Игрушка: Петрушка Уксусов
Красный колпак на большой тяжелой голове, огромный крючковатый нос, выпученные глаза, ухмыляющийся до ушей рот — не узнать этого яркого персонажа просто невозможно!
Бывает так, что детство прошло, а в игрушки наиграться не получилось и расставаться с ними жалко. Отсюда увлечение коллекционированием авторских кукол, мишек Тедди, оловянных солдатиков или моделей машинок. Некоторые идут еще дальше: превращают игру в куклы в профессию. Остальные довольствуются походами в кукольный театр, где, прикрываясь интересами детей, втайне мечтают попробовать играть и управлять во-о-он той куклой.
Наш герой никого не оставляет равнодушным. Мы познакомились в московском театре «Бродячий Вертеп», поздоровались с ним за деревянную ладошку… Здесь «работает» много кукольных персонажей, но один вызывает особый трепет — непростая кукла в потертой от долгой работы красной рубашке. При случае может пустить в ход свою любимую дубинку. Узнали? Конечно, это Петрушка, совсем ни на кого не похожий. Можно долго рассуждать об эстетике безобразного, но от Петрушки действительно не отвести глаз. Его внешность далека от общечеловеческой, он смешной и страшный одновременно. Прибавим еще голос, который звучит резко и механически, и получим ощущение, что Петрушка как будто не из нашего мира. Он другой.
Именно внешность и голос позволяют Петрушке вести себя так дерзко и хамовато, насмехаться и злодействовать. И ему все сходит с рук. Такой характер не сможет выразиться в другой форме куклы. Когда образ нарушают, пытаясь сделать его более миловидным, «приглаживают» для детского утренника, например уменьшают нос или заставляют говорить нормальным голосом, это приводит лишь к тому, что Петрушка и вести себя начинает иначе. Без носа, колпака, ухмылки он теряет себя. Образ Петрушки отшлифован веками.
Расцвет театра Петрушки относится к концу XIX века, когда ни одна ярмарка не обходилась без кукольного представления. Бывало, на ярмарочной площади располагалось сразу несколько театров. Сам по себе театр Петрушки состоял из складной легкой ширмы и набора кукол, помещающихся в ящик. Традиционно петрушечник работал в паре с шарманщиком. Вначале Петрушка приветствовал публику и заводил разговор с музыкантом, который подавал ему реплики и собирал плату за представление. Артистам требовалось вовлечь в действо как можно больше народа, ведь от этого напрямую зависел их заработок.