Живая ткань
Как восстанавливают разрушенные войной города.
Проводимая на Украине «специальная военная операция» ставит новые задачи в том числе перед градостроителями и урбанистами: пострадавшие города нужно будет восстанавливать. По сообщению The Economist, в одном только Мариуполе порядка 45% застроенной территории города подверглось разрушениям. Это и промышленность, и объекты инфраструктуры, и жилые дома. На что ориентироваться градостроителям? Есть опыт городов, пострадавших в сравнительно недавних конфликтах.
Сражения в крупнейшем городе Сирии Алеппо шли четыре года. В результате город лежал в руинах. Восстановление началось, но идет медленно и в основном за счет финансирования из-за рубежа. Например, $14 млн на реконструкцию исторической мечети Омейядов выделил Фонд Ахмата Кадырова из Чечни. Берлинский Музей исламского искусства занимается восстановлением сирийского культурного наследия.
На восстановление экономики и социальной сферы самой Чеченской Республики в 2002–2012 годах было выделено более 160 млрд рублей из российского бюджета по федеральным программам. Грозный с его небоскребами и торговыми центрами — тоже пример восстановленного из руин города.