрического освещения и холодильников?

Популярная механика
Топ-7 самых популярных кроссоверов: их покупают даже в кризис Топ-7 самых популярных кроссоверов: их покупают даже в кризис

Кроссоверы, которые продолжают покупать, несмотря на кризис

РБК
Тогда и сейчас: где снимали фильм «Москва слезам не верит» Тогда и сейчас: где снимали фильм «Москва слезам не верит»

Как изменились места, снятые в фильме «Москва слезам не верит» сорок лет назад

Вокруг света
«Это гуманистическая замена террора» «Это гуманистическая замена террора»

Как советская власть использовала высылку интеллектуалов из страны

Weekend
Биологическое старение Биологическое старение

Можем ли мы отложить старение и так ли эффективен «правильный настрой»

Лиза
Открыть в приложении