В Софию отправились режиссер Григорий Чухрай, актер Михаил Глузский  и я, попавшая в эту компанию благодаря традиционной просьбе организаторов фестивалей и недель кино. Принимающая сторона обычно так и писала: "Просим включить в состав делегации молодую актрису". А в азиатских странах часто добавляли: "Желательно блондинку".

Караван историйСтиль жизни

Татьяна Догилева: "Как же мне повезло!"

В Софию отправились режиссер Григорий Чухрай, актер Михаил Глузский  и я, попавшая в эту компанию благодаря традиционной просьбе организаторов фестивалей и недель кино. Принимающая сторона обычно так и писала: "Просим включить в состав делегации молодую актрису". А в азиатских странах часто добавляли: "Желательно блондинку".

Записала Ирина Майорова

Я очень боялась, что жизнь пройдет как у родителей: работа, дом, встречи с родственниками. Семья жила бедно (хотя тогда считалось, что в Советском Союзе бедных нет), но у меня было хорошее детство, в котором всего хватало, кроме приключений и путешествий. Поэтому выбирая будущую профессию, знала одно: хочу, чтобы благодаря делу, которым стану заниматься, смогла увидеть мир. Особенно тянуло в экзотические страны, прежде всего в Латинскую Америку. Инки, майя, оставившие следы своего пребывания на Земле инопланетяне... А довольствоваться приходилось поездками в подмосковный пионерлагерь и на станцию Семейкино Ворошиловградской области, где жила мамина сестра тетя Клава.

Впервые за границей оказалась в Чехословакии после девятого класса. Наша школа дружила с гимназией имени Эугена Гудерны в городе Нитра. В поездку отбирали двух лучших учеников из класса, и я оказалась одной из них. Заграница в то время была для нас чем-то нереальным — не очень-то верилось, что она вообще существует. Нитра — небольшой промышленный городок с провинциальным укладом. Словацкие сверстники устраивали концерты, приглашали к себе домой, где накрывали красивые вкусные столы. Помню, как в первый вечер нас спросили:

— Что вы будете пить?

И мы с ужасом ответили:

— Кока-колу!

С ужасом! Почему-то были уверены, что от напитка, о котором много слышали, но никогда не пробовали, обязательно опьянеем.

Я подружилась в Нитре с невероятно красивым мальчиком, которого звали Мирослав. Высокий, русоволосый, с огромными синими глазами. А я не считалась красивой девочкой, не была избалована мужским вниманием. И вдруг, вернувшись в Москву, получаю от Мирослава письмо, в котором он пишет, что влюбился с первого взгляда, но не решался об этом сказать. Как же я рыдала из-за упущенной возможности! Порыдав, написала ответ и тут же вообразила себя героиней трагической повести. Пребывала в образе недолго — через пару месяцев роман в письмах заглох. Но синеглазый Мирослав остался в памяти навсегда, потому что для меня это была премьера чувств, насыщенная яркими красками и сильными эмоциями. Удивительно, что даже спустя сорок с лишним лет цвета не поблекли.

Выбирая профессию, знала одно: хочу, чтобы благодаря делу, которым стану заниматься, смогла увидеть мир. Этот снимок, где я с мамой (справа) и ее подругой соседкой, сделан через пару дней после получения диплома ГИТИСа
Фото: из архива Т. Догилевой

Вторая поездка была в ГДР. Студенты четвертого курса ГИТИСа традиционно отправлялись по обмену в Лейпцигскую высшую театральную школу. Мы показывали немецким ребятам свои отрывки, они нам — свои. Свободного времени оставалось немного. В один из дней нас повезли в Дрезден, на экскурсию по знаменитой картинной галерее. И там, стоя перед «Мадонной» Рафаэля, я поймала себя на мысли: «Чего это она такая маленькая и неяркая?» Смотрела долго — ждала, когда обуяет восторг. Не дождалась. И позже в Москве всем рассказывала, что в натуре знаменитая «Мадонна» сильно проигрывает репродукциям на настенных календарях.

Следующей «загранкой» стала Болгария. Поехала в составе труппы «Ленкома», который показывал зрителям братской страны спектакль «Революционный этюд». Ничего веселее и трогательнее, чем эти гастроли, в моей жизни, кажется, не было. На границах городов наши автобусы встречали болгарские пионеры — с горнами, барабанами и песнями. После спектакля мы с местными коллегами в театральном кафе до утра спорили об искусстве, делились забавными историями, хохотали, танцевали до упаду. В конце девяностых — начале двухтысячных не раз ездила в Болгарию на кинофестивали и сталкиваясь с совершенно другим отношением, задавалась вопросом: «Двадцать лет назад их насильно заставляли нас любить, что ли?» Но не будем о грустном...

Боялась, что жизнь пройдет как у родителей: работа, дом. Семья жила бедно, но у меня было хорошее детство и всего хватало, кроме путешествий

Целую череду загранпоездок мне обеспечило участие в фильме Юлия Райзмана «Частная жизнь». Картина рассказывала о директоре завода, которого отправили на пенсию и он теперь не знает, как и зачем жить. Главного героя играл Михаил Ульянов, а я — маленькую роль непутевой подружки его сына. Райзман был для меня небожителем, обсуждать указания которого не то что не смела — такая мысль даже в голову не могла прийти. Перед съемками одного из эпизодов он, обращаясь ко мне, сказал: «Душенька, ситуация такая — ночь, хозяин не пришел домой, и все за него очень переживают. Ты просыпаешься от звука открывающейся входной двери и выглядываешь из комнаты посмотреть, что происходит. Спишь ты, конечно, голенькая». «Вообще-то сплю в ночной рубашке», — вертелось у меня на языке, но я его прикусила и, согласно кивнув, разделась. А потом выглянула, показав одну голую грудь. Этот кадр использовали на всех афишах. На первом плане — суровое лицо Ульянова, на втором — я с грудью, внизу — название «Частная жизнь». Большой простор для зрительской фантазии.

Режиссер Юлий Райзман был для меня небожителем, обсуждать указания которого даже в голову не могло прийти
Фото: В. Петрусова/РИА новости

Фильм «Частная жизнь» включили в программу Недели советского кино в Болгарии. В Софию отправились режиссер Григорий Наумович Чухрай, актер Михаил Андреевич Глузский и я, попавшая в эту замечательную компанию благодаря традиционной просьбе организаторов фестивалей и недель кино. Принимающая сторона обычно так и писала: «Просим включить в состав делегации молодую актрису». А в азиатских странах часто добавляли: «Желательно блондинку».

В поездку оделась по последней моде: купила у одной манекенщицы самострочный голубой комбинезон, а в Доме моделей на Кузнецком Мосту — тапочки, серебряные. К нынешним фирменным балеткам это корявое произведение сапожного искусства не имело ни малейшего отношения, но какой же крутой я себя в них чувствовала! В Болгарии к нам приставили молодого переводчика, который учился в Москве и очень любил русских. Никакой ночной жизни в Советском Союзе не было, и Петр по моему безумному глазу сразу понял: это то, что мне нужно. Я его ожиданий не обманула. Услышав «Хочешь пойдем?» — неизменно отвечала: «Да! Хочу!» Каждый вечер мы отправлялись то на дискотеку, то в ночной клуб, то на концерт. Спала урывками во время переездов из города в город, сидя на заднем сиденье автомобиля между Чухраем и Глузским. А когда не спала, трещала без умолку про то, какая крутая музыка была в клубе, какие коктейли! Иногда Глузский не выдерживал:

— Помолчи! Больше нет сил тебя слушать!

Звучало это не раздраженно, а устало и обреченно. Я начинала оправдываться:

— Михаил Андреевич, честно вам скажу — если замолчу, сразу засну.

— Лучше уж спи! — смеялся он.

Этот кадр использовали на всех афишах. На первом плане — суровое лицо Ульянова, на втором — я с грудью, внизу — название «Частная жизнь»
Фото: кадр из фильма «Частная жизнь»/Киностудия «Мосфильм»

Однажды Петр объявил, что ночью в ресторане отеля, где мы остановились, пройдет концерт очень известной болгарской певицы. Попасть на выступление звезды оказалось непросто, но Петр это как-то устроил. Певица мне безумно понравилась, и выпив изрядное количество коктейлей, я решила осыпать ее цветами. Поднялась к себе в номер, который из-за обилия букетов (Чухрай и Глузский свои отдавали мне) походил на ларек Мосцветторга, собрала в огромную охапку розы, пионы, ирисы и, с трудом дотащив до зала, стала бросать их на сцену. К великому изумлению публики и самой артистки. Кидала долго — до тех пор пока не появился Петр (он куда-то отлучался) и сказав «Все, хватит», не отправил меня в номер.

«Вообще-то сплю в ночной рубашке», — вертелось на языке, но я его прикусила и, кивнув, разделась. А потом выглянула, показав одну голую грудь

Была в этой замечательной поездке одна даже не проблема, а некоторая неловкость. Чухрай и Глузский друг с другом не разговаривали. Меня, жизнерадостную дворняжку, мало что знавшую о кинематографической среде, это обстоятельство повергло в крайнее изумление. Я просто представить себе не могла, что такое бывает. О причине конфликта рассказал Михаил Андреевич. Несколько лет назад он очень долго пробовался на главную роль в картине «Каждый день доктора Калинникова», которую готовилось запускать возглавляемое Чухраем Экспериментальное творческое объединение «Мосфильма». Потом доктора сделали женщиной, и ее сыграла Ия Саввина. Глузкий на Григория Наумовича дико обиделся.

Фото: Persona Stars

Несмотря на холодность в отношениях, вели себя мэтры идеально. Ни косых взглядов друг на друга, ни — боже упаси! — каких-то задевающих самолюбие реплик. Великие умели быть джентльменами. А я, исправно выполняя обязанности связующего звена, удостаивалась чести беседовать то с одним, то с другим. Чухрай поведал, что хочет снять фильм «Аэлита» и занят поисками исполнительницы главной роли. Ищет ее в Румынии, потому что (цитирую): «Там есть такие лица!» К концу поездки Михаил Андреевич и Григорий Наумович не то чтобы потеплели друг к другу, но уже могли переброситься парой фраз. А я с обоими по-настоящему подружилась. И встречаясь на кинофестивалях или премьерах, мы общались с огромной радостью.

Сейчас, по прошествии многих лет, хорошо понимаю обиду Глузского на Чухрая. На мою долю выпала прорва этих чертовых проб, после которых очень часто никто даже не удосуживался сообщить: «Вы не подходите». Я отказывалась от участия в других картинах, от интересных поездок и ждала, что вот сейчас объявят дату первого съемочного дня. А потом вдруг узнавала, что работа над фильмом уже в разгаре...

Купила у одной манекенщицы самострочный голубой комбинезон, а в Доме моделей — тапочки, серебряные. Какой же крутой я себя чувствовала!

С писателем Владимиром Куниным я и Михаил Мишин (в ту пору мы уже были вместе) подружились, когда отдыхали в Доме творчества кинематографистов в Репино под Ленинградом. Мне очень нравились и книжки Владимира Владимировича, и он сам — веселый балагур. Как-то Кунин сказал, что пишет для «Мосфильма» сценарий про валютную проститутку. По тем временам — невозможно революционно! Тема считалась запретной, поскольку такого явления в советской действительности не было и быть не могло.

О причине конфликта мне поведал Михаил Андреевич Глузский. Он долго пробовался на главную роль в картине «Каждый день доктора Калинникова». А сыграла ее... Ия Саввина
Фото: Б. Кремер/Photoxpress.ru

От Кунина мы узнали массу подробностей о жизни «спецконтингента», отношениях «бабочек» между собой, а также с милицией и КГБ. Он опасался, что «сценарий, конечно, порубят». Мы сопереживали, поддерживали, уговаривали не волноваться раньше времени. И вот при очередной встрече Владимир Владимирович вручил мне сценарий, который назывался «Фрекен Танька»: «Я написал его для тебя, и играть главную роль будешь только ты!» Сценарий понравился, хотя роль немного пугала. В спектакле Романа Виктюка «Наш Декамерон» мне тоже досталась женщина легкого поведения. Подумала: «Не много ли проституток?» Я уже имела возможность убедиться, что зрители далеко не так великодушны и продвинуты, как хотелось бы. Сколько оскорбительных писем я получила после «Забытой мелодии для флейты»! Появилась обнаженной на экране всего на секунду, и за это меня как только не обзывали... В общем, хорошо понимала, какую бурю зрительского негодования вызовет образ путаны Таньки и сколько всего придется выдержать актрисе, которая ее сыграет. На эту роль нужно было решиться — и я решилась. Но не сыграла.

История долгая, путаная и муторная. Сначала Кунин при встречах говорил: «Ты утверждена. Никаких проб», а спустя короткое время, когда спрашивала «Как дела? Что нового?» — уже делал вид, будто не понимает, о чем речь, и начинал рассказывать про что-то другое.

Актерский мир такой плотный, что утаить ничего невозможно. До меня докатывалась информация: одна актриса пробовалась у Тодоровского, вторая, третья... Я получила вызов на пробы через полгода. Не поехала. Если бы сразу сказали: «Тодоровский не хочет снимать тебя в этой роли», ответила бы «Хорошо». Еще и выдохнула бы с облегчением. Честное слово! А в реальном раскладе история оказалась для меня очень болезненной. Благодаря ей закончилась наша «дружба навек» с Куниным, но посмотрев «Интердевочку», я очень обрадовалась, что там не снималась. Фильм отличался от сценария, и в этом варианте роль Таньки была абсолютно не моя. А замечательная актриса Лена Яковлева прекрасно с ней справилась и стала в одночасье знаменитой. Говорю совершенно искренне: славу, полученную за работу в «Интердевочке», Лена заслужила.

Современное кинопроизводство тоже дает немало поводов поудивляться. Недавно разговорилась с кастинг-директором сериалов о том, как проходит отбор актеров. Все меняется с сумасшедшей скоростью, не успеваю следить за новыми правилами. И она мне поведала, что мнение режиссера сейчас не имеет ни малейшего значения, актеров на все роли утверждает канал-заказчик. В специально созданных отделах сидят какие-то люди, которым в обязательном порядке нужно предоставлять пробы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Знаменитости, которые отказались от рыцарского титула Знаменитости, которые отказались от рыцарского титула

Кто еще, кроме Боуи, сказал твердое «нет» королеве Англии?

Maxim
Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles

Творческий путь Йоко Оно и ее знаковые работы

Forbes
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов

Кишечная палочка использует ранее неизвестную противовирусную систему

ТехИнсайдер
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
На российских авиалиниях растет доля пассажиров без багажа На российских авиалиниях растет доля пассажиров без багажа

Все больше пассажиров российских авиакомпаний выбирают перелеты без багажа

Inc.
Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге

Как повлияет потепление климата на амазонские леса и сибирскую тайгу?

N+1
«Сделать женщин счастливее» «Сделать женщин счастливее»

Любая история успеха — это большой путь. Вот каким видит свой Ирина Хайдарова

OK!
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
Мошенники усложнили схемы Мошенники усложнили схемы

Мошенники придумали новую схему обмана с «выплатами» в евро

Ведомости
Девять «Оскаров», похвала критиков и один большой скандал: чем велик «Последний император» Бертолуччи Девять «Оскаров», похвала критиков и один большой скандал: чем велик «Последний император» Бертолуччи

Как «Последний император» покорил критиков и возмутил историков

Правила жизни
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
Замечательный сосед Замечательный сосед

5 вещей, которые надо успеть сделать в Минске за выходные

Лиза
От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной

Подборка пяти великих фильмов о Великой Отечественной

Ведомости
Болотинг Болотинг

Зачем люди ходят по болотам и какие красоты там можно увидеть?

Новый очаг
Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания

Как можно судить о зарождении медицины у людей на примере шимпанзе

N+1
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Жизнь на чемоданах Жизнь на чемоданах

Как избежать ненужных рисков во время путешествия?

Здоровье
Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас

Как рекрутеры используют нейросети — кейсы из России

ТехИнсайдер
Представь, что... Представь, что...

Почему стоит довериться роботу и спланировать путешествие с помощью Chat GPT

Новый очаг
Окно в Китай Окно в Китай

Как китайская фармотрасль стала одной из ведущих в мире

Ведомости
Раннее взросление Раннее взросление

История одной семьи, переданная в письмах

Знание – сила
Время титанов Время титанов

Ма Яньсун — архитектор, который умеет так же хорошо строить, как и мечтать

Weekend
Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении

Из-за чего возникает «расползание» налогов по непрофильному законодательству

Forbes
Открыть в приложении