Карантин за свой счет: почему противоэпидемические меры властей граничат с правовым нигилизмом
Есть все основания полагать, что de facto на территории Москвы введен карантин, хотя de jure он не объявлялся. Разница в том, что закон о карантине, в отличие от закона, на который сослался мэр Москвы, предусматривает полное возмещение причиненного предпринимателям ущерба.
ВОЗ объявила о пандемии коронавируса, и вслед за другими странами российские власти принимают меры по предотвращению развития эпидемии на территории страны. Оценку целесообразности, своевременности и разумности принятых президентом РФ и главами регионов мер оставим экономистам, социологам, медикам и философам. Порассуждаем о том, кто по действующему закону должен компенсировать все те беспрецедентные имущественные потери, которые экономика и граждане несут в результате объявленных мер — бизнес или государство?
Содержательно предпринятые меры сводятся к следующему:
- объявление так называемых нерабочих дней с сохранением зарплаты работникам за счет работодателя;
- приостановление деятельности предприятий отдельных отраслей (общественного питания, розничной торговли непродовольственными товарами, ряда услуг);
- ограничение свободы передвижения граждан, что препятствует нормальной деятельности предприятий всех отраслей.
Численность занятого населения РФ в феврале 2020 года составляла 71,1 млн человек, при среднемесячной заработной плате 46 674 рублей, таким образом, совокупный объем фонда оплаты труда в месяц в РФ составляет порядка 3,3 трлн рублей в месяц. Не трудно посчитать, во что обойдется работодателю такая противоэпидемическая мера. Приходится признать, что имущественным правам субъектов нанесен существенный, если не сокрушительный ущерб. А размер убытков от «приостановки» экономики сейчас просто невозможно подсчитать.
Теперь попробуем оценить нормативные акты, на основании которых все эти меры предприняты, с позиций de jure и de facto.
Гражданские права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В преамбуле указов президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 03.04.2020 № 239, установивших нерабочие дни, нет ссылок на какие-либо законы, но сказано, что указ принимается в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ. Ситуационный повод принятия решения обозначен здесь совершенно определенно. Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает и эпидемии как основание для введения чрезвычайного положения (п. «б» ст. 3), и мобилизацию ресурсов любых организаций, и изменение режима их работы. Все эти меры, которые вводятся указами без ссылки на закон, de facto являются мерами чрезвычайного положения, применяемыми в связи с эпидемиями (п. «в» ст. 13 Закона о ЧП). Президент РФ имеет полномочия их вводить. Поэтому организации, чье имущество и ресурсы использовались для реализации чрезвычайных мероприятий, должны иметь право на возмещение