Как управлять удаленной командой: 9 советов от Давида Яна
Глобальная пандемия инициировала небывалые перемены в истории человечества, в том числе беспрецедентную цифровую и организационную трансформацию в связи с переходом миллиардов людей на удаленную работу. О том, как не растерять в период кризиса человеческий капитал — главный актив бизнеса, рассказывает основатель ABBYY, серийный предприниматель в области искусственного интеллекта Давид Ян.
Один из самых известных HR-аналитиков мира Джош Берсин и Дайан Герсон, директор по управлению персоналом IBM, пару дней назад на совместном вебинаре говорили: «Финансовые директоры спасли свои компании в тяжелом 2008 году. Директоры по персоналу спасут свои компании в 2020-м».
Управление удаленной командой имеет ряд базовых принципов, связанных с управлением любой командой, и при этом накладывает новые требования на способы взаимодействия, коммуникации, принятия решений, выполнения работы, организации рабочего пространства и рабочего времени.
В управлении малыми и крупными рабочими группами важны многие аспекты, среди которых я хотел бы отметить следующие:
- Общение и обратная связь
- Прозрачность и доверие
- Поддержка и взаимопомощь
- Ясные цели
- Измеримые результаты
- Технические средства
- Баланс работы и личной жизни
- Лидерство и ответственность на уровне каждой команды и каждого сотрудника
Я основал 12 компаний, включая ABBYY, где 1300 сотрудников работает в 13 странах мира, Yva.ai, сотрудники которой в 4 странах мира работают удаленно. При этом я сам последние 8 лет живу в Кремниевой долине и 100% времени работаю удаленно из дома.
На базе опыта крупнейших распределенных организаций Кремниевой долины, с основателями которых мне приходилось общаться, и личного опыта создания удаленных команд, я хотел бы предложить следующие советы всем тем, кто сегодня переводит свои команды на работу из дома.
Совет №1. Организуйте цифровое офисное пространство
Если вы еще не перешли на корпоративные мессенджеры Slack, MS Teams, то теперь вы обязаны это сделать. Электронная почта недостаточно оперативна, не имеет публичных каналов, функций «упоминания», «эмоджи-реакций» и, по многим другим причинам, не может стать заменой оперативному живому общению.
При этом WhatsApp также не может стать вашим корпоративным мессенджером. Это совершенно принципиально. Вы должны перейти не на WhatsApp, а в Slack или MS Teams. WhatsApp не является корпоративным мессенджером, т.к. ваши системные администраторы не могут контролировать состав участников общественных каналов. Если кто-то из сотрудников уволится, то нет системного способа удалить (или не забыть удалить) его из группы, что приводит к серьезным дырам в безопасности. Есть много и других причин.
Используйте сервисы видеоконференций, поддерживающие открытые видео-комнаты, например Zoom.
Создайте виртуальные zoom-переговорные комнаты для каждой команды, куда может зайти любой и пообщаться голосом, как в канале мессенджера. Создайте виртуальную zoom-кухню-кофейню, куда сотрудники могут подключиться в момент перерыва на кофе или перекус. Там можно пообщаться в течение рабочего дня с удаленными коллегами, которые тоже захотели перекусить или выпить кофе.
Совет №2. Встречайтесь через видеоконференции много раз в день
Во-первых, организуйте короткие регулярные ежедневные и еженедельные встречи по важным темам. Это создает необходимый ритм работы удаленной команды. Во-вторых, обеспечьте возможность оперативных встреч между коллегами рабочих групп, руководителями и сотрудниками в течение дня.
Важно, чтобы каждая рабочая команда запланировала короткий стендап на 15-20 минут каждый день в заранее определенное время. Предложите сотрудникам приходить на стендап за 2-3 минуты до начала и использовать это время для общения. Интересуйтесь друг другом. Семьей, детьми, кошками, собаками, погодой, чем угодно. Личное общение повышает уровень окситоцина и вазопрессина — важных гормонов счастья, которые усиливают привязанность, теплые чувства и командный дух.
Если вы руководитель рабочей группы, то в некоторые периоды вы можете вообще не выключать вашу виртуальную zoom-комнату. Сотрудники смогут заходить к вам в течение дня по коротким вопросам.
Совет №3. Устраивайте виртуальные посиделки
Встречайтесь через видео-конференции вечером после работы в виртуальных клубах по интересам и неформальных посиделках и ужинах. Это работает! Это прикольно, весело и очень необычно! Можете играть в Крокодила, настольные игры, Мафию, Контакт и др. Это вызывает огромное количество положительных эмоций. В ABBYY, например, создали специальную группу в корпоративной социальной сети — #remoteworktogether. В ней сотрудники организуют разные активности: устраивают спортивные челленджи, совместный просмотр и обсуждение конференций Ted Talks, играют в настольные игры по Zoom, делятся советами, как не сойти с ума на удаленке.